Индек- сы фондовой биржи, подготавливаемые "Доу-Джонс & К 0 " и ежед- невно публикуемые в "Уолл-стрит Джорнал". ТЕОРИЯ ДОУ основа- на на подтверждении изменения основной тенденции рынка, на к-рое указывают И.Д.-Д. для акций промышленных и транспорт- ных компаний. Индекс акций промышленных компаний. И.Д.-Д. для акций про- мышленных компаний был впервые опубликован 3 июля 1884 г. Чарльзом Г. Доу как индекс акций, являющихся объектом еже- дневных сделок. Индекс на момент закрытия биржи для двенадца- ти активно участвовавших в торгах акций ведущих компаний: Первый ИД. -Д. для акций промышленных компаний Американ Коттон Ойл Американ Шугар Американ Тобакко Чикаго Газ Дистиллинг & Кэттл Фидинг Дженерал Электрик Лэклид Газ Нэшнл Лед Норт Американ Ко Теннесси Айон & Коул Ю. С. Лезер префед Ю. С. Раббер В таблице 1 приводятся компоненты индексов Доу-Джонса для промышленных, транспортных и коммунальных компаний. И.Д.-Д. достиг наивысшей точки - 381,17 - 3 октября 1928 г., а низшей точки - 63,90 - 15 декабря 1921 г., 28 октября 1929 индекс Доу-Джонса резко снизился, как и операции рынка в целом. Ин- декс акций промышленных предприятий снизился почти на 40 и еще на 30 пунктов 29 числа, составив 230,07, что соответствовало 40-процентному падению годового уровня. 8 июля 1932 г. И.Д.-Д. достиг рекордно низкой отметки - 41,22. В 1987 г. индекс Доу упал на 508 пунктов, или на 22,6%, и составил 19 октября 1738,74, что яви- лось самым сильным потрясением фондового рынка за всю историю. Убытки инвесторов оцениваются в размере свыше 500 млрд дол. Объем торговли на Нью-Йоркской фондовой бирже составил 604330 тыс. акций. Данные об И.Д.-Д. для акций индустриальных предприятий с 1954 по 1988 гг. приводятся в таблице 2. 19 октября 1987. г. фондовую биржу охватил кризис. Менее чем за семь часов И.Д.-Д. для акций промышленных предприятий упал на 508 пунктов, или на 23%, что означало сокращение операций с ценными бумагами на бирже на 503 млрд дол. В течение двух ме- сяцев биржевые операции сократились на 1 трлн дол., что соответ- ствовало 984 пунктам индекса Доу, или 36%. Компьютеры Нью-ИНДЕКСЫ ДОУ-ДЖОНСА Таблица 1. Компоненты индекса Доу-Джонса для акций промышленных предприятий Эллайд сигнал Алюминум К 0 оф Амер. Американ Экспресс AT&T Бетлехем Стал Боинг Катерпиллар Шеврон Кока-Кола Дисней (Уолт) Дюпон Истмэн Кодак Эксон Дженерал Электрик Дженерал Моторз Гудиер ИБМ Интернэшнл Пейпер МакДональдс Мерк Минн. Майнинг & Мануф. Морган (Дж. П.) Филип Моррис Проктер & Гэмбл Сирз Тексико Юнион Карбайд Юнайтед Текнолоджиз Уэстингхауз Вулворт Компоненты индекса Доу-Джонса для акций транспортных компаний AMP Корп. Эрборн Фрейт Аляска Эр Американ Президент Берлингтон Нортерн Си-Эс-Экс Кэролайн Фрейт Консолидейтед Фрейтуэйз Консолидейтед Рейл Дельта Эрлайнз Федерал Экспресс Норфоук Сазерн Роудуэй Сервисез Райдер Систем Санта Фе Пасифик Саутуэст Эр Лайнз Ю-Эй-Эл Юнион Пасифик Ю Эс Эр Груп ЭКСТРА Корп. Компоненты индекса Доу-Джонса для акций коммунальных компаний Америкэн Электрик Пауэр Аркла Сентенор Энерджи Коммонуэлт Эдисон Консолидейтед Эдисон Консолидейтед Нэтурэл Гэз Детройт Эдисон Хьюстон Индастриз Найагэра Мохок Пауэр Пасифик Гэз & Электрик Пэнхэндл Истерн Пиплз Энерджи Филадельфия Электрик Паблик Сервис Энтерпрайзез Сазерн Калифорния Эдисон Йоркской фондовой биржи были перегружены, поскольку в торгах участвовало 604 млн акций. 24 августа 1989 г. индекс Доу, соста- вивший 2734,64 пункта на конец биржевого дня, побил свой ста- рый рекорд - 2722,42 от 28 августа 1987 г. При составлении списков компаний редакторы "Уолл-стрит Джорнал" (Wall Street Journal) производят отбор. Обычно пред- почтение отдается компаниям с высокой рыночной стоимостью, компаниям, к-рыми владеют различные частные лица, и инсти- туциональным инвесторам, компаниям с регулярными доходами и дивидендами, а также компаниям, занимающим ведущее место в какой-либо важной отрасли. Считается, что индекс Доу служит своеобразным рейтингом на бирже. В 1916 г. число акций возросло до 20, а 1 октября 1928 г. - до 30. Первоначально индекс рассчитывался как простое среднее ариф- метическое ежедневных цен на момент закрытия биржи, причем в некоторых случаях сложные цены дробились на группы по отдель- ным акциям с целью недопущения искажения индекса. 10 сентяб- ря 1928 г. для корректировки показателей был введен метод посто- янного делителя, при к-ром сумму цен акций конца биржевого дня делили не на общее число акций, а на число, предварительно рас- считанное на основе последних котировок биржевого дня 8 сен- тября 1928 г., что по новому методу давало приблизительно такой же средний результат - индекс, как и по старому методу в расчете на день, предшествовавший переходу на метод постоянного дели- теля. После введения нового метода постоянный делитель изме- няли всякий раз, когда это было необходимо из-за дробления ак- ций, дивидендов по акциям или замены одного вида ценных бумаг другим. Ниже приводится упрощенная схема использования метода по- стоянного делителя. 1. Допустим, индекс охватывает всего три акции, имеющие в кон- це биржевого дня следующие цены: акция А 30 акция В 25 акция С 45 3)100 = 33,33 - индекс на конец биржевого дня. 2. На следующий день оказывается целесообразным дробле- ние акции С (3:1), цена к-рой на момент закрытия биржи со- ставляет 20. Цены акций А и В составляют 35 и 30 соответ- ственно. Производя деление по старому методу с помощью делителя "3", получаем результат 28,33 на конец биржевого дня, к-рый не соответствует действительности, поскольку цены на рынке не упали, а наоборот, выросли. Поэтому для устране- ния искажения делитель следует изменить. Чтобы найти со- ответствующий показатель, проследим ход вычислений, отно- сящихся к предыдущему дню в приведенном выше примере с учетом дробления акции С: акция А 30 акция В 25 акция С 15 (дробление 3:1) Разделив сумму на старый индекс 33,33)70, получаем новый постоянный делитель - 2,10. 3. Теперь рассчитаем индекс для следующего дня: акция акция акция акция акция акция А В С А В С 35 30 20 2.10)85 30 25 45 2.10)85 = 40,48 - индекс на конец биржевого дня 30 25 45 3)100 = 33,33 - индекс на конец биржевого дня. Следует отметить, что данный метод "наказывает" акции С наи- меньшим "весом" в новом индексе, в то время как цена этих акций в старом индексе была наивысшей; тем не менее можно предполо- жить, что акции С лидируют на рынке, и об этом свидетельствуют схема их дробления и значительный рост цены. Если бы для устра- нения искажения был применен метод множителя, то акции С по- прежнему занимали бы лидирующее место: акция А 35 акция В 30 акция С 60 (20хЗ-множительизформулыдробления) 3)125 = 41,67, индекс на конец биржевого дня. Постоянный индекс должен быть изменен также и в случае, если дивиденды по акциям, дробление или замена одного вида ценных бумаг другим приводят к ощутимым искажениям индекса. Менять делитель не следует в случаях, когда дробление акций, дивиденды по акциям или замена одного вида ценных бумаг другими вызыва- ют отклонения менее чем на пять пунктов в индексе акций про- мышленных компаний, менее чем на два пункта в индексе акций транспортных (ранее ж.-д.) компаний и менее чем на один пункт в индексе акций коммунальных компаний. Транспортные компании. 2 января 1970 г. И.Д.-Д. по 20 акциям ж.-д. компаний был модифицирован с целью включения в него ак- 567ИНДЕКСЫ ДОУ-ДЖОНСА Таблица 2. Индекс Доу-Джонса для акций промышленных компаний с 1961 г. Высокие Год Низкие 13 декабря 3 января 18 декабря 18 ноября 31 декабря 9 февраля 25 сентября 3 декабря 14 мая 29 декабря 28 апреля 11 декабря 11 января 13 марта 15 июля 21 сентября 3 января 8 сентября 5 октября 20 ноября 27 апреля 27 декабря 29 ноября 6 января 16 декабря 2 декабря 25 августа 21 октября 9 октября 16 июля 29 августа * (новые высокие) 734,91 726,01 767,21 891,71 969,26 995,15 943,08 985,21 968,85 842,00 950,82 1036,27 1051,70 691,65 881,81 1014,79 999,75 907,74 897,61 1000,17 1024,05 1070,55 1287,20 1286,64 1553,10 1955,57 2722,42 2183,50 2791,41 2999,75 3065,23 1961 1962 1963 1964 1965 1966 1967 1968 1969 1970 1971 1972 1973 1974 1975 1976 1977 1978 1979 1980 1981 1982 1983 1984 1985 1986 1987 1988 1989 1990 1991 1992 1993 8 января 26 июня 2 января 2 января 28 июня 7 октября 3 января 21 марта 17 декабря 6 мая 23 ноября 26 января 5 декабря 6 декабря 2 января 2 января 2 ноября 28 февраля 7 ноября 21 апреля 25 сентября 12 августа 3 января 24 июля 4 января 22 января 19 октября 20 января 3 января 11 октября 9 января 2 января 12 мая 610,25 535,76 646,79 766,08 840,59 744,32 786,41 825,13 769,93 631,16 797,97 889,15 788,31 577,60 632,04 858,71 800,85 742,12 796,67 759,13 824,01 776,92 1027,04 1086,57 1184,96 1502,29 1738,74 1879,14 2144,64 2365,10 2470,30 3172,41 3478,61* ций компаний, представляющих др. виды транспортных средств. Теперь уже известно, что индекс акций транспортных компаний по-прежнему представляет собой индекс акций ж.-д. компаний, однако девять ж.-д. акций были заменены девятью акциями компаний др. видов транспорта. Т. о., количество акций в индексе по-прежнему 20, а общее число 65, составляющее совокупный И.Д.-Д., остается неизменным. Переход к системе пересмотренных индексов был осуществлен путем корректировки делителей в це- лях получения индекса для акций транспортных компаний и ин- декса для 65 акций. Добавления и изъятия (акций) привели к установлению делите- ля для И.Д.-Д. по акциям транспортных компаний на отметке 4,084 (прежний делитель в индексе для акций ж.-д. компаний составлял 4,721) и к замене делителя 10,568 на делитель 10,141 для расчета индекса 65 акций. В прилагаемой таблице показаны рыночная стоимость и процент изменений промышленного И.Д.-Д. с 31 декабря 1933 г. по 31 де- кабря 1991 г. "Доу-Джонс Индастри Груп" (Dow Jones Industry Group) предо- ставляет также информацию, касающуюся др. отраслей экономики: Новейшие медицинские приборы Реклама Космос и оборона Воздушные перевозки Авиалинии Алюминий Розничная торговля предметами одежды Автозапчасти Автомобилестроение Банки центральные Банки южные Банки основные Банки западные Банки восточные Биотехнология Строительные материалы Казино Химические продукты (товары широкого потребления) Химические продукты (специализированные химикалии) Уголь Связь Компьютеры Конгломераты Потребительские услуги Контейнеры Косметика Дистилляция, пивоварение Диверсифицированная технология Розничная торговля медикаментами Электротовары Электроэнергетика общего пользования Организация досуга (развлечения) Заводское оборудование Финансовые услуги Продукты Розничная торговля продуктами питания Продукция лесной промышленности Коммунальное газоснабжение Здравоохранение Тяжелое машинное (станочное) оборудование Капитальное строительство Жилищное строительство Хозяйственные товары Продукция домашнего хозяйства Промышленная технология Производственная помощь Промышленные электростанции диверсифицированные Страхование жизни Страхование имущества Общее страхование Пансион без питания Морской транспорт Поставки медикаментов Горнодобывающая промышленность Офисное оборудование Бурение нефтяной скважины Нефть, получаемая за счет нагнетания в коллектор воды/газа Нефть, получаемая за счет энергии коллектора Прочее нефтяное оборудование Прочие цветные металлы Прочие виды отдыха Бумажное производство Фармацевтика Трубопроводы Загрязнение среды/отходы Драгоценные металлы Издательское дело Железные дороги Капиталовложения в недвижимость 568ИНДЕКСЫ ДОУ-ДЖОНСА Индекс Доу-Джонса для акций промышленных компаний Рыночная стоимость * 31 декабря 1933 г. 31 декабря 1991 Изменения % Филип Моррис (вместо Дженерал Фудз с 1985 г.) Проктер & Гэмбл Дженерал Электрик Истмэн Кодак Эксон Мерк (вместо компании Исмарка с 1979 г., созданной в 1959 г. на базе корн продактс) Кока-Кола (в 1487 г. сменила Оуэнз-Иллинойс, сменившую в 1959 г. Нэшнл Дистиллерз, к-рая в 1934 г. сменила Юнайтед Эркрафт) Тексако Гудиер Тайер & Раббер Сирз, Робак Шеврон Уэстингхаус Электрик Алюминиум Компани оф Америка (вместо Нэшнл Стил с 1959 г., сменившей Кока-Колу в 1935 г.) Дю Пон де Немур МакДональдс (вместо Америкэн Брэндзс 1985 г.) Дженерал Моторз Интернэшнл Пейпер (вместо Лов'з с 1956 г.) Америкэн Телефон энд Телеграф (вместо ИБМ с 1939 г.) Юнион Карбайд Вулворт Корпорэйшн Миннесота Майнинг энд Мануфэкчуринг (с 1976 г. вместо Анаконды, сменившей Америкэн Смелтинг в 1959 г.) Боинг (вместо И Н КО с 1987 г.) Юнайтед Текнолоджиз (с 1939 г. вместо Неш-Келвинейтор) Дисней (Уолт) (вместо USX с 1991 г.) Бетлехем Стил Эллайд-Сигнал Морган (Дж. П.) (вместо Примерики с 1991 г.) Интернэшнл Бизнесе Мэшинз (с 1979 г. вместо Крайслер) Америкэн Экспресс (с 1982 г. вместо Мэнвилл) Катерпиллар Инк. (с 1991 г. вместо Нэвистар Интернэшнл) $10000 10000 $2571345 620931 25613 10000 10000 10000 10000 1155383 941539 869313 757753 11454 9315 8593 7478 6109 10000 10000 10000 10000 10000 10000 10000 10000 10000 10000 10000 10000 10000 10000 10000 10000 10000 10000 10000 10000 10000 10000 10000 10000 605347 467295 437437 436363 417723 313527 237622 236868 171982 102904 89409 77315 76737 73526 72198 71147 60467 58817 45405 45052 40858 16959 16353 4748 5953 4573 4274 4264 4077 3035 2276 2269 1620 929 794 673 667 635 622 611 505 488 354 351 309 70 64 (53) * (Согласно таблице.) В акционерный капитал вносили по 10 тыс. дол., а когда требовалось использовать всю сумму целиком приобретали также частично акции. Брокерские комиссионные в стоимость не входили. Была произведена корректировка в связи с дроблением акций и дивидендами по акциям. Рестораны Розничная торговля, широкий спектр Сбережения и кредиты Брокер по ценным бумагам Полупроводники Безалкогольные напитки Программное обеспечение Специализированная розничная торговля Сталь Телефонные системы Текстильные изделия, одежда Табачные изделия Игрушки Транспорт Автогрузоперевозки Коммунальное водоснабжение "Доу-Джонс энд К 0 " пояснила, что преобразование индекса ак- ций ж.-д. компаний в индекс акций транспортных компаний было продиктовано коренными изменениями в структуре коммерческих перевозок. В конце XIX в., когда впервые появился индекс акций ж.-д. компаний, в системе ж. д. осуществлялись перевозки как гру- зов, так и пассажиров в колоссальных масштабах. Время автомо- билей, грузовиков, автобусов и самолетов еще не наступило. Всего 20 лет назад по ж. д. осуществлялось 62% всех междугородных пе- ревозок, как показывает анализ тоннажа и пробега в милях кило- метража. Однако к 1969 г. эта цифра снизилась до 41%. В течение того же 20-летнего периода доля коммерческих автогрузовых пе- 569ИНДЕКСЫ ЦЕН ревозок практически удвоилась, резко поднявшись с 11 до 21%, оставшуюся же часть работы выполняли трубопроводы, водные виды транспорта и самолеты. К 1969 г. общее число пассажиров на междугородных линиях сократилось до 1,2% по сравнению почти с 10% два десятилетия назад, как показывают расчеты: пассажир- миля пути. В 1969 г. частными автомобилями пользовались 86% от общего числа пассажиров, ранее предпочитавших междугородные поезда, самолетами - 9,4% и автобусами - 2,5%. При пересмотре индекса были также учтены сократившиеся доли ж.-д. компаний вследствие слияния ведущих ж.-д. компаний и трансформации некоторых ж.-д. компаний в нетранспортные. Индекс Доу-Джонса для акций коммунальных компаний. Начал применяться в 1929 г. для 20 акций, в т. ч. акций компании Commonwealth & Southern и Niagara Hudson Power, к-рые поступа- ли в продажу в течение не всего 1929 г., поэтому при расчете зад- ним числом среднего значения за весь 1929 г. был применен метод постоянного делителя, и расчет делался на основе 18 акций за пе- риод, в течение к-рого акции данных двух компаний не поступали в продажу. 2 июня 1938 г. количество акций для расчетов было уменьшено до 15. Составная средняя величина по 65 акциям. Составная средняя величина представляла собой простое среднеарифметическое зна- чение по 70 акциям, к-рые в момент расчета входили в число ак- ций промышленных, ж.-д. и коммунальных компаний, по к-рым рассчитывался промышленный И.Д.-Д., начиная с 9 ноября 1933 г. Количество акций стало составлять 65 после 2 июня 1938 г., когда число акций для расчета среднего индекса по акциям коммуналь- ных компаний сократилось с 20 до 15. Изменения в методе посто- янного делителя были внесены 10 мая 1945 г. Средний индекс по облигациям. Кроме расчета среднего индек- са по акциям, "Доу-Джонс энд К 0 ." также рассчитывает и публи- кует средний индекс по 20 облигациям, включая сводный индекс по 10 выпускам облигаций коммунальных компаний и 10 выпускам облигаций промышленных компаний, средний индекс каждого из к-рых также рассчитывается отдельно; средний курс гос. облига- ций США; второе среднее значение доходности муниципальных облигаций.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «ИНДЕКСЫ ДОУ-ДЖОНСА» з дисципліни «Енциклопедія банківської справи, фінансів»