ГЕНЕРАЛЬНОЕ СОГЛАШЕНИЕ ПО ТАРИФАМ И ТОРГОВЛЕ (ГАТТ)
Международная организация, связанная с ООН, ставящая своей целью снижение тарифов и устранение др. барье- ров, препятствующих развитию международной торговли. В рам- ках ГАТТ было проведено 8 раундов многосторонних торговых пе- реговоров: Женева, 1947 г.; Аннеси (Франция), 1949 г.; Торквей (Ве- ликобритания), 1951 г.; Женева, 1956 г.; Женева (раунд Диллона), 1960-1961 гг.; Женева (раунд Кеннеди), 1964-1967 гг.; Токио/Же- нева (токийский раунд), 1973-1979 гг.; Пунта дель-Эсте (уругвай- ский раунд; последние заседания проведены в Монреале), начался в 1987 г. Последние раунды запланированы как переговоры в рам- ках четырехгодичного цикла. Штаб-квартира ГАТТ расположена в Женеве. В 1992 г. насчитывалось 103 страны - участницы Согла- шения и 29 стран, применяющих правила ГАТТ. Сессия стран-членов является главным органом, вырабатывающим политику ГАТТ, и проводится ежегодно. Каждое государство - член организации имеет один голос. В ГАТТ решения принимаются большинством голосов, за исключением случаев, когда необходимо санкционировать некоторые отклонения от определенных обяза- тельств, проистекающих из условий ГАТТ; в таких случаях требуется поддержка 2 /з голосов. Для разрешения торговых споров созданы согласительные группы (комиссии). Переговоры о создании ГАТТ проходили в 1947 г., соглашение вступило в силу 1 января 1948 г. Время от времени в Соглашение вносились изменения и поправки. Соглашение представляет собой многосторонний торговый договор, заключающий в себя четыре фундаментальных принципа: 1) недискриминационный подход к мировой торговле (страны-участницы связаны оговоркой о наибо- лее благоприятствуемой нации, требующей недискриминационного подхода к любому импорту, вне зависимости от его происхожде- ния); 2) защита нац. производства исключительно при помощи та- моженных тарифов, а не др. мер, таких, как введение квот на им- порт; 3) упор на проведение консультаций, с тем чтобы не нанести ущерб коммерческим интересам стран-участниц; 4) создание систе- мы переговорного процесса с целью снижения тарифов и устране- ния др. барьеров на пути развития торговли, а также оформление результатов переговоров в форме юр. документа. Изначально ГАТТ планировалось в качестве временного между- народного, многостороннего соглашения по торговле и тарифам до ратификации странами Гаванской хартии МЕЖДУНАРОДНОЙ ОРГА- НИЗАЦИИ ТОРГОВЛИ (МОТ), к-рая должна была стать постоянной основой регулирования торговых отношений. Однако после того как Сенат США не ратифицировал хартию МОТ в 1950 г., дальней- шая работа по ее ратификации была свернута, а вместо нее ГАТТ стало действовать в качестве международного свода правил по тор- говле и тарифам. США подписали первое ГАТТ в качестве испол- нительного соглашения (не требующего ратификации); 21 марта 1955 г. США также подписали пересмотренное соглашение на та- кой же основе, а не в качестве договора, требующего ратификации Сенатом США. ГАТТ 1955 г. предусматривало возобновление деятельности пред- ложенной ранее постоянной организации, Организации торгово- го сотрудничества (ОТС), к-рая осуществляла бы руководство реализацией положений ГАТТ; протокол ОТС 21 марта 1955 г. был подписан представителями Госдепартамента США при условии, что такое решение будет утверждено Конгрессом США. Протокол ОТС 14 апреля 1955 г. был направлен президентом США в Конгресс для утверждения, хотя юристы не рассматривали этот документ в ка- честве договора, требующего утверждения Конгрессом. Предпола- галось, что ОТС будет состоять из секретариата и исполнительно- го комитета в составе 17 членов, а также созывать ассамблею с участием всех стран, подписавших ГАТТ. Указанный постоянный административный орган обладал бы полномочиями заниматься урегулированием торговых споров или рассмотрением жалоб на нарушения соглашения, обладая как исполнительной, так и юр. властью. Протокол ОТС не был ратифицирован Конгрессом США. С самого начала процесса подготовки ГАТТ финансирование участия США производилось, скорее, не за счет специальных ас- сигнований, а из резервных фондов для непредвиденных расходов. Функции. "Раунд Кеннеди" по уменьшению тарифов - шестой раунд многосторонних торговых переговоров, проводившихся в рамках ГАТТ, - начался в мае 1964 г. и завершился 30 июня 1967 г. Эти всеобъемлющие переговоры были названы именем президен- та США Дж. Кеннеди, к-рый содействовал принятию в 1962 г. Закона о расширении торговли, позволившего США впервые участвовать в процессе полномасштабного снижения тарифов. Пе- реговоры привели к соглашению о тарифных уступках в мировой торговле, общий объем к-рых составлял примерно 40 млрд дол., включая уступки США по импорту в размере 8,5 млрд дол. и уступ- ки др. участвующих в переговорах стран по экспорту США на ту же сумму. Принцип снижения тарифов на 50% был применен ко многим готовым изделиям, в отношении многих др. товаров тари- фы также были значительно снижены, хотя и в меньшем размере. Средневзвешенное значение снижения тарифов на готовые изде- лия для четырех крупнейших участников - США, членов Европей- ского экон. сообщества (Общий рынок), Великобритании и Япо- нии - составляло примерно 35%. Снижение тарифов со стороны США должно было происходить пятью равными ежегодными доля- 247ГЕНЕРАЛЬНОЕ СОГЛАШЕНИЕ ПО ТАРИФАМ И ТОРГОВЛЕ ми, причем первое снижение должно было произойти 1 января 1968 г. Совет экон. консультантов (при президенте США) в своем докладе за 1968 г. следующим образом сформулировал преимуще- ства достигнутого в ходе раунда Кеннеди снижения тарифов: 1. Объем существующей торговли, охваченной тарифными со- кращениями, не отражал потенциальных возможностей рас- ширения торговли, что рассматривалось как "один из ключе- вых положительных итогов" снижения тарифов. 2. Для США могут быть созданы новые экспортные возможно- сти. 3. Амер. производители смогут иметь более низкие издержки производства в результате снижения тарифов на многие вво- зимые материалы. 4. В результате снижения цен на местные и импортные товары сможет увеличиться благосостояние амер. потребителей. С др. стороны, Совет экон. консультантов допускал, что может иметь место и обратный эффект: увеличение импорта в результате снижения тарифов со стороны США может создать для определен- ных отраслей производства трудности, связанные с приспособле- нием к новым условиям. Однако когда срок действия Закона о расширении торговли 1962 г. истек в июне 1967 г., президент США уже не мог воспользо- ваться положениями этого закона, к-рый, в общем, предоставлял ему право снизить любой тариф, но не более чем на 50% тарифа, действовавшего на 1 июля 1962 г., и отменить тарифы на любые товары при условии взимания пошлины в размере 5% или менее. В дополнение к указанным общим полномочиям по снижению та- рифов закон предоставлял президенту США специальное право ве- сти переговоры ЕЭС по снижению до нулевого уровня тарифов на любой товар, проходящий по любой совокупной статистической категории, по к-рой США и ЕЭС вместе поставляют по меньшей мере 80% общего экспорта стран свободного мира в любой реп- резентативный период времени, а также по снижению или отмене тарифов и др. ограничений на импорт тропических культур и про- дукции лесной и деревообрабатывающей промышленности, не про- изводимых в США в значительных количествах, а также по снижению или отмене тарифа на любой вид с.-х. продукции, если президент придет к выводу, что такое снижение тарифа или его от- мена приведут к расширению экспорта с.-х. продукции США. За- кон также предусматривал правительственное содействие тем фир- мам или работникам, к-рым был нанесен ущерб в результате роста импорта, с тем чтобы помочь им приспособиться к новым усло- виям и выбрать для себя или др. вид производимой ими продук- ции, или сменить сферу деятельности. Проект Закона о торговле 1969 г., внесенный президентом США на рассмотрение Конгресса США в ноябре 1969 г., был нацелен на продолжение движения к более свободной системе торговли; за- конопроект также однозначно признавал важность обеспечения амер. производителям должного доступа на ин. рынки. Особенно стоило отметить, что принятие закона восстановило бы полномо- чия президента по осуществлению ограниченного снижения тари- фов. Законопроект предусматривал также отмену системы амер. продажной цены (ASP - American Selling Price), в рамках к-рой определенные ключевые пошлины скорее ориентируются на уро- вень местной продажной цены конкурирующей амер. продукции, чем на уровень фактической экспортной цены. Принятие закона расширило бы возможности действий против тех стран, к-рые при- нимают неоправданные протекционистские меры против импор- та амер. товаров, а также против тех стран, к-рые предоставили экспортные субсидии, приводящие к нечестной конкуренции с амер. экспортом на рынках третьих стран. В то же самое время за- конопроект существенно бы улучшил систему получения гос. под- держки как представителями деловых кругов, так и непосредствен- но работниками тех сфер производства, к-рые пострадали из-за снятия или ослабления ограничений на импорт. Впоследствии др. исполнительные моменты были внесены в пре- зидентский законопроект 1969 г., некоторые из к-рых, включая по- правку, предусматривающую образование НАЦИОНАЛЬНОЙ КОРПОРА- ЦИИ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ, к-рая предоставляла бы налоговые отсрочки амер. фирмам-экспортерам, а также дополнение к поло- жениям о квотах на текстильную продукцию, ориентированное на содействие процессу заключения международных соглашений по текстилю, были поддержаны администрацией. Однако др. поправ- ки, многие из к-рых были неприемлемы для администрации, в конечном итоге были включены в тот вариант закона, к-рый и был принят палатой представителей Конгресса США. Протекционист- ский подход особенно явно проявился в положении, требующем введения более жестких ограничений на импорт тех товаров, к-рые подпадают под те количественные критерии, соответствие к-рым, по мнению Комиссии по тарифам (переименованной в Комиссию по международной торговле), наносит ущерб местным производи- телям. По мнению СОВЕТА ЭКОНОМИЧЕСКИХ КОНСУЛЬТАНТОВ (при пре- зиденте США), "эта и некоторые др. поправки поставили бы под угрозу прогресс, достигнутый в деле либерализации нашей торго- вой политики, и развязали бы руки для принятия др. странами от- ветных мер, направленных против амер. экспорта, а также приве- ли бы к ослаблению борьбы с инфляцией в США" ("Economic Report", February, 1971). Вполне очевидно, делает заключение совет, что политика США в области торговли достигла своей критической точки в 1970 г., и хотя Конгресс не принял закон о торговле, носящий протекционистский характер, тем не менее давление в поддержку усиления ограниче- ний на импорт оставалось в начале 1971 г. весьма сильным. Указанные выше поправки были предназначены для ослабления значительно усилившихся протекционистских настроений в Кон- грессе США, что отражается в содержании многих законопроек- тов, предлагающих введение количественных ограничений на им- порт. Тарифные преференции для развивающихся стран. В 1968 г. Кон- ференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) предложила, чтобы более развитые страны представили тарифные преференции для товаров, экспортируемых из развивающихся стран. Организа- ция экон. сотрудничества и развития (ОЭСР) образовала рабочую группу для разработки плана общих тарифных преференций, пред- ложение на этот счет было внесено США. Данный отход от прин- ципа наибольшего благоприятствования ГАТТ был, по мнению администрации США (Совет экон. консультантов, Доклад 1970 г.), оправдан тем, что содействовал существенному развитию произ- водственного потенциала развивающихся стран, а также ожидани- ем того, что либеральная система общих преференций, заменяю- щая собой региональные преференции, могла бы содействовать развитию мировой торговли и уменьшить те перекосы, к-рые имеют- ся в структуре мировой торговли. Седьмой раунд переговоров в рамках ГАТТ. Седьмой раунд пере- говоров, завершившийся в апреле 1979 г., имел своим итогом под- писание соглашений, достигнутых в ходе этих, названных им То- кийским раундом, многосторонних торговых переговоров. Дого- воренности, достигнутые в ходе Токийского раунда, предусматри- вали значительное снижение тарифных и нетарифных барьеров в торговле; посредством целого ряда сводов правил были установле- ны процедуры, предназначенные для ограничения нетарифных перекосов (искажений) в мировой торговле. Совет экон. консуль- тантов в январе 1980 г. отмечал в своем докладе, что США и его торговые партнеры осуществили взаимное сокращение тарифов. США снизили тарифы в среднем на 30%, Япония - на 22%, а стра- ны ЕВРОПЕЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СООБЩЕСТВА - на 27%. В ходе То- кийского раунда было согласовано 5 основных документов: 1) свод правил осуществления поставок по заказам правительства, к-рый значительно повысил возможности поставщиков на равноправной основе конкурировать за получение заказов от правительства; 2) соглашение по стандартам, ускоряющим процесс сертификации 248ГЕРМАНИЯ ин. продукции; 3) соглашение по субсидиям и по компенсацион- ным пошлинам; 4) соглашение об антидемпинговых действиях, ограничивающее применение субсидий и разъясняющее, при ка- ких обстоятельствах могут вводиться компенсационные и антидем- пинговые пошлины; 5) соглашение о таможенной оценке, к-рое обеспечило большую последовательность в процессе определения таможенной ценности ввозимых товаров и привело благодаря из- менению правил оценки к сокращению масштабов предоставле- ния компенсационных тарифных льгот. Совет экон. консультантов пришел к заключению, что эти дого- воренности сами по себе не гарантируют успех при решении слож- ных вопросов, связанных с нетарифными ограничениями, и что только в ходе их применения в конкретных обстоятельствах про- цедуры, предусмотренные в указанных документах, могут проде- монстрировать свою применимость. Такой прагматичный подход полностью был оправдан ходом последующих событий; Совет в своем докладе за 1981 г. отметил три особые проблемы, угрожаю- щие свободной торговле: растущее давление в пользу того, чтобы использовать торговые барьеры для сохранения рабочих мест; растущее использование прямых и косвенных субсидий для поощ- рения экспорта; возникающая тенденция смягчить процесс при- способления к новым экон. условиям при помощи раздела рынков. Восьмой раунд переговоров в рамках ГАТТ. Повестка дня Уруг- вайского раунда 1987 г. включала проведение переговоров по обеспе- чению более свободного режима торговли в сфере услуг (т. е. в сфере лицензирования и инвестирования); по снижению тарифов и ослаблению протекционистских ограничений на доступ тропиче- ских культур из стран "третьего мира"; по установлению более эф- фективной процедуры разрешения споров; по применению более жесткой системы наблюдения за торговой политикой стран. Др. те- мами, включенными в повестку дня раунда, являлись с. х., интел- лектуальная собственность, текстильные товары и система гаран- тий (т. е. правил, регулирующих принятие чрезвычайных мер про- тив импорта). Преимущественное воздействие работы восьмого раунда шло по линии развития более совершенной системы мировой торговли. В 1992 г. экон. сотрудничество было поставлено под угрозу в ре- зультате острых разногласий между членами ГАТТ. Европейцы на- стаивали на значительных субсидиях фермерам и на др. формах протекционизма. Позиция США, основанная на принципе свобод- ной торговли, была изменена в результате принятия в 1988 г. по- правки (Super 301) об ответных мерах, к-рая нарушала установку ГАТТ на использование установленных правил многосторонней торговли. ГАТТ также намеревалось провести переговоры по устра- нению барьеров на пути свободной торговли. Великобритания в значительной степени проводила политику односторонней свобод- ной торговли. Заключение двусторонних торговых соглашений так- же стало обычной практикой в последние годы. После семилетних переговоров по вопросам мировой торговли 15 декабря 1993 г. был согласован текст соглашения ГАТТ, в соот- ветствии с к-рым договаривающиеся стороны согласились снизить многие тарифы и продвинулись в решении вопроса об отмене суб- сидий. Основополагающей целью соглашения явилось повышение уровня жизни в мировом масштабе. Теперь дело за ратификацией данного пакта Конгрессом США. Основные преимущества по это- му соглашению получают средства производства, медицинское обо- рудование и сфера розничной торговли. В проигрыше оказывают- ся фармацевтическая промышленность, индустрия развлечений и текстильная промышленность. Соглашение предусматривает общее снижение с.-х. субсидий, открывая таким образом более широкие возможности для экспор- та амер. пшеницы и кукурузы. Соглашение снизило тарифы на 8000 видов промышленных товаров, что будет представлять осо- бую выгоду для предприятий машиностроения, агробизнеса и орга- низаций, занятых широкомасштабным строительством, а также для производителей дистиллированного спирта и игрушек. Произво- дители микросхем не добились ожидаемых тарифных сокращений. Новые правила и директивы защитят патенты (по некоторым ви- дам фармацевтической продукции период патентной защиты со- храняется до 10 лет), авторские права и торговые знаки; однако Франция отказалась либерализовать доступ на свой рынок амер. индустрии развлечений. Впервые сфера фин., юр. и бух. услуг под- падает под действие правил международной торговли, что создает потенциальные возможности для амер. производителей указанных услуг. Однако определенные секторы сферы услуг США не полу- чили ожидаемые льготы, включая банки и фирмы, занимающиеся операциями с ценными бумагами, чьи усилия по развитию дело- вых отношений с Японией и Кореей оказались непродуктивными. В течение десяти лет должны быть отменены жесткие квоты на импорт текстильной продукции из развивающихся стран. Однако амер. предприятия розничной торговли и потребители могли бы получить выгоду от снижения квот, т. к. оно оказывает благоприят- ное воздействие на цену готовой одежды; текстильная же промыш- ленность может оказаться в проигрыше в результате отмены системы квотирования, к-рая ограничивала импорт зарубежных тканей. Для дополнительной информации о взаимоотношениях ГАТТ и США по вопросам политики в области торговли и тарифов
Ви переглядаєте статтю (реферат): «ГЕНЕРАЛЬНОЕ СОГЛАШЕНИЕ ПО ТАРИФАМ И ТОРГОВЛЕ (ГАТТ)» з дисципліни «Енциклопедія банківської справи, фінансів»