В прин- ципе любая валюта, регулируемая с помощью кредитной политики центрального банка (см. ПОЛИТИКАДЕНЕЖНАЯ) И налоговой политики в ее нынешнем понимании (см. БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА). В Соединенных Штатах Закон о занятости 1946 г. и Закон о пол- ной занятости и сбалансированном экон. росте 1978 г. (известный также как Закон Хэмфри-Хоукинса) предусматривают, что эти два наиболее широко распространенных средства должны использо- ваться скоординированно в интересах обеспечения максимальной занятости, повышения производительности труда и стабильности покупательной способности населения в сочетании с экон. ростом. В техническом смысле понятие валютного регулирования относит- ся к менее традиционным способам управления ден. обращением. В 30-х гг. оно ассоциировалось, в частности, с валютами, не при- вязанными к золоту (не имеющими установленного золотого па- ритета или неконвертируемыми) и потому более подверженными регулированию их валютного курса и/или покупательной способ- ности внутри страны. Валютное регулирование стало, т. о., вклю- чать отмену золотого стандарта и использование стабилизацион- ных валютных фондов с целью воздействия на курс нац. ден. единицы. Добиваясь стабилизации или, напротив, снижения ва- лютного курса, соответствующая страна имела возможность искус- ственно стимулировать свой экспорт (по крайней мере, временно, пока др. страны не принимали ответных мер и не снижали курсы своих валют). Страны с хроническим дефицитом своих платежных балансов, с неблагоприятными тенденциями в состоянии своих зо- лотых запасов и платежных балансов и др. гос-ва, прибегавшие к защите нац. валют, использовали такие методы, как девальвация ден. единиц, создание валютных стабилизационных фондов, внеш- неторговые и ВАЛЮТНЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ, отказ от конвертируемости валют и др. фантастические формы отхода от золотого стандарта с установленной номинальной стоимостью валюты. Плавающий валютный курс. С введением в силу 1 апреля 1978 г. второй поправки к Уставу МВФ все члены этой организации обя- зывались уведомлять МВФ о всех намечаемых ими мероприятиях в отношении нац. валют. Многие страны соответственно пересмот- рели режим курсов своих валют, приспособив их к господствую- щей в мире тенденции отказа от привязки валют к золоту (см. ИНО- СТРАННЫЕ ДЕНЕЖНЫЕ СРЕДСТВА). Теоретические концепции. Проблема достижения стабильности покупательной способности ден. единицы при золотом стандарте рассматривалась в вышедшем в 1920 г. труде профессора Ирвинга Фишера "Как стабилизировать доллар"(Irving Fisher's "Stabilizing the Dollar" (1920). Он исходил из того, что валюта должна представ- лять собой разменные на золото ден. знаки (сертификаты), но зо- лотое содержание такой ден. единицы, напр, доллара, может эла- стично меняться в следующих случаях: 1) при снижении уровня цен золотое содержание должно увеличиваться, и, т. о., при неизмен- ном золотом запасе ден. масса, выраженная в долларах, будет со- кращаться; 2) при росте цен золотое содержание доллара должно понижаться, что приведет к увеличению суммы долларов в обра- щении. Для борьбы со спекулянтами следует сохранять спред в 1% между покупной и продажной ценой золота, выраженной в размен- ных на золото долларах. Золотое содержание должно изменяться на 1% каждые два месяца на период, необходимый для корректи- рования колебаний цен. Предложенная Фишером схема игнори- ровала скорость обращения денег как фактор, воздействующий на ден. массу, и принимала как заранее данное, что внутренний ры- нок будет соответствующим образом реагировать на изменения золотого содержания. На мировом рынке такие изменения неиз- бежно вели бы к колебаниям покупательной способности и валют- ного курса (напр., уменьшение золотого содержания и, соответ- ственно, удешевление доллара могли бы стимулировать экспорт). Внутри страны та же мера и связанное с ней высвобождение опре- деленного количества золота имели бы результатом дополнитель- ную эмиссию ден. знаков, увеличение ден. массы и, т. о., исходя \ ! из принципов количественной теории денег, пресекли бы тенден- ^V цию к снижению цен. Эта схема попросту пренебрегала тем обстоя- \тельством, что основной компонент ден. массы составляют не сами деньги (банкноты. - Прим. науч. ред.), а банковские депозиты до вос- требования. Поэтому в своей более поздней работе "Стопроцентные деньги" ("100 Per Cent Money"(1935 г.) профессор Фишер обратился глав- ным образом к депозитным деньгам. Игнорируя метод контроля над объемом вкладов путем поддержания установленных законом банковских резервов, его схема предлагала стопроцентное обеспе- чение всех депозитов до востребования кассовой наличностью. Чтобы добиться такого обеспечения, банкам пришлось бы продать или заложить все свои приносящие доход активы центральному банку. Т. о., этот банк получил бы возможность осуществлять конт- роль над депозитами до востребования и способствовать их увели- чению путем покупки ценных бумаг на рынке или сокращению, продавая эти бумаги. Эти операции в свою очередь имели бы результатом рост или сокращение резервов наличности в банках. Обоснованием этой схемы служили предполагаемая ликвидация дестабилизирующего влияния расширения и сокращения банков- ского кредита на деловую активность и цены, к-рое должно быть заменено ден. регулированием в целях достижения стабилизации. Требование частичного резервного обеспечения (менее 100%) от- крывало возможность расширения кредита, и это преимущество было бы аннулировано принятием 100-процентной нормы. Во имя стабильности доллара предлагалось лишить банковскую систему ее возможности предоставлять кредиты в размере нескольких долла- ров на каждый доллар обеспечения. Этот план игнорировал также срочные вклады, для к-рых сохранялась бы система частичного обеспечения. В нем говорилось о сохранении срочных депозитов и тех видов кредита, к-рые предоставлялись кредитными учрежде- ниями, включая коммерческие банки, но это был лишь отвлекаю- щий маневр, поскольку главной целью было все же устранение нестабильности. Ретроспективно этот план воспринимается как пример крайностей, к к-рым может привести стремление к ста- бильности денег. Ведь основу для расширения банковского креди- та (дополнительные резервы) можно создать и обычными метода- ми в рамках, установленных законом резервных требований и опе- раций на открытом рынке, не подрывая потенциала банковской системы. Доктор Бенджамен Грэхем в труде "Запасы и стабильность" (Benjamin Graham "Storage and Stability"(1937 г.) предложил ввести валюту, обеспеченную товарами. При этом в качестве стандарта должно было выступать определенное количество различных то- варов, а не ден. металл. Напр., 100 дол. соответствовало бы уста- новленное количество муки, зерна, хлопка, шерсти, каучука, кофе, чая, табака, нефти, каменного угля, древесной пульпы, чугуна в слитках, меди и олова. Складские накладные за эти товары долж- ны были приобретаться и покупаться центральным банком стра- ны за деньги, и т. о. масса денег в обращении поддерживалась бы на уровне, соответствующем состоянию цен на основные товары, что содействовало бы ценовой стабильности. Вместо того, чтобы заботиться о наличии ден. металла, фин. органам страны предла- галось сосредоточиться на поддержании запасов 15 главнейших то- варов, каждый из к-рых имел свои особенности в смысле спроса, предложения и доходности. Доктор Грэхем придал своему плану всемирные масштабы в труде "Мировые товары и мировая валю- та" {"World Commoditis and World Currency"(1944 г.). В 30-х гг. его идеи импонировали тем, кто был озабочен положением фермер- ства и видел в этой концепции дополнительное средство поддер- жания соответствующего уровня цен на товары хотя бы и в целях стабилизации денег.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «ВАЛЮТА РЕГУЛИРУЕМАЯ» з дисципліни «Енциклопедія банківської справи, фінансів»