ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Банківська справа » Процеси трансформації банківських ресурсів

Влияние структуры банковских клиентов на процессы трансформации
Отдельные депозиты до востребования формируют в совокупности текущие пассивы. Текущие счета отличаются как оборотами по счету, так и средними величинами остатков на них. Крупные клиенты являются привлекательными для банка, т. к. по их счетам, как правило, совершается достаточно большое количество значительных по объемам расчетных операций, что обеспечивает получение значительных остатков. По текущим счетам средних клиентов совершается меньше расчетно-кассовых операций, на их счетах остатки также меньше. Так стоит ли крупным банкам стремиться к привлечению мелких клиентов, которые в таком случае только отвлекают персонал? Какова их роль с точки зрения формирования банковских ресурсов?
Необходимо вспомнить, что остатки средств на отдельном текущем счете клиента являются по существу непредсказуемыми для банка, что затрудняет их использование. Фактические значения остатков на текущем счете изменяются от нуля до максимума как случайные величины. «Банковский эффект» формирования текущих пассивов как совокупности остатков денежных средств по всем клиентским счетам до востребования обеспечивает выделение постоянной, неснижаемой части текущих пассивов (ТПconst) и переменной, изменяющейся их части (ТПvar). При этом величина постоянной части текущих пассивов определяется рассмотренной ранее зависимостью, в т. ч. и в том случае, если по группе клиентских счетов до востребования в количестве n единиц параметры одинаковы и составляют m и .

. (6.1)

Поскольку при нормальном распределении , то данную зависимость можно записать следующим образом:

. (6.2)

Переменная часть текущих пассивов определяется величиной диапазона рассеивания случайных величин, образующих «мерцающие» пассивы:

. (6.3)

На основе приведенных выше зависимостей 6.1 - 6.3 проведена оценка влияния различных клиентов – юридических лиц на формирование постоянной части текущих пассивов коммерческого банка.
Клиенты – юридические лица (и приравненные к ним частные предприниматели, работающие без создания юридического лица) распределены в зависимости от значений средних остатков на их текущих счетах на три группы: крупные (В), средние (М) и малые (S). При этом клиентскую базу банка можно представить в укрупненном виде следующим образом:

Таблица 6.1 – Клиентская база коммерческого банка и депозиты до востребования
Группа клиентов банка Количество клиентов, единиц Средняя величина остатков на текущих счетах, тыс. грн.
1 2 3
Крупные В 10 60,0
Средние М 100 18,0
Мелкие S 300 3,0
Всего: 410 8,0
_________________________________________________
* Составлена автором в качестве расчетного примера.

Рисунок 6.1 – Клиентская база банка и средние остатки по текущим счетам

Таблица 6.2 – Данные по группам клиентов
№ группы 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 Итого
Кол-во клиентов 1 2 7 42 57 102 128 178 198 194 187 806 1902
Удельный вес, % 0,05 0,11 0,37 2,21 3,00 5,36 6,73 9,36 10,41 10,20 9,83 42,38 100,00
Средний остаток по текущим счетам клиентов 1811 899 630 151 55 29 14 7 4 2 1 0,5
Итого текущие пассивы по группам клиентов 1811 1798 4410 6342 3145 2958 1792 1246 792 388 187 403 25272
Удельный вес, % 7,17 7,11 17,45 25,09 12,44 11,70 7,09 4,93 3,13 1,54 0,74 1,59 100,00
_____________________________________________________________________
* Составлена автором по данным одного из банковских учреждений.

Рисунок 6.2 – Текущие пассивы по клиентским группам

Анализ распределения текущих пассивов по группам клиентов – юридических лиц и частных предпринимателей был выполнен в одном из банковских учреждений, при этом клиенты были разделены на 12 групп в зависимости от средних остатков по их текущим счетам. Общее количество клиентов составило 1902, средние остатки на клиентских счетах варьируют от 0,5 до 1811 тыс. грн. Графики рис.6.1 показывают, какое количество клиентов в каждой из групп имеет примерно одинаковые средние значения остатков по их текущим счетам. Данные по количеству клиентов в каждой из групп, среднему значению остатков и величины текущих пассивов представлены в таблице 6.2. Количество клиентов в группах увеличивается от 1 до 806, причем величина средних остатков имеет обратную тенденцию. Если в группе № 1 всего 1 клиент с остатками 1811 тыс. грн., то в группе № 12 – 806 клиентов, при этом на счете каждого из них в среднем находится 0,5 тыс. грн. На рис. 6.2 представлено изменение величин текущих пассивов по группам как совокупности остатков по текущим счетам клиентов группы. Наиболее существенные значения текущих пассивов в группах с третьей по шестую, причем в четвертой группе величина текущих пассивов максимальна и составляет 6342 тыс. грн. или 25,1 % их общей величины [81, с. 48-52].
Определение величин постоянной и переменной частей текущих пассивов в процентном выражении по группам клиентов дает возможность оценить роль каждой из этих групп в формировании ресурсной базы коммерческого банка, а удельный вес постоянной части текущих пассивов в их общем объеме характеризует стабилизирующее воздействие той или иной группы клиентов на формирование банковских ресурсов:

, (6.4)

где Кст – коэффициент стабильности текущих пассивов.

Данные расчетов формирования текущих пассивов банка остатками средств на счетах до востребования по группам клиентов представлена в таблице 6.3.

Таблица 6.3 - Параметры текущих пассивов банка по группам клиентов
Группа клиентов Количество клиентов, n mi,тыс. грн. ,тыс. грн. MΣ, ,тыс. грн. ТП var ТП const
1 2 3 4 5 6 7 8 9
В 10 60,0 20,0 600,018,2 31,6 189,629,0 505,217,0 0,72
M 100 18,0 6,0 1800,054,5 60,0 360,055,1 1620,054,5 0,82
S 300 3,0 1,0 900,027,3 17,3 103,915,9 848,128,5 0,89
Всего или средняя величина 410 8,0 - 3300,0 70,0 653,5*100,0 2973,3*100,0 -
* При проведении расчетов сделано допущение, что совокупные значения ТПvar и ТПconst равны суммам их значений по группам клиентов.
_________________________________________________
* Составлена автором в качестве расчетного примера.

Количество крупных (В), средних (М) и малых (S) клиентов составляет 10, 100 и 300 соответственно, т.е. их соотношение следующее: В:М:S=10:100:300 или В:М:S=1:10:30. Средние остатки на текущих счетах клиентов mi соотносятся иначе, если у каждого крупного клиента средний остаток на счету составляет: mВ = 60 тыс. грн., у каждого среднего: mМ = 18 тыс. грн, то у каждого мелкого всего mS =3 тыс. грн., т.е. mВ : mМ : mS = 60:18:3= 20:6:1. Таким образом, отношение средних остатков обратно пропорционально отношению количества клиентов. Значения же условно-постоянной части текущих пассивов, увеличивающих стабильную составляющую банковских ресурсов следующие: ТПВ : ТПМ : ТПS= 505:1620:848=1:3:1,7. В сводном виде соотношения параметров представлены в таблице 6.4.

Таблица 6.4 – Соотношение параметров трансформации по группам клиентов
Параметр Отношение по группам клиентов В:М:S
1 2 3 4
Количество клиентов, n 1 10 30
Средний остаток на текущем счете 20 6 1
Текущие пассивы 1 3 1,7
Коэффициент стабильности, КСТ 0,72 0,82 0,89
____________________
*Составлена автором.

Одной из характеристик текущих пассивов банка по группе клиентов является их среднее значение с указанием диапазона рассеивания . Так, для крупных клиентов это значение составляет 600 ± 94,8, а величина диапазона отклонения составляет 15,8 %, для средних – 1800 ± 180,0 (10 %), для малых – 900 ± 51,9 тыс. грн (5,8 %).
Значения коэффициента показывают, что мелкие и средние клиенты создают более стабильные текущие пассивы, чем крупные клиенты. Если для крупных клиентов КСТ=0,72, то для средних его значение составляет 0,82, а для мелких – 0,89.
Это говорит о том, что удельный вес стабильной составляющей в их текущих пассивах больше, т. е. для нормальной деятельности банка необходимо иметь как крупных, так и средних и мелких клиентов. Они дополняют друг друга. Если крупные клиенты обеспечивают, как правило, значительные величины остатков по текущим счетам, но с большей «мерцающей» частью и в формировании условно-постоянной части текущих пассивов они занимают только 17 %. Причем стабильность формируемых ими текущих пассивов является низкой (Кст = 0,72). Для текущих пассивов, формируемых крупными клиентами характерен обычно «пиковый» характер, это уменьшает их вклад в формирование стабильной составляющей ресурсов. В то же время «пиковая» составляющая – это ресурсы для предложения на межбанковском рынке краткосрочных кредитов.
Клиенты средних размеров составляют основу банковской деятельности в части формирования текущих пассивов большей стабильности (Кст = 0,82), причем они формируют почти 54,5 % их величины.
Мелкие клиенты создают 28,5 % условно-постоянной части текущих пассивов, причем наиболее стабильных (Кст = 0,89), т.е. они создают значительную часть дешевых и стабильных ресурсов.
В случае кризисных ситуаций возможен отток клиентов и досрочное изъятие ими вкладов. Рассмотрение реального случая банкротства двух коммерческих банков (Н и У) показало, что в первую очередь «дрогнули» мелкие клиенты, их примеру в единичном порядке последовали средние. В результате оттока средств была нарушена ликвидность баланса банка. Финансовое положение ухудшилось, задержки платежей стали стремительно расти, и это привело к тому, что банк стали покидать и остальные клиенты, в том числе и крупные. Ресурсы «таяли», а срочные активы, по существу, остались прежними, что привело к последующему банкротству.
Проведенные расчеты показывают, что в формировании ресурсов коммерческого банка малые и средние предприятия играют не только существенную роль, но совместное значение их остатков значительно превышает средства крупных предприятий. Так, они обеспечивают формирование 83 % наиболее эффективных ресурсов - постоянной части текущих пассивов. Данная составляющая имеет большой удельный вес в составе текущих пассивов в целом для средних и малых предприятий.
Величина переменной части текущих пассивов находится в прямой зависимости от , где n – количество предприятий данной группы и, следовательно, масса малых предприятий дает значительно меньшую удельную величину переменной нестабильной части ресурсов – 15,9 % по сравнению с 29,0 % для крупных предприятий.
Крупные предприятия являются, как правило, потребителями банковских ресурсов при кредитовании и финансировании инвестиционных программ. Средние и малые предприятия обеспечивают создание необходимой для этого «дешевой» и стабильной ресурсной базы. Этим взаимным дополнением объясняется необходимость диверсификации клиентской базы и заинтересованность банков в привлечении на обслуживание средних и малых предприятий, а также физических лиц.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Влияние структуры банковских клиентов на процессы трансформации» з дисципліни «Процеси трансформації банківських ресурсів»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: МЕТОДИ АУДИТОРСЬКОЇ ПЕРЕВІРКИ, ОЗНАКИ ТА КРИТЕРІЇ ОЦІНКИ ФІНАНСО...
Технічні засоби для об’єднання локальних мереж: мости, комутатори...
. Місце та роль комерційних банків на ринку цінних паперів. Профе...
ДЕРЖАВНЕ РЕГУЛЮВАННЯ ГРОШОВОГО ОБОРОТУ І МІСЦЕ В НЬОМУ ФІСКАЛЬНО-...
. СУТНІСТЬ ТА ЕКОНОМІЧНА ОСНОВА ГРОШОВОГО ОБОРОТУ


Категорія: Процеси трансформації банківських ресурсів | Додав: koljan (09.11.2011)
Переглядів: 1029 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП