ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Маркетинг та торгівля » Формування ринку лізингових послуг

История развития лизинга в Республике Беларусь
Начало активных операций в области лизинга в Республике
Беларусь относится к 1991 г. В определенной степени пионером
можно считать ПКФ «Лотос», созданную в г. Солигорске (ее
деятельность связана с предоставлением и обслуживанием
транспорта для международных перевозок, лизингом недвижи-
126мости и оборудования для строительства). Этой фирмой был за-
ключен первый договор лизинга в начале 1991 г. Но первой спе-
циализированной лизинговой компанией, осуществляющей в
широком масштабе лизинговые операции на профессиональном
уровне и в широком масштабе, стало ООО «Приорлизинг», заре-
гистрированное в июне 1991 г. Учредителями компании стали
«Приорбанк», «Белгосстрах», «Лада-лизинг» и БНПА (ныне-
БНТУ). С первых дней своей деятельности компания приступи-
ла к активной работе, заключив до конца 1991 г. лизинговые со-
глашения с Приорбанком, МАЗом и ПО «Интеграл» на общую
сумму свыше 500 тыс. USD. Ее фактическая монополия на рын-
ке сохранялась до начала 1992 г., когда появились «Дукат-
лизинг» и «Белинтерфинанс».
«Дукат-лизинг» был зарегистрирован как дочерняя структу-
ра одного из филиалов «Белбизнесбанка». Позднее он стал соуч-
редителем и дал название АКБ «Дукат», который, в свою оче-
редь, выкупил его у «Белбизнесбанка» и нескольких других мел-
ких совладельцев. В конце 1994 - начале 1995 гг. были созданы
три дочерние структуры: «Лингос», «Тонвар» и «Лифт». Основ-
ным учредителем и клиентом фирмы до 1995 г. являлся
АКБ «Дукат», банкротство которого отразилось и на работе его
дочерней компании. Счета «Дукат-лизинг» оказались заморо-
женными. Ныне из четырех фирм нормально функционирует
лишь одна - «Лингос». В настоящее время «Дукат-лизинг» на-
ходится в стадии реорганизации. В ближайшее время он плани-
рует возобновить работу, но под новым названием.
Финансовая компания ЗАО «Белинтерфинанс» была зареги-
стрирована как 100%-ная дочерняя структура АКБ «Белвнеш-
экономбанк». Она не являлась специализированной лизинговой
компанией. Лизинг, наряду с обычными инвестициями, стал од-
ним из направлений ее деятельности, направленной на техниче-
ское переоснащение отечественных предприятий промышленно-
го и агропромышленного комплекса и повышение эффективно-
сти их работы за счет внедрения новых технологий.
В Республике Беларусь лизинг на первых порах внедрялся с
трудом. Прежде всего сказывалось полное незнание субъектами
хозяйствования сути данного вида деятельности. Первые лизин-
говые компании приложили немало усилий, посещая предпри-
127ятия и организовывая учебные семинары для того, чтобы убе-
дить потенциальных клиентов в привлекательности лизинга.
Постепенно на белорусском рынке начал формироваться
спрос на этот вид услуг. В 1993 г. число фирм, занимающихся
лизингом, резко увеличилось. В основном, создавались фирмы
двух типов. Во-первых, это были банковские лизинговые компа-
нии, учреждаемые коммерческими банками как дочерние струк-
туры. Поскольку практически все лизинговые компании созда-
вались как общества с ограниченной ответственностью, то они
не имели значительного уставного капитала и нуждались в за-
емных средствах для приобретения имущества по заявкам кли-
ентов. Для банковских фирм этот вопрос решался относительно
просто, так как они в первую очередь ориентировались на кре-
диты «материнского» банка. Во-вторых, это были небольшие
частные фирмы, редко имеющие в своем штате профессиональ-
но подготовленных специалистов в области лизинга. Руково-
дство таких фирм стремилось заключать долгосрочные соглаше-
ния с банковскими учреждениями для обеспечения источника
кредитных средств. Но чаще всего эти фирмы были вынуждены
заниматься обычной торгово-закупочной деятельностью, чтобы
обеспечить себе необходимый доход.
Стремясь привлечь клиентов, частные лизинговые компа-
нии часто шли на нарушение негласных «правил игры», огово-
ренных представителями более крупных фирм в условиях отсут-
ствия в то время какого-либо нормативного регулирования ли-
зинговой деятельности. Например, они заключали договоры,
предусматривавшие 100%-ную амортизацию имущества у ли-
зингополучателя в течение 5-6 месяцев. Это нанесло серьезный
вред лизингу, т.к. дискредитировало его в глазах финансовых
органов.
По мере роста числа белорусских лизинговых компаний
появилась необходимость в создании лизингового союза, кото-
рый занялся бы отстаиванием интересов своих членов, методи-
ческой работой, а также подготовкой специалистов в области
лизинга. В результате в 1993 г. была образована Ассоциация ли-
зинговых компаний, которую учредили шесть первых лизинго-
вых фирм республики, а в состав ее членов вошли еще около
десяти лизинговых компаний.
128В этот период лизинг существовал и развивался в неприспо-
собленном для него правовом поле. Работать приходилось по
принципу «разрешено то, что не запрещено», делая ссылки на
существовавший Закон «Об аренде», на аналоги зарубежных
нормативных актов. Иногда это помогало в работе с государст-
венными структурами, например, с некоторыми ГНИ по вопросу
ускоренной амортизации, но чаще такая ситуация вызывала про-
блемы. Например, таможенные органы отказывались признавать
лизинг как таковой и подводить его под какой-либо из сущест-
вующих таможенных режимов на том основании, что он не упо-
минался ни в таможенном кодексе, ни в инструктивных письмах.
Большие затруднения вызывал бухгалтерский учет лизинго-
вых операций, так как ввиду общей сложности и запутанности
нашего учета бухгалтера привыкли пользоваться инструктивны-
ми письмами и разъяснениями Министерства финансов и Госу-
дарственной налоговой инспекции по каждому виду хозяйствен-
ных операций. В целом такое положение вещей являлось абсо-
лютно неприемлемым.
В 1993 г. в рамках Ассоциации совместно с Министерством
экономики был подготовлен проект Положения о лизинге и сде-
лана попытка утвердить его как нормативный документ Кабине-
та Министров. Но, несмотря на проведенное согласование со
всеми заинтересованными ведомствами, юридическое управле-
ние Кабинета Министров отклонило проект под предлогом от-
сутствия упоминаний о лизинге в Гражданском кодексе.
После этого было принято решение действовать сначала на
уровне министерств через инструктивные письма. Ассоциация,
привлекая наиболее опытных специалистов из банковских ли-
зинговых компаний, участвовала в разработке проекта Методи-
ческих указаний о порядке учета лизинговых операций и содей-
ствовала на правительственном уровне тому, что эти указания
были утверждены Министерством финансов 11 апреля 1994 г. за
№61 и опубликованы. Таким образом, в начале 1994 г. в Рес-
публике Беларусь появился первый на территории стран СНГ
нормативный правовой документ в области лизинга.
В результате того что лизинг в Беларуси всецело зависел от
инициативы снизу и не получал государственной поддержки,
развиваться он мог только до определенных пределов. Поэтому
129после первого пика в 1993 г. развитие лизинга в республике за-
тормозилось.
В 1995 г. отечественный лизинг получил новый толчок к
своему развитию. Состояние экономики в это время вызывало
тревогу и озабоченность в структурах власти. Руководители всех
уровней искали выход из сложившейся обстановки. Многие из
них, обратив внимание на лизинг, восприняли его как панацею в
решении ряда экономических проблем и в первую очередь вы-
вода промышленности из состояния застоя. Популярность ли-
зинга росла. В различных министерствах и ведомствах его стали
включать в отраслевые планы развития. Разделы о лизинге были
включены в Основные направления социально-экономического
развития Республики Беларусь на 1996-2000 гг., в Программу
развития Республики Беларусь до 2000 г. Важное место лизингу
отводилось в постановлении Кабинета Министров Республики
Беларусь от 12 июля 1996 г. № 457, утвердившем Национальную
Программу привлечения инвестиций в экономику Республики
Беларусь.
В такой обстановке стала ясна необходимость выхода на
международный рынок не только на уровне отдельных фирм, но
и для участия в работе международных лизинговых организа-
ций. В первую очередь необходимо было членство в «LEASEU-
ROPE», поскольку это обеспечивало доступ к последним теоре-
тическим разработкам в области лизинга, к различного рода ин-
формации, давало возможность участия в международных семи-
нарах и конференциях, обучения с участием ведущих специали-
стов европейских стран, а также создавало условия для установ-
ления деловых контактов с зарубежными лизинговыми компа-
ниями через национальные ассоциации. Но поскольку
«LEASEUROPE» объединяет только коллективных членов - на-
циональные ассоциации и союзы, встал вопрос о реорганизации
Ассоциации лизинговых компаний в объединение со статусом
общественной, а не хозяйственной, организации.
Весной 1995 г. было создано новое объединение - Союз ли-
зинговых предприятий Беларуси, учрежденный 15-ю лизинго-
выми компаниями. Союз с первых дней своего существования
активно занялся вопросами отстаивания интересов белорусских
лизингодателей, т.к. начало его деятельности совпало с появле-
130нием ряда документов (в основном инструктивных писем На-
ционального банка), серьезно осложняющих работу лизинговых
компаний. Содержание инструктивных писем Национального
банка сводилось, главным образом, к ограничениям и запреще-
ниям коммерческим банкам сотрудничать с лизинговыми компа-
ниями одновременно в качестве кредитора и клиента. Такая по-
зиция нанесла ущерб развитию лизинга и технической оснащен-
ности коммерческих банков. Ряд проблем также был вызван до-
кументами, изданными другими государственными органами.
Летом 1995 г. по указанию одного из управлений Нацио-
нального банка практически было запрещено кредитование ли-
зинговых операций. Многие коммерческие банки отказались от
сотрудничества с лизинговыми фирмами. И только благодаря
активной деятельности Союза лизинговых предпринимателей
кредитование удалось возобновить.
Немногим позже Министерство финансов ввело 5%-ный на-
лог на продажу. Разработчики этого норматива исходили из то-
го, что лизинговая операция - это скрытая продажа в рассрочку
и должна подпадать под данный вид налогообложения. Налог на
продажу практически полностью «съедал» маржу лизингодателя
и делал абсолютно невыгодными операции обратного лизинга.
Благодаря большой работе руководства Союза лизинговых
предпринимателей, проделанной в Министерстве финансов,
Министерстве экономики, Министерстве юстиции, удалось до-
казать, что лизинг отличается от купли-продажи в рассрочку.
К началу 1996 г. в Республике Беларусь уже сложился ры-
нок лизинговых услуг. Объем лизинговых операций достиг
30-40 млн. USD.
Активная деятельность Союза обеспечила новый прорыв в
правовом развитии лизинга в 1996 г. Благодаря интересу к про-
являемому лизингу со стороны руководящих органов удалось
создать основу законодательной базы по лизингу. Среди доку-
ментов, принятых Правительством Республики Беларусь, следу-
ет отметить Положение о лизинге на территории Республики
Беларусь, утвержденное Министерством экономики 29 февраля
1996 г. № 14а, и изменения в Методические указания о порядке
учета лизинговых операций, утвержденные Министерством эко-
номики 30 июля 1996 г. № 19/12-1874 и Министерством финан-
131сов 23 августа 1996 г. №53. К разработке обоих документов
привлекались лучшие специалисты предприятий - членов Союза
лизинговых предпринимателей.
Принятие данных документов позволило идти навстречу
пожеланиям клиентов, разнообразить формы осуществляемых
лизинговых сделок. Появилась реальная возможность развивать
оперативный лизинг в Республике Беларусь. Также была узако-
нена свободная амортизация имущества по договорам финансо-
вого лизинга, размер которой определяется условиями договора.
Данное право было закреплено Письмом Министерства финан-
сов «О внесении изменений в нормы амортизации, касающиеся
ускоренной амортизации при проведении лизинговых опера-
ций», зарегистрированном Министерством юстиции от 21 авгу-
ста 1996 г. за № 1556/12. Такой нормативный акт существует
только в Республике Беларусь. И если в условиях нормальной
экономической ситуации его положения вызвали бы серьезные
возражения из-за опасения злоупотреблений при уклонении от
налогов за счет неправомерного завышения себестоимости, то в
отечественных условиях это единственная возможность сделать
проект окупаемым и расплатиться с лизингодателем.
В октябре 1996 г. Союз лизинговых предприятий был при-
нят в «LEASEUROPE» на правах ассоциированного члена. В
апреле 1997 г. он преобразован в Белорусский союз лизингода-
телей (информация о его деятельности отражена в параграфе
2.8.2).
Сравнительно благоприятное развитие лизинга в республи-
ке было прервано летом 1997 г. выходом постановления Совета
Министров Республики Беларусь «О предприятиях и организа-
циях, осуществляющих деятельность по передаче имущества в
лизинг» от 8 августа 1997 г. № 1045. Данное постановление яви-
лось началом активного регулирования правительством лизин-
говой деятельности в республике, оно ввело в Республике Бела-
русь лицензирование лизинговой деятельности и установило
минимальный уставный фонд для лизинговых компаний в раз-
мере 50 000 ЭКЮ.
Фактически этот документ являлся серьезным препятствием
для существования 95% лизинговых предприятий страны. Фор-
мирование уставного фонда в таком размере было крайне за-
132труднено. В результате до конца декабря 1997 г. создалась си-
туация сплошной неопределенности. Объем сделок по лизингу
стал резко сокращаться из-за настороженности лизингополуча-
телей, в первую очередь коммерческих банков." Так, наблюда-
лось снижение лизинговых сделок в первом квартале 1998 г. по
сравнению с третьим кварталом 1997 г. в пять раз.
Союз обратился к Президенту страны с просьбой об отмене
постановления № 1045, ущемляющего деятельность отечествен-
ных лизингодателей. Благодаря поддержке Президента поста-
новлением от 6 июля 1998 г. № 1042 «О внесении изменений в
некоторые постановления Совета Министров Республики Бела-
русь» лицензирование лизинговой деятельности отменено.
31 декабря 1997 г. выходит постановление Совета Минист-
ров № 1769 «О лизинге на территории Республики Беларусь»,
которым введено новое Положение о лизинге на территории
Республики Беларусь; 30 января 1998 г. выходит очередная ре-
дакция Методических указаний о порядке бухгалтерского учета
лизинга, утвержденная Министерством финансов за № 2. На се-
годняшний день это два основных документа, регламентирую-
щих лизинговую деятельность в республике.
Следует отметить, что, с одной стороны, такое частое изме-
нение нормативных документов, регулирующих сферу лизинго-
вой деятельности, договоры по которой являются долгосрочны-
ми, отрицательно сказывается на работе субъектов данной сфе-
ры, а с другой, - принятие новой редакции этих нормативных
документов позволило посредством подписания Президентом
Республики Беларусь 2 июля 1998 г. Указа № 325 присоединить-
ся к Конвенции УНИДРУА о международном лизинге от 28 мая
1988 г.
Конечно, существует еще много слабых мест в отечествен-
ном законодательстве при регулировании лизинговых операций,
однако можно отметить, что к середине 1998 г. в Республике Бе-
ларусь была создана вполне приемлемая нормативная правовая
база лизинга для нормальной работы лизинговых компаний как
на внутреннем рынке, так и за пределами государства.
Однако экономическая ситуация в республике такова, что,
достигнув пика в своем развитии в 1996-1998 гг., рынок лизин-
говых услуг постепенно стал сокращать свои обороты. Основная
133негативная тенденция состояния отечественной экономики по-
следнего времени выражается, как известно, в наличии высокой
инфляции, а также в падении уровня производственной и дело-
вой активности. Это обстоятельство оказывает самое отрица-
тельное воздействие как на развитие лизингового бизнеса вооб-
ще, так и на конкретные процессы формирования спроса и пред-
ложения на рынке лизинговых услуг.
На сегодняшний день в Республике Беларусь существует не
более 30-40 лизинговых компаний, и в целом инфраструктура
лизингового бизнеса так и не сформировалась.
К сожалению, информация по деятельности отечественных
операторов рынка лизинговых услуг отсутствует. Последние
статистические исследования проводились в 1996 г. Однако
произошедшие с тех пор существенные изменения в лизинговой
отрасли не позволяют использовать те данные для анализа ос-
новных тенденций. Именно поэтому в монографии пропущен
такой существенный аспект, как анализ белорусского рынка ли-
зинговых услуг.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «История развития лизинга в Республике Беларусь» з дисципліни «Формування ринку лізингових послуг»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Перевірка постановки обліку капітальних інвестицій на підприємств...
Аудит оподаткування суб’єктів малого підприємства за спрощеною си...
Іменник
Факторинг
Особливості фондового ринку України


Категорія: Формування ринку лізингових послуг | Додав: koljan (28.11.2011)
Переглядів: 1495 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП