Финансирование лизинговых операций по различным видам техники и оборудования всегда активно применялось в США. На протяжении всей современной истории развития лизинговой от- расли США удерживают лидирующие позиции по объему лизин- говых операций, с большим отрывом занимая первое место в мире по этому показателю. Для стран с переходной экономикой опыт США в лизинговой отрасли интересен с точки зрения путей даль- нейшего развития отечественного рынка, а также поиска новых эффективных схем осуществления лизинговых соглашений. 85Корни лизинговых отношений в США можно проследить в развитии системы коммерческого кредита и начальных методах финансирования железнодорожного оборудования. На раннем этапе эволюции американский лизинг развивался в тесной связи с английским, следуя его опыту. Однако к концу 19 в. развитие американского рынка скорее опережало остальные страны, чем следовало чьему-либо опыту. В развитии лизинга до настоящего уровня, как отмечают английские исследователи Д. Сопер, Р. Манро и Е. Камерон [139], США на 20 лет опередили Велико- британию. Настоящая революция в лизинговых отношениях произошла в Америке в начале 50-х гг., когда лизинг стали использовать в качестве маркетингового рычага для увеличения объема про- даж посредством предложения более привлекательной альтерна- тивы покупке за наличные. По лизингу сначала в небольших объемах, а затем массово начни; поставляться средства произ- водства: технологическое оборудование, машины, механизмы, суда, самолеты и т.д. Первым акционерным обществом, для которого лизинговые операции стали основным видом деятельности, является создан- ная в 1952 г. в Сан-Франциско известная американская компания «United States Leasing Corporation». Основателем компании яв- ляется Генри Шонфелд. Первоначально он создал компанию только для одной конкретной сделки. Потом понял, что лизинго- вый бизнес может стать очень перспективным, и в результате на свет появилась «US Leasing Corporation». Лизинговые операции довольно быстро пересекли границы США, появился междуна- родный лизинг. Через несколько лет компания стала открывать свои филиалы в других странах (прежде всего в Канаде в 1959 г.). В дальнейшем компания стала именоваться «United States Leasing International». Правительство США по достоинству оценило это явление: оно оперативно разработало и реализовало государственную программу его стимулирования. Лизинговые операции позволя- ли применять гибкие схемы платежей, осуществлять забалансо- вый метод учета имущества, кроме того, предусматривались предоставление инвестиционных налоговых льгот (до 10% но- вых инвестиций вычиталось из суммы налога) и возможность 86ускоренной амортизации. Но, как отмечается в книге «Лизинг и коммерческий кредит» [89], право на налоговые льготы возни- кало только тогда, когда договор соответствовал правилам, ус- танавливаемым для аренды Управлением внутренних доходов министерства финансов США: -продолжительность лизинга должна быть меньше 30 лет; -лизинг не должен предусматривать возможность покупки имущества по цене ниже разумной рыночной (например, за 1 USD); -лизинг не должен иметь график платежей, по которому они вначале будут больше, а затем меньше (это было бы свиде тельством того, что лизинг используется как средство ухода от налога); -лизинг должен обеспечить лизингодателя нормальным рыноч ным уровнем прибыли; -возможность продления лизингового соглашения должна учитывать нормальную рыночную стоимость оборудования. Эти обстоятельства способствовали быстрому развитию ли- зинга в США. В 1976 г. Управление стандартизации и финансового учета издало постановление, в соответствии с которым с 1977 г. стали разграничивать «подлинный лизинг» и покупку с помощью ли- зинга. В постановлении были перечислены следующие пункты: -право собственности в конце сделки переходит к арендатору; -лизинговая сделка позволяет купить оборудование в конце сделки по цене ниже рыночной; -срок сделки больше или равен 75% полезного срока службы; -текущая стоимость лизинговых платежей (без платы за стра хование, управление, налоги) больше или равна 90% нормаль ной рыночной цены оборудования. Если сделка отвечает хотя бы одному из условий, то имуще- ство учитывается на балансе лизингополучателя как актив с кор- респондирующим долговым обязательством в пассив («Обя- зательства по финансовому лизингу»). Если сделка не соответ- ствует ни одному из вышеупомянутых условий, то имущество учитывается в приложении к балансу лизингополучателя. С 1986 г. климат для лизинга на налоговой основе изменил- ся, т.к. правительство США увидело в нем «субсидию на благо 87другого государства» (т.н. экспорт налоговых льгот). Налоговые льготы, введенные в 1960-70-х гг. в период высокой инфляции, больше не рассматривались как эффективный инструмент сти- мулирования капиталовложений в более стабильной экономиче- ской обстановке 1980-х гг. Реформа налоговой системы в США сократила доступность налоговых льгот через отмену налоговой инвестиционной льготы и изменение профиля амортизации. Таким образом, значительно снизилась экономическая вы- года лизинга, но тем не менее его развитие не остановилось, т.к. погашение лизинговых сделок все-таки обладает большей гиб- костью, чем, например, погашение обычных ссуд, многие лизин- говые компании лучше знают оборудование, чем другие креди- торы, к тому же сохранились некоторые налоговые льготы. В 1981г. в США был принят Закон о реформе системы нало- гообложения. В нем указывались критерии отнесения сделок к лизинговым. В 1982 г. в Законе о налогообложении появился термин «финансовый лизинг». В настоящее время для того, что- бы сделка удовлетворяла условиям финансового лизинга, она должна обладать следующими характеристиками: -минимальные инвестиции в арендованное имущество со сто роны лизингодателя должны составлять не менее 20% его стоимости; -лизингополучатель не может иметь опцион на выкуп обо рудования по цене ниже его рыночной стоимости, определен ной на момент применения этого права; -лизингополучатель не может инвестировать в арендованное им оборудование, кроме т.н. отделимых усовершенствований; -период лизинга не превышает 80% срока службы оборудова ния; -в конце срока лизинга оборудование должно иметь оцененную остаточную стоимость в размере не менее 20% его пер воначальной стоимости; -лизингодатель должен ожидать получения положительной ве личины денежного потока и общей прибыли по договору ли зинга вне зависимости от налоговых льгот. В последнее время растет значение соглашений возвратного лизинга (нефтяные танкеры, железнодорожные контейнеры, компьютеры, самолеты), оперативного лизинга (транспорт, пе- чатное оборудование). Особенно наглядно просматривается рост 88оперативного лизинга без наличия особых налоговых льгот в авиации. Мировой рынок оперативного лизинга самолетов вы- рос практически от нулевой отметки в 1982 г. до 10% всего ны- нешнего лизингового рынка. Лизинг в США является основным инвестиционным инст- рументом, на долю которого на протяжении последних 10 лет приходится около 30% инвестиций в оборудование (см. рис. 2.8). В 2001 г. объем лизинговых операций в США составил 216 млрд. USD, что явилось падением на 12,6% по сравнению с предыдущим годом вследствие сентябрьского кризиса. Однако на протяжении 90-х гг. зафиксирован постоянный рост со сред- ним темпом прироста 7,5%. На долю США в эти годы приходи- лось около 95% североамериканского лизингового рынка, или 45-50% общего объема мирового лизинга. Как отмечает в своей монографии В.Д. Газман [30], «по- видимому, этот темп будет сохраняться благодаря расширению сервисных услуг и активному продвижению на рынки разви- вающихся стран». Английские исследователи Д. Сопер, Р. Манро и Е. Камерон [139] указывают, что структура лизингового рынка США обла- дает некоторыми принципиальными отличиями от многих евро- пейских стран. 89В силу законодательных ограничений отдельных видов фи- нансового сервиса и специфических типов финансовых институ- тов американские лизинговые компании развивались независимо от банковского сектора экономики. В качестве примера данного утверждения можно привести уже упоминавшуюся «US Leasing International Inc.», которая и ныне остается одной из крупнейших американских лизинговых компаний со значительным участием в международном лизинге, а также тот факт, что в ведущей шес- терке американских лизинговых компаний нет ни одной банков- ской (см. табл. 2.9). Таблица 2.9 Американские лизинговые топ-компании, млн. USD Позиция в мировом рейтинге Наименование компании Общий объем портфеля (на начало 1995 г.) Стоимость новых лизинговых договоров (в 1994 г.) 1 GE Capital Corp. (GECC) 41 300 16 800 7 General Motors Auto Corp. (GMAC) 13 631 10 363 10 AT&T Capital Corp. 7 661 4 250 14 IBM Credit Corp. 5 300 2 800 15 US Leasing Capital 5 300 2 145 16 Mercedes Benz Credit Corp. 5 300 1 876 19 Caterpillar Financial Services 4511 2 183 28 Comdisko Inc. 3 840 1 582 29 CIT group 3 694 1040 34 Rank Xerox Leasing Group 3 100 1 200 37 Hewlett Packard 2 500 1500 48 Citicorp 1 500 800 Основными лизингодателями в США являются филиалы промышленных компаний, функционирующие как независимые лизинговые фирмы. Хорошо известный пример - «General Elec- tric Credit Corporation» полностью принадлежит компании «Gen- eral Electric Inc.», мировому лидеру в производстве двигателей самолетов. Тем не менее деятельность «GECC» не связана с ли- зингом продукции своей родительской компании, а компания известна как главный лизингодатель оборудования, финанси- рующий широкий спектр капитальных активов для лизингопо- лучателей промышленного и коммерческого сектора. Такие спе- 90анализированные лизингодатели включают в свой состав сеть региональных лизинговых фирм (например, уже упоминавшиеся «US Leasing» и «GECC»). Они финансируются из различных ис- точников, среди которых самым значительным являются ком- мерческие банки. Непосредственные производители оборудования, такие все- мирно известные компании, как «General Electric», ЮМ, «Ge- neral Motors», «AT&T Capital Corp.», «Rank Xerox», «Caterpillar», «Hewlett Packard» и др., хорошо осознав преимущества лизинга, стали создавать дочерние лизинговые предприятия. В середине 90-х гг. общие объемы портфелей лизинговых заказов у этих компаний колебались от 2,5 до 41,3 млрд. USD, а годовые объе- мы нового лизингового бизнеса - от 1,2 до 16,8 млрд. USD. Тем не менее заметную роль на лизинговом рынке США играет финансовый сектор. Вовлеченные сюда компании можно классифицировать следующим образом: основные «финансовые центры» - коммерческие банки, основанные в крупных городах, каждый из которых предлагает полный набор лизинговых услуг по всей стране; малые региональные банки, функционирующие более избирательно в условиях месторасположения; компании по страхованию жизни, специализирующиеся на лизинге доро- гостоящих активов. Большинство таких финансовых компаний работают посредством специализированных лизинговых дочер- них структур внутри финансовых групп, хотя некоторые банки непосредственно занимаются лизинговой деятельностью с по- мощью отделов лизинга внутри банковских компаний. Банковские холдинговые компании имеют право осуществ- лять лизинг движимого и недвижимого имущества. Однако их деятельность ограничена сферой, где лизинг является функцио- нальным эквивалентом предоставления кредита (т.е. лизинг должен иметь неуправленческую основу - без оказания допол- нительных услуг). Например, при автомобильном лизинге фили- ал банковской холдинговой компании не может предлагать ус- луги, ремонт или поддержание технического состояния транс- портного средства. Банковская холдинговая компания должна вести лизинговую деятельность на основе полной выплаты, так- же она должна возместить инвестиционные расходы и расходы по финансированию. 91Закон о равной конкуренции в банковском деле (1981 г.) предусматривает право «сберегательных институтов» (местных сберегательных банков, сберегательных и займовых ассоциаций) инвестировать до 10% активов в лизинговые договоры на чисто лизинговой основе без ограничения величины остаточной стои- мости. Сберегательные банки имеют право осуществлять только лизинг движимого имущества. Еще одна существенная категория лизингодателей США включает в себя кэптивные лизинговые компании, принадлежа- щие производителям капитальных активов и предлагающие ли- зинг или ссуду для клиентов материнской компании. Отличи- тельной чертой их капитальной структуры является то, что фи- нансовые дочерние структуры не могут сливаться с материн- скими компаниями с целью ведения единого баланса. Таким об- разом, при осуществлении лизинговой деятельности на основе кредитов сумма их долга не вносится на баланс материнской компании. Отличительной чертой американского лизинга является присутствие на рынке частных лизингодателей, которые могут сдавать в лизинг капитальные активы корпоративным лизинго- получателям, создавая в этих целях ограниченные партнерства. Их деятельность возможна благодаря использованию как частны- ми налогоплательщиками преимуществ «налогового щита» при инвестировании собственных доходов в капитальные активы. В США функционирует 15 различных ассоциаций, объеди- няющих участников лизингового рынка. На рынке лизинговых услуг компании США являются наи- более заметными и крупными. В таблице 2.9 приводятся данные по 12 компаниям, входящим в состав 50 крупнейших лизинго- вых компаний мира. Стоимость совокупного лизингового порт- феля этих компаний достигла 97,637 млрд. USD, а величина ли- зинговых договоров, заключенных в течение года, составила 46,323 млрд. USD. Данный показатель означает, что эти компа- нии держали порядка 30% американского и 13% мирового ли- зингового рынков.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Опыт США» з дисципліни «Формування ринку лізингових послуг»