Во всех странах мира внутренние лизинговые операции предшествовали международным. Однако вскоре после того как лизинг стал одобренной формой финансирования оборудо- вания на многих внутренних рынках в 60-х гг. были заключены первые договоры международного лизинга гражданских само- летов, морских судов и др. дорогостоящих активов. В 70-х гг. лизинговые компании пришли к пониманию, что налоговые льготы, предоставляемые при внутренних инвести- циях, могут быть доступны зарубежным пользователям. Ино- гда подобные льготы предоставлялись при лизинге подержан- ного оборудования. Структура лизинговых сделок такова, что пользователи сохраняли право на льготные нормы амортиза- ции и другие налоговые льготы в своей стране и одновременно пользовались низкими ставками арендных платежей, получен- ными при распространении на них налоговых льгот в стране лизингодателя. Сделки такого типа стали применяться лизинговыми ком- паниями Австралии, Великобритании, США и впоследствии получили название «double dip». В конце 80-х гг. большое чис- ло таких сделок заключили компании Японии. Помимо гражданских самолетов и морских судов, предме- тами сделок международного лизинга становились строитель- ное оборудование, компьютеры, телекоммуникационное обо- рудование, части машин и транспортные средства различных категорий. В связи с большим числом сделок по международному ли- зингу остро встали вопросы о разработке правового регулиро- вания международного сотрудничества в этой области. В рамках Международного института по унификации ча- стного права в 1974 г. была создана группа по созданию уни- фицированных правил международного лизинга. Работа про- должалась более 10 лет и закончилась принятием 28 мая 1988 г. в г. Оттава (Канада) Конвенции о международном фи- нансовом лизинге. 55Цель данной Конвенции - устранение имеющихся юриди- ческих препятствий на пути международного финансового ли- зинга, адаптация традиционных двухсторонних договоров к трехсторонним и установление единообразных норм, регули- рующих правовые взаимоотношения всех участников лизинго- вой сделки. Важно отметить, что действие Конвенции распро- страняется только на лизинг оборудования и не касается не- движимого имущества, что легко объясняется особенностями недвижимости как товара. В Конвенции закреплена неразрывная связь двух догово- ров - купли-продажи и лизинга. При этом лизингополучатель должен одобрить условия первого договора, а поставщик -знать, для каких целей приобретается оборудование. Существует и определение международной лизинговой сделки. Чтобы договор попадал под действие Конвенции, ли- зингополучатель и лизингодатель должны находиться в разных странах. Поставщик же может находиться в одном из двух го- сударств. Большая часть сделок «double dip» в конце 70-х гг. совер- шалась по инициативе компаний США. По лизингу предлага- лись, в основном, гражданские самолеты, морские суда, нефте- добывающее оборудование. Хотя оборудование было предна- значено для использования за рубежом, в те годы американ- ские лизингодатели могли передать преимущества налоговой скидки на инвестиции и возможность ускоренных сроков амортизации своим иностранным пользователям. Существенная часть заключенных международных лизин- говых контрактов пришлась на гражданскую авиацию. Боль- шинство авиакомпаний мира воспользовалось предоставлен- ной возможностью. В Австралии многие из лизинговых ком- паний связывали свою международную деятельность также с лизингом самолетов. Лизинговые компании Соединенного Ко- ролевства после отмены контроля по обмену в 1979 г. смогли предоставить определенное количество лизинговых льгот в США по авиалиниям, а также другим типам дорогостоящих активов (промышленных предприятий и кораблей). Однако возможность осуществления сделок «double dip» продолжалась недолго. Финансовым актом 1982 г. было суще- ственно сокращено количество сделок по международному 56лизингу в Великобритании. Также после отмены налоговыми органами в 1982 г. налоговых льгот по процентам, ускоренной амортизации и налоговой скидки на инвестиции по лизингу оборудования для нерезидентов международный лизинг не смог дальше развиваться в Австралии. После принятия Кон- грессом США Билля Пикля-Доула (впоследствии ставшего Ак- том о налоговой реформе 1986 г.) возможность экспортировать налоговые льготы была утрачена и там. Однако некоторые ве- дущие американские банки сохранили специализированные филиалы для наблюдения за состоянием международного ли- зинга и возможностями проведения финансовых операций. Иным путем шел международный лизинг в Японии, где налоговые скидки на инвестиции и ускоренная амортизация не использовались в должной мере для развития местной про- мышленности. Прямая государственная поддержка проявля- лась в возможности получать долгосрочные долларовые кре- диты с низкой фиксированной процентной ставкой. Использо- вание субсидных фондов явилось основой для создания про- граммы «Samurai Lease» как очень эффективного международ- ного инструмента внутри среды, в которой правительство про- двигало международный лизинг как часть экономической по- литики. После изменений в экспортном регулировании в 1980 г. японские лизингодатели смогли предлагать лизинговые активы за пределы страны для нерезидентов, и такие сделки (с услови- ем расчетов в Иенах) стали известны как «Shogun Leases». Крупные независимые лизинговые компании Японии имеют организованную сеть иностранных филиалов. Кроме деятельности на лизинговых рынках тех стран, где они распо- лагаются, иностранные филиалы помогают материнским ком- паниям выполнять роль инвестиционных банков в международ- ных лизинговых договорах. Например, компания «Orient Leasing» стала первой японской лизинговой компанией, при- нявшей в 1986 г. участие в финансировании развития сети гос- тиниц в США, и агентом, и инвестиционным банком, вложив- шим 600 млн. гонконгских долларов в проект стоимостью 3 млрд. гонконгских долларов для финансирования строитель- ства новых подводных дорог и железнодорожных туннелей в Гонконге. 57Операции по международному лизингу время от времени проводятся и в странах бывшего СССР. Интересную сделку такого рода описывает в своей работе Е.В. Кабатова: «На принципиально новый вид лизинга пошло правительство Ка- захстана. В 1996 г. был сдан в лизинг угольный разрез. Амери- канская компания «Global Mineral Reserves Inc.» получила в доверительное управление на 10 лет Шебаркольский разрез мощностью 3 млн. т, расположенный в Карагандинском уголь- ном бассейне. Компания по лизинговому договору получает 100% прибылей и вносит в бюджет страны в течение 10 лет 38 млн. долл. лизинговых платежей. Балансовая стоимость ос- новных средств разреза оценена в 30 млн. долл. Если добыча угля будет расти на 15% в год, то новые владельцы обязаны пропорционально увеличить уровни заработной платы занятым на предприятии. Если лизинговый договор будет расторгнут по инициативе государства, то иностранная компания получит компенсацию в размере упущенной выгоды. Иностранную компанию привлекло богатство месторождения, и она приняла на себя обязательство выплачивать высокий уровень лизинго- вых платежей». Международным лизинговым сделкам способствуют лизинговые клубы. Они выступают в качестве посредников. Если потенциальный лизингодатель обратился с предложением о лизинге оборудования к фирме-члену клуба, то она может переадресовать его к другой фирме, работающей в стране, из которой получено предложение. Фирма, переадресовавшая ли- зингодателя, получает комиссионные за посредничество, но за платежеспособность клиента ответственности не несет. В За- падной Европе в качестве лизинговых клубов выступает ассо- циация «Интерлиз», в которую входят лизинговые фирмы Бельгии, Великобритании, Германии, Дании, Италии, Испании, Нидерландов, Норвегии, Франции, Швейцарии, Швеции, а также ассоциация «Лизклаб», объединившая лизинговые фир- мы Австралии и десяти стран Западной Европы. В Западной Европе на международных лизинговых сделках специализировались крупнейшие английские банки «Барклайз бэнк», «Ллойде», «Мидлэнд», «Нэшнл Вестминстер бэнк». 58В настоящее время экспортирование налоговых преиму- ществ ограничено несколькими сделками по лизингу авиа- лайнеров, т.к. только в этой сфере остается возможность для крупных лизингодателей развивать международную финан- совую деятельность. Размер и сложность таких сделок требуют улучшения налоговой и юридической экспертизы. Существует также ряд проблем, с которыми приходится иметь дело: -особенности правового регулирования лизинговых отноше ний в различных странах; -установление права собственности на объект лизинга; -получение права владения активами; -валютные риски; -подоходный налог по суммам лизинговых платежей и т.д. Иногда компании развитых стран, занимающиеся лизин- гом оборудования, передают его через третьи страны, имею- щие льготные системы налогообложения (например Швейца- рию и некоторые оффшорные зоны). В них регистрируются филиалы или зависимые общества. В третьей стране можно рассчитывать на более низкий уровень налоговых вычетов с прибыли по сравнению с аналогичными показателями в стра- нах, где расположены материнская лизинговая компания и пользователь оборудования. В последние годы при проникновении лизинговых компа- ний развитых стран на рынки Центральной и Восточной Евро- пы, Азии, Африки и Южной Америки международный лизинг становится наиболее актуальным как эффективное средство инвестирования в экономику развивающихся стран, как допол- нительный канал сбыта дорогостоящих передовых технологий, а также как инструмент снижения финансовых рисков. Для белорусских компаний, занимающихся грузопере- возками, сегодня становится реальным взять на условиях ли- зинга транспортные средства ведущих европейских произво- дителей при финансировании проекта немецкой стороной с более низкими процентными ставками, чем те, что сложились на отечественном рынке.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Особенности развития международного лизинга» з дисципліни «Формування ринку лізингових послуг»