Эволюция лизинговых отношений и место лизинга в экономике
Любое явление реальной жизни возникает при определен- ных условиях как результат действия определенных причин. Со временем такие явления, по мере накопления, претерпевают необратимые изменения, в ходе которых выявляются некото- рые тенденции их развития и открываются различные перспек- тивы их будущих состояний. В каждом таком случае важно уяснить, как возникло то или иное явление, какие главные эта- пы проходило оно в своем развитии, чтобы увидеть, чем этот процесс завершился и к каким результатам может привести в будущем. Современность нельзя правильно осмыслить вне связи с прежними стадиями исторического процесса: останутся нерас- крытыми глубинные механизмы, образовавшиеся когда-то давно, но действующие сегодня и в значительной мере опреде- ляющие будущее. Для уяснения сути лизинговых отношений в их современ- ном значении необходимо определить, каковы же были перво- начальные условия их возникновения и что влияло на образо- вание правовой базы лизинговых операций [121, с. 9]. Трудность заключается в том, что в литературе на этот счет высказываются различные мнения, авторы которых ис- пользуют, по существу, два основных подхода. Первый подход базируется на мнении о том, что лизинг является одной из древнейших форм финансирования, корни которой уходят к шумерам и другим народам Междуречья [18, 26,29,51,52,58,90,91, 112, 118,120,133,139]. 9Второй подход основывается на том, что слово «лизинг» (leasing) вошло в широкое употребление в конце XIX в. При этом одна группа ученых принимает за точку отсчета факт, ко- гда в 1877 г. американская телефонная компания «Белл» реши- ла не продавать свои аппараты, а сдавать их во временное пользование [28, 122, 123, 125]. Вторая группа исследователей точку отсчета истории лизинга видит в создании в 1952 г. пер- вой компании, специализирующейся на лизинговых операциях. Существует также особое мнение, согласно которому ис- тория лизинга в его современном понимании начинается с 1952 г. [86, 98, 106] или с 1877 г. [27, 33], но в то же время счи- тается, что история арендных отношений в трактовке данной категории ученых иллюстрирует, как в результате качествен- ных изменений общественных отношений возникает новое яв- ление в праве. Данный подход к пониманию истории лизинга представляется автору более убедительным. Следует также отметить исследование Н.Н. Внуковой и О.В. Ольховикова [27], в котором делается попытка выделить этапы в истории развития лизинговых отношений. Так, период с конца XIX в. по настоящее время разбит на пять этапов, включающих зарождение лизинга, американский период, рас- пространение лизинга, «лизинговый бум» и мировую лизинго- вую интеграцию. Недостатком данного подхода, как нам пред- ставляется, является то, что не учитывается период до конца XIX в. В связи с вышеизложенным нам представляется возмож- ным выделить следующие основные этапы эволюции лизинго- вых отношений: 1.Возникновение идеи использования чужих средств труда на возмездной основе (начиная с XX в. до н.э.). 2.Развитие данной идеи и ее отражение в римском праве (на чиная с V в. н.э.). 3.Развитие правовых конструкций пользования в английской правовой системе (XIX в.). 4.Возникновение термина «лизинг» и его использование для защиты технологии (конец XIX в. - первая половина XX в.). 5.Формирование рынка лизинговых услуг в США (50-е гг. XX в.). 6.Интеграция лизинга по всему миру и окончательное формирование его правовой конструкции (с 60х гг. XX в. по н.в.). 10Первый этап развития лизинговых отношений характери- зуется возникновением идеи использования чужих средств тру- да в обмен на денежное или компенсационное вознаграждение. По мнению историков, исследующих вопросы экономиче- ских отношений, сделки, аналогичные арендным, заключались еще в древнем государстве Шумер и датируются примерно 2000 г. до н.э. Так (как пишут П. Балтус и Б. Майджер в книге «Школа европейского лизинга» [18]), обнаруженные глиняные таблички содержат сведения о храмовых священниках- арендодателях, заключавших договоры с местными фермерами на аренду сельскохозяйственных орудий, земли, водных ис- точников, волов и других животных. Английский историк Т. Кларк, на которого ссылается рос- сийский юрист-исследователь Е.В. Кабатова [51, с. 12-13], об- наружил несколько положений о лизинге (передаче активов во временное пользование) в Законах Хаммурапи, принятых меж- ду 1775-1750 гг. до н.э. Древние финикийцы практиковали аренду судов, которая по своей экономико-правовой сути очень схожа с классической формой современного лизинга оборудования. Множество краткосрочных договоров аренды обеспечивали получение судна и экипажа [120, с. 3; 29, с. 11]. Есть ссылки и на то, что в притче Евангелия от Матфея в Новом Завете повествуется о владельце земли, который сдает свой виноградник и винный пресс [121, с. 10]. Второй этап связан с появлением института владения ак- тивами без права собственности в римском праве, которое яви- лось основой развития европейских правовых систем. Император Юстиниан I, осуществивший кодификацию римского права, отразил основную идею лизинговых отноше- ний в известных Институциях. Вот почему юристы справедли- во полагают, что римскому праву был отлично известен ком- плекс имущественных отношений, связанных с владением ве- щью без права собственности. Эти отношения отражались как в договорном, так и вещном праве [51, с. 13; 29, с. 11]. В Великобритании, как отмечает Е.В. Кабатова [51, с. 13-14], одним из первых нормативных актов, регулирующих отношения, схожие с лизинговыми, был Закон Уэльса 1284 г. 11Третий этап, по мнению автора, охватывает историю раз- вития арендных отношений в Англии, что связано с уникаль- ностью английской правовой системы и ее непохожестью на континентальную. Новый импульс в развитии лизинговых отношений связан в первую очередь с техническим прогрессом, когда потребова- лись дополнительные каналы сбыта новой дорогостоящей тех- ники. В начале XIX в. в Великобритании в связи с развитием промышленности, увеличением производства различных видов оборудования возросло количество товаров, сдаваемых в ли- зинг. Особую роль в этом сыграло развитие железнодорожного транспорта и каменноугольной промышленности. Собственни- ки каменноугольных копей вначале покупали вагоны для пере- возки угля, однако вскоре стали очевидными невыгодность и невозможность такого финансирования. Выработка угля уве- личивалась, открывались новые шахты, требовалось все боль- ше вагонов. Вполне резонно, что небольшие предприятия ре- шили воспользоваться этой ситуацией для выгодного вложе- ния капитала. Они покупали вагоны для угля и сдавали их в аренду (лизинг) железнодорожным компаниям. Появились компании, единственной целью которых был лизинг локомо- тивов и железнодорожных вагонов. При составлении договора они стали использовать право на покупку, предоставлявшееся пользователю по окончании срока лизинга. Одной из причин появления такого условия было то, что пользователи гораздо бережнее обращались с вагонами, если существовала перспек- тива их последующего приобретения в собственность. Такие сделки получили впоследствии название договоров аренды- продажи, которые позже были отграничены от правового ин- ститута лизинга [29, с. 13-14; 51, с. 14; 121, с. 14-15]. Четвертый этап отмечается хрестоматийной историей фирмы «Белл» и возникновением термина «лизинг» (leasing). Австрийский исследователь В. Хойер в своей книге «Как делать бизнес в Европе» [122] отмечает, что первое известное употребление термина «лизинг» относится к 1877 г., когда американская телефонная компания «Белл Телефон Компани» (Bell) приняла решение не продавать свои телефонные аппара- 12ты, а сдавать их в пользование, т.е. устанавливать оборудова- ние в доме или офисе клиента только на основе периодической платы [120, с.4; 29, с. 15]. Благодаря этому экономическому ходу США были телефонизированы гораздо быстрее и мас- штабнее, чем другие страны мира [27, с. 38-39]. Эта операция, ставшая хрестоматийной, оказала сильное воздействие не только на развитие связи. Интересуясь прибы- лью от предоставления специфических по тому времени фи- нансовых уелуг, производители новой техники были также за- интересованы в защите технологии, составляющей предмет их собственности, воплощенной в новых машинах. Многие по- этому высоко оценили аренду оборудования, позволяющую им, в отличие от простой продажи, защитить свое монопольное право на использование «ноу-хау». Только принятие феде- рального антимонопольного законодательства США положило конец этой практике и потребовало от изготовителей выста- вить оборудование на свободную продажу [29, с. 15-16]. Пятый этап связан с появлением организаций, для кото- рых лизинг является основным видом деятельности, и выделе- нием лизинга в самостоятельный сегмент финансового рынка. Именно с этого момента начинается точка отсчета истории ли- зинга в его современном понимании. В послевоенное время в США обозначился устойчивый спрос на финансирование различных видов техники и обору- дования, что не всегда было возможным с использованием традиционных источников. В лизинг стали массово сдаваться средства производства: технологическое оборудование, маши- ны, механизмы, суда, самолеты и т.д. Правительство США по достоинству оценило это явление, оперативно разработало и реализовало государственную программу его стимулирования [29, с. 17]. По утверждению В. Хойера [122], первым акционерным обществом, для которого лизинговые операции стали основ- ным видом деятельности, является созданная в 1952 г. в Сан- Франциско известная американская компания «United States Leasing Corporation». Основал компанию Генри Шонфельд. Это описывается следующим образом: «Небольшой фирме по производству пищевых продуктов в Калифорнии в 1952 г. для 13выполнения крупного заказа, полученного от военного ведом- ства, необходимо было увеличить парк машин, но капитал фирмы был небольшим, и свободных средств не было. Тогда руководство приняло решение арендовать необходимые маши- ны и таким образом осуществило процесс финансирования их получения. Убедившись в выгодности такой операции и узнав, что многие фирмы по этому примеру также хотят арендовать нужные им машины, учредители компании создали фирму «United States Leasing Corporation» с капиталом в 20 тыс. USD. Через два года эта фирма сдавала в лизинг машин и оборудо- вания на сумму более 3 млн USD». Лизинговые операции довольно быстро пересекли грани- цы США, и, следовательно, появилось такое важное для разви- тия лизингового бизнеса понятие, как «международный ли- зинг». Через несколько лет компания начала открывать свои филиалы в других странах (прежде всего в Канаде в 1959 г.). В дальнейшем она стала именоваться «United States Leasing In- ternational» [29, с. 17]. Современный этап становления лизинговых отношений связан с распространением лизинга в Западной Европе и Япо- нии, а затем и по всему миру. Первые лизинговые компании в ведущих европейских странах, занимающих сегодня первые места по объему лизин- говых операций, появились в самом начале 60-х гг. Во Франции первая лизинговая компания SEPAFITES (с 1962 г. - Locafrance) появилась в 1957 г. В Англии перво- проходцем современного лизингового бизнеса стала компания «Mercantile Leasing Company», работающая с 8 июня 1960 г. Ее учредителями стали «Mercantile Credit Company» и «United States Leasing Corporation». Первая лизинговая компания в Италии появилась в 1963 г. В Германии первой в 1962 г. была учреждена лизинговая ком- пания «Locallease Mietfinanzierung GmbH». В начале 60-х гг. лизинговый бизнес начал развиваться на Азиатском континенте. В Японии ныне крупнейшей и одной из наиболее именитых является созданная в 1969 г. лизинговая компания «Century Leasing System» [29, с. 18; 51, с. 15-18]. 14Несмотря на повсеместное распространение лизинга в ми- ре, единого международного общепризнанного понятия этой правовой конструкции не существует до нашего времени. Это связано как со сложным и неоднозначным содержанием, отра- жаемым этим термином, так и различиями в правовых базах и системах отчетности разных стран. В литературе имеют место определения лизинга как вида предпринимательской деятельности, направленной на инве- стирование временно свободных или привлеченных финансо- вых средств [8, 9, 29, 30, 47, 91, 99]; как формы, промежуточ- ной между кредитованием и прямым инвестированием [33]; как специфической формы финансирования капиталовложений в основные фонды [2, 53]; как специфического вида долго- срочной аренды [1, 24, 27, 31, 44, 49, 118]; как специфической формы кредита [86, 97, 106, ПО, 112, 123]; как покупки в рас- срочку [122], а также как комплекса имущественных отноше- ний [18, 51, 52, 86, 97, 98, 102, 106, 110, 121, 123]. В Гражданском кодексе Республики Беларусь лизинг оп- ределяется в качестве «финансовой аренды» [1, ст. 636-641], т.е. специфического вида арендных отношений. В другом нормативном акте (Положении о лизинге на тер- ритории Республики Беларусь от 31.12.1997 за № 1769 [8]) ли- зинг трактуется так: «Лизинговая деятельность [лизинг] — деятельность, связанная с приобретением одним юридическим лицом за собственные или заемные средства объекта лизинга в собственность и передачей ее другому субъекту хозяйствования на срок и за плату во временное владение и пользование с правом или без права выкупа». Таким образом, наблюдается неоднозначность толкования этого понятия. В законе Российской Федерации «О лизинге» от 29 октяб- ря 1998 г. №164 [9] дается следующее определение лизинга: «Лизинг — вид инвестиционной деятельности по приобрете- нию имущества и передаче его на основании договора лизинга физическим или юридическим лицам за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях, обусловленных договором, с правом выкупа имущества лизингополучателем». Различные определения лизинга учитывают те или иные формы проявления этого экономического механизма. Попытки 15определить лизинг и дать соответствующую формулировку с точки зрения одного из участников лизинговой операции, как отмечает Ю.С.Харитонова [121, с. 46], приводит к подмене понятия лизинга как такового конкретной формой его приме- нения. Для поставщика оборудования лизинг может рассмат- риваться как эффективная форма сбыта своего товара, для ли- зингополучателя - как капиталосберегающая форма финанси- рования инвестиций, для лизингодателя - как вид предприни- мательской деятельности. Таким образом, с нашей точки зре- ния, лизинг необходимо рассматривать с позиции системных взаимоотношений трех участников лизинговой операции. Лизинг - это комплекс имущественных отношений, скла- дывающихся в связи передачей активов в пользование на услови- ях платности, срочности и возвратности на основе их приоб- ретения. Этот комплекс, помимо собственно договора лизинга, включает и другие договоры (договор поручения, договор куп- ли-продажи, договор займа). Суть классической лизинговой операции заключается в том, что потенциальный лизингополучатель, у которого нет свободных финансовых средств, обращается в лизинговую компанию с деловым предложением о заключении лизинговой сделки, согласно которой лизингополучатель может выбирать продавца, располагающего требуемым имуществом, а лизин- годатель приобретает его в собственность и передает лизинго- получателю во временное владение и пользование на платной основе. Стоимость имущества определяется путем договорен- ности между лизингополучателем и продавцом, но не должна превышать рыночную стоимость. По окончании договора, в зависимости от его условий, имущество возвращается лизин- годателю, переходит в собственность лизингополучателя или используется на тех же условиях путем продления договора лизинга [106, с. 6]. Общая схема взаимоотношений участников лизинговых операций и движения финансовых потоков при лизинге приве- дена на рисунке 1.1 [106, с. 7]. 16Рис. 1.1. Принципиальная схема взаимоотношений субъектов лизинга движение финансовых потоков; движение материальных потоков; договорные взаимоотношения. По мнению автора, ныне существует объективная необхо- димость определения миссии лизинга в экономике, она нужна для придания лизинговой операции юридической формы и, соответственно, установления сферы использования этой пра- вовой конструкции в практической деятельности субъектов хозяйствования. Для решения данной проблемы необходимо определить принципиальные отличия лизинга от других пра- вовых конструкций, выполняющих схожие функции (каналов привлечения активов в деятельность субъектов хозяйствова- ния). Такими конструкциями являются покупка за собственные средства, аренда, банковский кредит, коммерческий кредит и поручение. Различные формы привлечения ресурсов в предпринима- тельскую деятельность возникли объективно, следовательно, они в большей степени дополняют друг друга, чем выступают в качестве конкурентов. 17Рис. 1.2. Предпосылки возникновения форм привлечения ресурсовЛизинг возник вследствие того, что появились субъекты хозяйствования, которые ощущают потребность в конкретном элементе основных средств или нематериальных активов для осуществления инвестиционного проекта, испытывая при этом дефицит финансовых ресурсов для самофинансирования и дос- таточного обеспечения для получения кредита. На рисунке 1.2 представлены предпосылки возникновения правовых конструкций на базе упомянутых договорных отно- шений. Рассмотрим сходства и принципиальные отличия обозна- ченных выше правовых конструкций с лизингом, выявленные на основании предпосылок возникновения и представленные автором в таблице 1.1. Таблица 1.1 Сравнительный анализ лизинга с другими правовыми конструкциями Право- вые формы Сравнение с лизингом Сходства Различия 1 2 3 Коммер- ческий кредит - инвестирование средств в основной капи- тал на возврат- ной основе в натуральной форме, т.е. в форме переда- ваемого в поль- зование имуще- ства - при коммерческом кредите права владения, пользования и распоряжения не разделяются и передаются пользователю в момент передачи объекта по ТТН, при лизинге права пользования и распоряжения отделяются от права владения, право собственности на объект может перейти к пользователю только при реализации опциона по завершении срока договора; - при коммерческом кредите существует необходимость предоставления гарантий выполнения обязательств, при лизинге считается, что объект лизинга служит достаточным обеспечением, т.к. право собственности находится у лизингодателя; - учет задолженности по коммерческому кредиту ведется как кредиторская задолженность, а по лизинговым платежам - как текущие затраты; - коммерческий кредит носит, в основном, краткосрочный характер, в то время как лизинг может быть только долгосрочной сделкой 191 2 3 Банков- ский кредит - использова- ние заемных средств для достижения коммерческих целей - выдача банковского кредита и его возврат осуществляются только в денежной форме, а при лизинге выдача производится в материальной форме, а возврат возможен в денежной, компен- сационной или смешанной формах; - оценка платежеспособности клиента при банковском кредите производится по результатам работы за прошлый период, а при лизинге -по ожидаемым результатам от реализации проекта; - непогашенная сумма долга учитывается как кредиторская задолженность, а лизинговые пла- тежи - как текущие затраты; - контроль при банковском кредите ведется только за своевременностью выполнения обязательств по договору, а при лизинге - еще и за целевым использованием объекта лизинга Аренда - привлечение в свою деятель- ность чужих активов на платной основе - в арендный период к арендатору переходит только право пользования арендованным имуще- ством, к лизингополучателю - право пользования и обязанности собственника; - риск случайной гибели объекта и обязанность капитального ремонта при аренде лежит на арендодателе, а при лизинге, - в основном, на лизингополучателе; - величина арендных платежей определяется лишь взаимодействием спроса и предложения и может изменяться при изменении конъюнктуры, величина лизинговых платежей - сроком согла- шения и величиной платы за пользование заем- ными ресурсами на рынке капитала; - по общему правилу, при аренде за недостатки переданного пользователю имущества отвечает арендодатель, при лизинге лизингополучатель самостоятельно осуществляет приемку объекта, адресуя все претензии непосредственно продавцу; - при арендных отношениях переход права собственности не предусмотрен, при финансовом лизинге существует опцион на приобретение по завершении срока договора; - объектом арендных отношений может быть имущество, которым уже владеет арендодатель, а при лизинге имущество специально приобретается для передачи в пользование конкретному лизингополучателю; 201 2 3 - учет арендованных внеоборотных активов ведется только на балансе арендодателя в составе собственных внеоборотных активов с соответ- ствующей отметкой их выбытия в инвентарной карточке по учету основных средств; учет вне- оборотных активов, являющихся объектом ли- зинга, может вестись как на балансе лизингода- теля (аналогично аренде), так и на балансе ли- зингополучателя в составе долгосрочно арен- дуемых внеоборотных активов; - величина арендных платежей может изменяться с изменением рыночной конъюнктуры; лизинговые платежи могут изменяться лишь при изменении ставки рефинансирования Поруче- ние - выполнение действий одной стороной по поручению и в пользу другой стороны - при поручении действия совершаются пове- ренным от имени поручителя и в его интересах, а при лизинге лизинговая компания приобретает объект лизинга от своего имени, а затем лизин- гополучатель принимает последний у продавца в исполнение своих интересов; - право собственности на результат действий поверенного при поручении переходит к поручи- телю, а при лизинге право собственности на объект лизинга может и не перейти к лизингопо- лучателю При анализе результатов исследования, отраженных на ри- сунке 1.2 и в таблице 1.1, становится очевидным, что экономи- ческая сущность лизинговой сделки придает возникшим трех- сторонним партнерским взаимоотношениям новую качествен- ную характеристику, которая не может быть учтена сущест- вующими традиционными правовыми конструкциями. Таким образом, лизинговые отношения соответствуют принципиаль- но новому типу правоотношений, что определяет уникальные роль и место лизинга в экономике. По мнению автора, для лизинга можно выделить свою миссию, отличную от миссий схожих правовых институтов. Миссия лизинга заключается в содействии функционированию конкурентного рынка при нехватке ресурсов и недоступности или неэффективности других форм финансирования путем привлечения имеющихся ограниченных ресурсов в точки эко- номического роста.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Эволюция лизинговых отношений и место лизинга в экономике» з дисципліни «Формування ринку лізингових послуг»