При приемке товаров от поставщика покупатель может обнаружить, что количество товара или его качество не соответствует данным, указанным в товаросопроводительных документах. Факт недостачи товаров или получение товаров ненадлежащего качества следует актировать, в противном случае у покупателя нет оснований для предъявления претензий поставщику. Какие акты составляются в таких случаях, а также какова процедура их заполнения, читайте в настоящем разделе. Отношения продавца и покупателя товаров строятся в основном либо на основании договора купли-продажи, либо договора поставки. Общие положения о договоре купли-продажи установлены параграфом 1 гл. 30 "Купля-продажа" Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ). В соответствии с п. 1 ст. 454 ГК РФ по договору купли-продажи продавец обязуется передать товар в собственность покупателю, а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену). Так как договор поставки представляет собой одну из разновидностей договора купли-продажи, то к нему, в части, не противоречащей правилам параграфа 3 гл. 30 ГК РФ, применяются общие правила о договоре купли-продажи. Напомним, что в соответствии с п. 3 ст. 455 ГК РФ условие договора купли-продажи о товаре считается согласованным, если договор позволяет определить наименование и количество товара. Причем количество товара, подлежащего передаче, может быть предусмотрено как в соответствующих единицах измерения или в денежном выражении, так и путем установления порядка его определения. Если договор не позволяет определить количество товара, то соглашение признается незаключенным. Теперь о качестве товара... Спорить с тем, что товар, приобретаемый покупателем, должен быть соответствующего качества, сложно, ведь в противном случае он вряд ли устроит покупателя. Обычно требования к качеству товара закрепляются в самом договоре. Если же условие о качестве товара не содержится в соглашении, то продавец обязан передать покупателю товар, пригодный для целей, для которых товар такого рода обычно используется. Отметим, что правила приемки товаров торговыми организациями фактически установлены Методическими рекомендациями по учету и оформлению операций приема, хранения и отпуска товаров в организациях торговли, утвержденными Письмом Роскомторга от 10 июля 1996 г. N 1-794/32-5 (далее - Методические рекомендации). Как указано в п. 2.1.1 Методических рекомендаций, порядок и сроки приема товаров по количеству, качеству и комплектности и его документального оформления регулируются действующими техническими условиями, условиями поставки, договорами купли-продажи и инструкциями о порядке приемки товаров. В качестве последних обычно применяются Инструкция о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству, утвержденная Постановлением Госарбитража СССР от 15 июня 1965 г. N П-6 (далее - Инструкция N П-6), и Инструкция о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству, утвержденная Постановлением Госарбитража СССР от 25 апреля 1966 г. N П-7 (далее - Инструкция N П-7). Правда, применение Инструкций N N П-6 и П-7 при приемке товара является обязательным лишь при условии того, что это закреплено в самом соглашении, на это указывает п. 14 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22 октября 1997 г. N 18 "О некоторых вопросах, связанных с применением положений Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре поставки". Особо обращаем ваше внимание на то, что при нарушении правил приема и сроков торговые организации лишаются возможности предъявления претензий поставщикам или транспортным организациям при недостаче или снижении качества товаров. Подтверждает это и правоприменительная практика. Так в Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 24 марта 2008 г. по делу N А56-33481/2006 суд удовлетворил иск о взыскании задолженности с ответчика по договору поставки в полном объеме. При этом арбитры отклонили доводы ответчика о поставке некачественного товара, так как ответчик не представил доказательств направления истцу претензий по количеству и качеству товара. Как известно, движение товара от продавца к покупателю оформляется специальными товаросопроводительными документами, предусмотренными условиями поставки товаров и правилами перевозки грузов. В качестве таких товаросопроводительных документов могут выступать накладные, товарно-транспортные накладные, железнодорожные накладные, коносаменты, счета, счета-фактуры. Приемка товаров по количеству предусматривает проверку соответствия фактического наличия товара данным, содержащимся в транспортных, сопроводительных и/или расчетных документах, приемка по качеству и комплектности - требованиям к качеству товаров, предусмотренным в договоре. В п. 2.1.7 Методических рекомендаций сказано, что в случае несоответствия фактического наличия товаров или отклонения по качеству, установленному в договоре, или данным, указанным в сопроводительных документах, должен составляться акт (код по ОКУД 0903001), который является юридическим основанием для предъявления претензий поставщику. Составление акта производится специальной комиссией, в состав которой входят представитель поставщика и материально ответственные лица организации-покупателя. При согласии поставщика или его отсутствии допускается составление акта и в одностороннем порядке, против чего не возражают и суды. Так, из Постановления ФАС Северо-Западного округа от 21 января 2008 г. по делу N А05-5927/2007 следует, что покупатель вправе зафиксировать недостачу (ненадлежащее качество) товаров актом, составленным в одностороннем порядке. Обычно при выявлении фактов расхождения товаров по количеству или качеству приемка товара приостанавливается, при этом необходимо обеспечить сохранность товара и не допустить его смешения с аналогичными товарами. Далее порядок действий покупателя зависит от условий приемки товара, предусмотренных договором. Если актирование производится двусторонним актом, то вызывается представитель поставщика, причем это необходимо сделать в сроки, определенные договором. Если же акт составляется в одностороннем порядке, то в комиссию по составлению акта следует включить и представителей администрации организации-покупателя. Актирование, как, впрочем, и любая другая хозяйственная операция, совершаемая организацией, подтверждается первичным бухгалтерским документом, такое требование установлено п. 1 ст. 9 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 129-ФЗ). Причем бухгалтерские первичные документы принимаются к учету только при условии того, что они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации. Самостоятельно разработанные формы первичных учетных документов используются организациями только в случае отсутствия унифицированных форм и наличия в них всех обязательных реквизитов, перечисленных в п. 2 ст. 9 Закона N 129-ФЗ. Унифицированные формы первичной документации по учету торговых операций утверждены Постановлением Госкомстата России от 25 декабря 1998 г. N 132. Как следует из Указаний по применению и заполнению форм первичной учетной документации по учету торговых операций (далее - Указания), утвержденных вышеназванным Постановлением для оформления приемки товарно-материальных ценностей, имеющих количественные и качественные расхождения по сравнению с данными сопроводительных документов поставщика, применяются: - Акт об установленном расхождении по количеству и качеству при приемке товарно-материальных ценностей (форма N ТОРГ-2); - Акт об установленном расхождении по количеству и качеству при приемке импортных товаров (форма N ТОРГ-3). Следует иметь в виду, что приемка товаров по количеству, качеству и комплектности от организации транспорта и почтовых отправлений от организаций связи оформляется актом в соответствии с правилами, действующими на транспорте и в организациях связи. Так, например, при выявлении фактов несоответствия товаров, доставляемых по железной дороге, оформляется коммерческий акт формы ГУ-22, утвержденной Приказом МПС России от 18 июня 2003 г. N 45 "Об утверждении Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом". Указаниями определено, что Акты о приемке товаров по количеству составляются в соответствии с фактическим наличием товаров данным, содержащимся в транспортных, сопроводительных или расчетных документах, а при приемке товаров по качеству и комплектности - требованиями к качеству товаров, предусмотренными в договоре или контракте. Акты составляются по результатам приемки членами комиссии и экспертом организации, на которую возложено проведение экспертизы, с участием представителей организаций поставщика и покупателя или представителем организации - покупателя с участием компетентного представителя незаинтересованной организации. Акты составляются отдельно по каждому поставщику на каждую партию товара, поступившую по одному транспортному документу. Товары, по которым расхождения не выявлены, в актах не перечисляются, просто в конце акта делается отметка "По остальным товарно-материальным ценностям расхождений нет". Подписываются Акты всеми членами комиссии, в случае отказа любого члена комиссии от подписи акта об этом необходимо сделать соответствующую отметку в самом акте. Подписанные Акты с приложением всех соответствующих документов (накладных, счетов-фактур и так далее) передаются под расписку в бухгалтерскую службу организации для направления претензии поставщику или перевозчику. Утверждает Акт руководитель организации, он же принимает решение о направлении претензионного письма к поставщику или к перевозчику. Обращаем ваше внимание, что форма Акта N ТОРГ-2 оформляется при приемке товаров отечественного производства, он составляется в четырех экземплярах. Один экземпляр Акта передается, как уже было отмечено, в бухгалтерию организации-покупателя, второй - обычно прикладывается к претензионному письму, направляемому в адрес поставщика или перевозчика, третий - вручается представителю поставщика, участвующему в актировании товара, а четвертый - вручается перевозчику. При актировании товаров, поступивших от иностранных поставщиков, используется форма Акта N ТОРГ-3, составляемая в пяти экземплярах. В отношении импортных товаров отметим следующее. Обычно правила приемки товаров закрепляются во внешнеторговом контракте. Если контрактом порядок приемки не определен, то можно руководствоваться положениями Инструкции "О порядке и сроках приемки импортных товаров по количеству и качеству, составления и направления рекламационных актов", утвержденной Постановлением Госарбитража СССР от 15 октября 1990 г. Если продавец передал в нарушение договора покупателю меньшее количество товара, чем определено договором, то по общему правилу, закрепленному п. 1 ст. 466 ГК РФ, покупатель вправе: - потребовать передачи недостающего количества товара; - отказаться от переданного товара и его оплаты, а если товар оплачен, потребовать возврата уплаченной денежной суммы. Последствиям передачи товаров ненадлежащего качества посвящена ст. 475 ГК РФ, в соответствии с которой при несущественных недостатках качества товара покупатель вправе потребовать соразмерного уменьшения цены, безвозмездного устранения недостатков в разумный срок или возмещения своих расходов на устранение недостатков товаров. Если же недостатки товара являются существенными, то покупатель может либо: - отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы; - потребовать замены товара ненадлежащего качества товаром, соответствующим договору. При выявлении фактов несоответствия товаров по количеству или качеству организация должна в бухгалтерском учете отразить недостачу товара, выявленную при приемке. Так как в соответствии с правилами бухгалтерского учета товары являются частью материально-производственных запасов (далее - МПЗ) организации, то при выявлении фактов недостачи и порчи товаров организация-покупатель должна руководствоваться п. 58 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденных Приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. N 119н. Из указанного пункта следует, что порядок списания недостачи и порчи товаров зависит от того, имеются ли на данный вид товаров нормы естественной убыли или нет. При наличии таких норм суммы недостачи и порчи поступивших товаров в пределах норм списываются на транспортно-заготовительные расходы (далее - ТЗР) или на счета отклонений в стоимости товаров. Причем списываемая сумма определяется путем умножения количества недостающих и (или) испорченных товаров на договорную цену поставщика. Другие суммы, в том числе транспортные расходы и налог на добавленную стоимость, относящиеся к ним, не учитываются. Если испорченные товары могут быть использованы в дальнейшем, то они принимаются на учет по ценам возможной продажи с одновременным уменьшением суммы недостачи. Недостачи и порча сверх норм естественной убыли учитываются по фактической себестоимости, в которую включаются: - стоимость недостающих и испорченных товаров, определяемая путем умножения их количества на договорную цену поставщика без НДС. Если товары являются подакцизными, то в договорную цену включаются и акцизы; - сумма ТЗР в доле, относящейся к недостающим и испорченным товарам. Эта доля определяется путем умножения стоимости недостающих и испорченных товаров на процентное отношение транспортных расходов, сложившееся на момент списания, к общей стоимости товаров (по продажным ценам поставщика) по данной поставке (без НДС); - сумма НДС, относящаяся к основной стоимости недостающих и испорченных товаров и к транспортным расходам, связанным с их приобретением. Фактическая себестоимость недостач и порчи сверх норм естественной убыли учитывается по дебету счета учета расчетов по претензиям и списывается с кредита счета расчетов (по лицевому счету поставщика). При оприходовании поступивших от поставщиков недостающих товаров, подлежащих оплате покупателем, соответственно уменьшаются стоимость товаров, ТЗР и НДС, включенные в фактическую себестоимость недостачи и порчи. Аналогично учитываются претензии к поставщикам на суммы излишней оплаты, произведенные в связи с несоответствием цен, указанных в расчетных документах, ценам, предусмотренным в договоре (завышение цен), арифметическими ошибками, допущенными в расчетных документах поставщика, и по иным подобным причинам. Если к моменту обнаружения недостачи, порчи, завышения цен, других ошибок в расчетных документах поставщика товар не оплачен, то оплата производится за вычетом стоимости недостающих и испорченных по вине поставщика товаров, других завышений сумм расчетного документа, о чем покупатель письменно сообщает поставщику. В этом случае неоплаченные суммы на счете учета расчетов по претензиям не отражаются. Приведем пример заполнения формы Акта N ТОРГ-2.
Унифицированная форма N ТОРГ-2
┌──────────┐ │ Код │ ├──────────┤ ООО "Альянс", г. Омск, Форма по ОКУД │ 0330202 │ ул. 2-я Совхозная, 6, тел. 35-76-15 ├──────────┤ ----------------------------------------------- по ОКПО │ xxxxxxxx │ организация, адрес, номер телефона ├──────────┤ Склад N 4 │ │ --------------------------------------------------------│ │ структурное подразделение ├──────────┤ Вид деятельности по ОКДП │ xxxxxxxx │ ┌───────┼──────────┤ приказ │ номер │ 42 │ Основание для составления --------------------├───────┼──┬──┬────┤ акта ненужное зачеркнуть │ дата │23│09│2009│ └───────┼──┴──┴────┤ Вид операции │ xx │ └──────────┘
┌─────────┬───────────┐ УТВЕРЖДАЮ │ Номер │ Дата │ Руководитель │документа│составления│ директор ├─────────┼───────────┤ ----------------- АКТ │ 35 │ 24.09.2009│ должность └─────────┴───────────┘ Кирсанов А.И. Кирсанов ОБ УСТАНОВЛЕННОМ РАСХОЖДЕНИИ ПО -------- ------------------ КОЛИЧЕСТВУ И КАЧЕСТВУ ПРИ ПРИЕМКЕ подпись расшифровка ТОВАРНО - МАТЕРИАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ подписи 25 сентября 2009 "--" -------- ---- г. г. Омск, ООО "Альянс", склад N 4 Место приемки товара --------------------------------------------- 24 Настоящий акт составлен комиссией, которая установила: "--" сентября 2009 -------- ---- г. по сопроводительным документам __________________ наименование, номер, дата товарно-транспортной накладной N 154 от 22.09.2009 ------------------------------------------------------------------ поставщика доставлен товар. Документ о вызове представителя ----------------- ненужное Телефонограмма -------------------------- --------------------------------------- зачеркнуть ненужное зачеркнуть 14 23 сентября 2009 ___________ N ------ от "--" ---------- ---- г.
ООО "Овощевод", г. Курган, ул. Чапаева, 167А, тел. 356-897 Грузоотправитель ------------------------------------------------- наименование, адрес, номер телефона он же Производитель ---------------------------------------------------- наименование, адрес, номер телефона он же Поставщик -------------------------------------------------------- наименование, адрес, номер телефона Страховая компания _______________________________________________ наименование, адрес, номер телефона 57 10 сентября 2009 Договор (контракт) на поставку товара N -- от "--" -------- ---- г. 176 22 сентября 2009 Счет - фактура N ------- от "--" -------- ---- г. Коммерческий акт N ___________ от "__" ________ ____ г. Ветеринарное свидетельство (свидетельство) N ____ "__" ___________ ____ г. Железнодорожная накладная N ______ от "__" ________ ____ г. автотранспорт А913УХ Способ доставки -------------------------------------- N --------- вид транспортного средства 22 сентября 2009 Дата отправления товара "--" -------- ---- г. со станции (пристани, порта) отправления _________________________ наименование склад ООО "Овощевод" или со склада отправителя товара --------------------------------- наименование
Дата, время, ч. мин. прибытия товара настанцию (прис- тань, порт) назна- чения вскрытия вагона, автофургона,контейнера и других транспортныхсредств выдачитовараорга- низа- цией транс-порта доставки товара на склад органи- зации - получателя начала разгрузки приемки товара 23.09.2008 23.09.2008 начало приос- танов- ление возобнов- ление окончание 14 ч 15 мин. 15 ч 00 мин. 15 ч 00 мин. 15 ч 40 мин. 24.09.20099 ч 15 мин. 24.09.200912 ч 30 мин.
2-я страница формы N ТОРГ-2
Сведения о состоянии вагонов, автофургонов и т.д. Наличие, описание упаковочных ярлыков, пломб транспорта на отдельных местах (сертификатов, спецификаций в вагоне, контейнере) и отправительская маркировка _______________________________________ По сопроводительным транспортным документам значится:
Отметка об опломби- ровании товара (груза), состояние пломб и содержание оттиска Ко- ли- чес-тво мест Вид упа-ков-ки Наименование товара (гру- за) или но- мера вагонов (контейнеров,автофургонов и т.д.) Еди- ница изме-рения Масса брутто товара (груза) по документам Особые отметки отправи-теля по наклад- ной отпра-вителя транспорт-ной орга- низации (станции пристани, порта) 1 2 3 4 5 6 7 8 Не опломбировано 200 ящик Сок томатный3 л стекло банка * * *
Сведения о состоянии вагонов, автофургонов и т.д. Наличие, описание установленных ярлыков, пломб транспорта на отдельных местах (сертификатов, спецификации в вагоне, контейнере) фактически _______________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________
Расхождения по количеству мест и массе в актируемой партии товара, обнаруженные на складе товарополучателя Коли-чест-во мест Масса, кг Степень заполнениятарного места, ва-гона, кон-тейнера и т.п. брут-то тара нет-то По документам грузоотправителя 200 100% Фактически поступило 200 100% Расхождение (+, -)
Товар (наимено- вание) Но- мер мес-та Единица измерения По документам поставщика значится наиме-нова- ние кодпо ОКЕИ ар- ти- кул то- ва- ра сорт коли-чест-во (мас-са) цена,руб.коп. сумма, руб. коп. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Сок томатный стеклобанка3 л шт. 796 1 200 46-00 55 200-00
и т.д.
3-я страница формы N ТОРГ-2
Условия хранения товара (продукции) до его вскрытия на складе получателя: Соответствуют правилам хранения ------------------------------------------------------------------ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ Сведения о температуре при разгрузке в вагоне (рефрижераторе и т.д.) в товаре, град. C _________________ Состояние тары и упаковки, маркировка мест, товара и тары в момент повреждены 4 ящика внешнего осмотра товара (продукции) ------------------------------ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ Содержание наружной маркировки тары и другие данные, на основании которых можно сделать выводы о том, в чьей упаковке предъявлен товар (производителя или отправителя) ____________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ 24 сентября 2009 Дата вскрытия тары "--" -------- ---- г. Организация, которая взвесила и опломбировала отгруженный товар, исправность пломб и содержание оттисков, соответствие пломб товаросопроводительным документам ________________________________ __________________________________________________________________ Порядок отбора товара (продукции) для выборочной проверки с указанием ГОСТ, особых условий поставки по договору (контракту), Проведена сплошная проверка путем основание выборочной проверки: ----------------------------------- пересчета банок в ящиках ------------------------------------------------------------------ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________
Фактически оказалось Брак Бой Отклонения Номер паспорта коли-чес- тво (мас-са) сум-ма, руб.коп. коли-чес- тво (мас-са) сумма, руб. коп. недостача излишки ар-ти-култо-ва-ра сорт коли-чест-во (мас-са) цена,руб.коп. сумма, руб. коп. коли-чес- тво (мас-са) сумма, руб. коп. коли-чес- тво (мас-са) сум-ма, руб.коп. 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 1 176 46-00 54 096-00 - - 24 1 104-00 24 1 104-00 - - Сертификат N 92 от 15.02.2009 и т.д.
4-я страница формы N ТОРГ-2
путем Определение количества товара (продукции) проводилось ------------ полного пересчета банок ------------------------------------------------------------------ взвешиванием, счетом мест, обмером и т.п., место определения __________________________________________________________________ количества товара (продукции) Взвешивание товаров (продукции) проводилось на исправных весах, проверенных в установленном порядке. Сведение об исправности весоизмерительных приборов (тип весов, год клеймения) ____________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ Другие данные ____________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ По остальным товарно - материальным ценностям, перечисленным в сопроводительных документах поставщика, расхождений в количестве и качестве нет. Подробное описание дефектов (характер недостачи, излишков, ненадлежащего качества, брака, боя) и мнение комиссии о причинах в результате повреждения ящиков разбито 24 банки их образования --------------------------------------------------- Повреждение тары произошло по вине поставщика ------------------------------------------------------------------ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ предъявить претензию поставщику на сумму боя Заключение комиссии ---------------------------------------------- __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ Члены комиссии предупреждены об ответственности за подписание акта, содержащего данные, не соответствующие деятельности.
Зам. директора Иванова А.С. Иванова Председатель комиссии ------------------ -------- ---------------- место работы, подпись расшифровка должность подписи Члены комиссии: Товаровед Плетнева Г.Д. Плетнева ------------------ -------- ---------------- место работы, подпись расшифровка должность подписи Кладовщик Глушко Е.Н. Глушко ------------------ -------- ---------------- место работы, подпись расшифровка должность подписи __________________ ________ ________________ место работы, подпись расшифровка должность подписи
Представитель грузоотправителя (поставщика, производителя) Менеджер Пирогов А.Ф. Пирогов -------------------------- ----------- --------------------------- место работы, должность подпись расшифровка подписи
доверенность Документ, удостоверяющий полномочия ------------------------------ 195 23 сентября 2009 N -------- выдан "--" -------- ---- г.
3 Акт с приложением на -- листах получил
Карелина А.Г. Карелина Главный (старший) бухгалтер -------------- ----------------------- подпись расшифровка подписи на сумму сверхнормативной недостачи от боя Решение руководителя --------------------------------------------- товара выставить претензию ООО "Овощевод" ------------------------------------------------------------------ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Акты об установленном расхождении» з дисципліни «Торгівля: енциклопедія»