Как правило, заключая со своими партнерами по бизнесу договора на поставку товаров, оптовые торговые фирмы предусматривают в соглашении положения о том, каким образом стороны будут в дальнейшем регулировать спорные вопросы, возникающие в ходе исполнения договора поставки, связанные с нарушением сторонами договорных условий. Включение в договор поставки такого положения означает, что при возникновении спорного вопроса стороны сначала должны применить досудебное урегулирование спора, и только в том случае, если это не привело к достижению желаемого результата, потерпевшая сторона вправе обратиться в арбитраж. Именно такое правило предусмотрено п. 5 ст. 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). Напомним, что указанной нормой АПК РФ предусмотрено, что если для определенной категории споров федеральным законом установлен претензионный или иной досудебный порядок урегулирования либо он предусмотрен договором, спор передается на разрешение арбитражного суда после соблюдения такого порядка. Поэтому если истец не попытался урегулировать спор в досудебном порядке, то Арбитражный суд может оставить исковое заявление без рассмотрения, такое право ему предоставлено п. 2 ст. 148 АПК РФ. Если же договором поставки стороны не предусмотрели возможность досудебного разбирательства, то потерпевшая сторона, чьи интересы нарушены, вправе сразу обратиться в арбитраж. Чаще всего стороны используют претензионный порядок досудебного урегулирования споров, при котором сторона, чьи интересы нарушены, выставляет другой стороне договора специальный документ, называемый претензией. Причем выставить претензию своему контрагенту можно даже и в том случае, если договором поставки претензионный порядок досудебного разбирательства не определен. Ведь не исключено, что виновная сторона сочтет претензию контрагента справедливой, и тогда решать вопросы в суде не придется, это, в свою очередь, позволит сэкономить и деньги, и время. Договор поставки, по сути, представляет собой разновидность договора купли-продажи, однако в связи с тем, что ему присущи некоторые специфические черты, гражданское законодательство выделяет его в самостоятельный вид хозяйственного договора. При возникновении спорных ситуаций, связанных с заключением и исполнением договора поставки стороны руководствуются специальными положениями, предусмотренными ст. ст. 506 - 524 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), при отсутствии специальных норм применяются нормы, закрепленные в ГК РФ общими положениями о договоре купли-продажи (ст. ст. 454 - 491 ГК РФ), а также общими положениями гражданского законодательства о договоре. Как определено ст. 506 ГК РФ по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки, производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием. Анализ ст. ст. 506 - 524 ГК РФ позволяет отметить, что сторона, выступающая продавцом по договору поставки, может выставить претензию своему покупателю по следующим причинам: - нарушение сроков согласования условий договора поставки; - непредставление покупателем отгрузочной разнарядки в установленный срок; - в случае отказа покупателя принять товар; - при невыборке товаров покупателем; - в случае невозврата тары; - при отказе от оплаты товаров или нарушении сроков оплаты; - при отказе в страховании товара. Рассмотрим эти случаи более подробно.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Претензии продавца» з дисципліни «Торгівля: енциклопедія»