Сложность отражения в бухгалтерском и налоговом учете торговой компании различного вида скидок, предоставляемых покупателям товаров, заключается в том, что официальное понятие "скидка" не закреплено ни в гражданском, ни в бухгалтерском, ни в налоговом законодательстве Российской Федерации. Вместе с тем отсутствие официального понятия не мешает торговым компаниям использовать различные виды скидок для достижения своих целей, таких, например, как удержание постоянных и привлечение новых покупателей и, соответственно, увеличение объемов продаж, продвижение на рынке определенных марок товаров, создание благоприятного имиджа и прочее. Несмотря на то что в общепринятом смысле под скидкой понимается скидка с цены товара, предоставляемая продавцом покупателю в связи с условиями сделки и в зависимости от конъюнктуры рынка, условно скидки, предоставляемые продавцами, можно разделить на две большие группы: - скидка с уменьшением цены единицы товара; - скидки, не связанные с уменьшением цены единицы товара. Если торговая организация предоставляет покупателю скидку, не связанную с уменьшением цены единицы товара, то с точки зрения Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) это рассматривается как прощение долга покупателю. На основании ст. 307 ГК РФ в силу обязательства, вытекающего из договора купли-продажи товаров, покупатель обязан уплатить продавцу цену, определенную договором, а продавец имеет право требовать от него исполнения этой обязанности. Вместе с тем ст. 415 ГК РФ определено, что обязательство прекращается освобождением кредитором должника от лежащих на нем обязанностей, если это не нарушает прав других лиц в отношении имущества кредитора. Иначе говоря, гражданское законодательство позволяет продавцу простить покупателю сумму, которую он обязан заплатить продавцу товаров (либо часть этой суммы). Кстати, о том, что предоставление таких скидок приравнивается с точки зрения ГК РФ к прощению долга, говорят и сами налоговые органы. Такая точка зрения изложена в Письме МНС России от 25 июля 2002 г. N 02-3-08/84-Ю216 "По вопросу учета скидок при оптовой продаже фармацевтических препаратов в соответствии с положениями главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации". Однако сложность состоит в том, что в Налоговом кодексе Российской Федерации (далее - НК РФ) понятие "прощение долга" не определено, в связи с чем налоговики приравнивают в целях налогообложения операции по прощению долга к договору дарения, регулируемому гл. 32 ГК РФ. Напомним, что на основании п. 1 ст. 572 ГК РФ по договору дарения одна сторона (даритель) безвозмездно передает или обязуется передать другой стороне (одаряемому) вещь в собственность либо имущественное право (требование) к себе или к третьему лицу либо освобождает или обязуется освободить ее от имущественной обязанности перед собой или перед третьим лицом. Иначе говоря, с точки зрения налогообложения прощение долга рассматривается как безвозмездная передача. Однако такой подход представляется не совсем обоснованным по следующим причинам. Во-первых, при прощении долга продавцу не требуется согласия покупателя. Решение об этом он принимает самостоятельно и извещает об этом своего партнера. Таким образом, прощение долга следует рассматривать как одностороннюю сделку, ведь заключение договора дарения или дополнительного соглашения в этом случае не требуется. Во-вторых, если прощение долга не связано со встречными обязательствами должника, то в этом случае нужно согласиться с "налоговиками" - с точки зрения НК РФ признание прощения долга безвозмездной передачей можно признать правомерным. Если же прощение долга связано с выполнением должником каких-либо встречных обязательств, например продавец должен произвести оплату товара в течение определенного срока или приобрести товар в определенном количестве, ассортименте и так далее, то говорить о безусловной безвозмездности характера сделки вряд ли представляется возможным. Кстати, это подтверждает и правоприменительная практика. Так, в Информационном письме Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21 декабря 2005 г. N 104 "Обзор практики применения арбитражными судами норм Гражданского кодекса РФ о некоторых основаниях прекращения обязательств" сказано, что отношения кредитора и должника по прощению долга могут быть квалифицированы как дарение, только если имеет место намерение кредитора освободить должника от обязанности по уплате долга в качестве дара. Дарение же, напротив, представляет собой двусторонний договор, причем основным отличием его от прощения долга выступает все-таки отсутствие каких-либо встречных обязательств у одаряемого. Исходя из всего вышеизложенного, можно отметить, что скидка, предоставляемая продавцом покупателю, может быть квалифицирована именно как прощение долга, если: - из договора купли-продажи не вытекает, что скидка предоставляется путем снижения первоначальной стоимости единицы товара; - первичные документы на отгрузку товара и счет-фактура составлены исходя из стоимости товара без учета предоставляемой скидки; - продавец уведомил своего контрагента специальным документом (кредит-нотой, справкой либо отчетом), что ему предоставлена скидка; - после согласования размера предоставленной скидки стороны договора купли-продажи провели сверку расчетов и составили акт о зачете взаимных требований.
Обратите внимание! Унифицированной формы уведомления покупателя о размере предоставленной скидки нет, поэтому торговая фирма может самостоятельно разработать такой документ и закрепить его использование в учетной политике. В связи с тем что на основании этого документа продавец в дальнейшем отразит скидку в бухгалтерском учете, этот документ должен отвечать критериям первичного бухгалтерского документа. Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 129-ФЗ) фактически допускает использование двух видов первичных бухгалтерских документов: - первичных учетных документов, составленных по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации; - самостоятельно разработанных первичных документов (в случае отсутствия унифицированной формы), при наличии в нем обязательных реквизитов, перечисленных в п. 2 ст. 9 Закона N 129-ФЗ. По мнению автора, уведомление партнера о размере предоставленной скидки может быть оформлено следующим образом:
Торговая организация "А" 05.04.2009 г. Москва
Генеральному директору организации "В"
Торговая организация "А" извещает вас о том, что на основании Приказа N 50 от 4 апреля 2009 г. вашей организации предоставлена 5% скидка на партию товара стоимостью 354 000 руб. (в том числе НДС - 54 000 руб.), приобретенную вами 15 марта 2009 г. (накладная от 15.03.2009 N 154, счет-фактура от 15.03.2009 N 154). После предоставления скидки ваша задолженность перед организацией "А" уменьшена на 17 700 руб. и по состоянию на 04.04.2009 составляет 336 300 руб. (в том числе НДС - 51 300 руб.). Генеральный директор организации "А".
Фактически данный документ свидетельствует о том, что часть задолженности покупателя (находящегося в расчетных отношениях с продавцом) может быть либо перечислена ему на расчетный счет, либо может быть зачтена в качестве предварительной оплаты под предстоящие поставки товара. Следует отметить, что второй из указанных вариантов потребует от продавца начисления сумм НДС на основании п. 1 ст. 167 НК РФ с суммы, признанной предварительной оплатой. Обращаем ваше внимание на то, что с 1 января 2009 г. продавцы товаров (работ, услуг) обязаны предъявлять покупателям суммы НДС не только при реализации товаров (работ, услуг), но и при получении авансовых платежей. Такие изменения в налоговое законодательство по НДС внесены с указанной даты Федеральным законом от 26.11.2008 N 224-ФЗ "О внесении изменений в часть первую, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 224-ФЗ). Предъявление сумм налога осуществляется, как известно, посредством выставления соответствующих счетов-фактур. Следовательно, сейчас продавец товаров (работ, услуг) при получении авансовых платежей обязан выписать два экземпляра счета-фактуры, один из которых он зарегистрирует в своей книге продаж, а второй отдаст покупателю. У покупателя "авансовый" счет-фактура служит основанием для применения вычета по сумме "входного" налога, уплаченного поставщику в составе аванса.
Обратите внимание! Чтобы максимально снизить налоговые риски при предоставлении различного рода скидок, продавцу следует разработать в организации так называемую маркетинговую политику, которая может быть либо оформлена отдельным внутренним документом по организации, либо представлять собой отдельный раздел учетной политики фирмы. Составление подобного внутреннего документа позволит торговой организации избежать при проверках целого ряда проблем, связанного с таким инструментом маркетинга, как скидки. В маркетинговой политике рекомендуется перечислить все скидки, которые в своей деятельности использует продавец, а также четко прописать порядок и условия их предоставления.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Скидка как прощение долга» з дисципліни «Торгівля: енциклопедія»