ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Маркетинг та торгівля » Торгівельна справа: економіка і організація

Малый бизнес в экономической структуре СЭЗ
Мировой опыт развития рыночной экономики позволяет прогнозировать, что в СЭЗ важную роль будет играть малый бизнес вследствие неразвитости инфраструктуры этих регионов, огромных потенциальных возможностей данных форм организации производства и обслуживания. Малый бизнес позволяет гибко и маневренно заполнять ниши в зарождающемся рыночном пространстве, которые в настоящее время либо не развиты совсем, либо представлены в недостаточном количестве.
Совершенно очевидно, что в связи с приватизацией, разгосударствлением крупных производств возникнут проблемы с трудоустройством избыточной рабочей силы — малый бизнес дает возможность решить и эти проблемы.
Сегодня даже в индустриально развитых странах прослеживается тенденция к росту доли малого бизнеса, что позволяет специалистам говорить о "взрыве" предпринимательской активности в рыночном хозяйстве. Например, в 80-е гг. в США доля мелких фирм в валовом национальном продукте (ВНП) составила 40%, в продукте частного сектора — 50%. Наиболее сильны позиции частного сектора в сфере обслуживания и торговли (соответственно 81 и 86%), строительстве (80%), финансовой сфере (60%). Поскольку целевая функция мелкого бизнеса — развитие, весьма велика его роль в инновационных процессах, структурном перераспределении капиталов, поддержании конкурентных начал в экономике.
Мелкая фирма ставит перед собой две цели — выживание и прибыльность, выбирая себе конкретную конкурентную стратегию, которая поощряется практически всеми государствами. Существуют четыре основных типа мелких фирм: венчурные фирмы, "традиционалисты", "мини-монополисты" и "сателлиты".
Венчурные (рисковые) фирмы осуществляют технологическое развитие, которое часто приводит либо к модернизации старых, либо возникновению новых отраслей экономики. Главная их цель — получить продукт, который принесет большие прибыли. Выживание этих компаний зависит непосредственно от удачной разработки новшества.
В 80-е гг. рисковый бизнес, будучи чисто американским явлением, занял видное место в экономике США. Его характерные особенности — наличие развитой финансовой базы со сложившимися принципами ведения дела и высокая степень экономического риска. Масштабная цель и крайне трудное ее достижение, сопряженное с высоким риском, характерны для деятельности инновационных (стартовых, рисковых и внедренческих) фирм. Об эффективности венчурных фирм в сфере научных исследований и инновационных работ свидетельствует, например, тот факт, что в США фирмы с числом занятых до 100 человек осуществляли в 4 раза больше нововведений, чем фирмы с занятостью в 1000—10 000 человек, и в 24 раза больше, чем компании, где занято свыше 10 000 человек. Небольшие венчурные фирмы выходят со своей продукцией на рынки гораздо быстрее — в среднем через 2,22 года, тогда как крупные фирмы — через 3,05 года.*

* См.: Разумнова И. И. Мелкий бизнес и эффективность американской экономики. — М.: Наука, 1990. — С. 42.

Для организации "венчура" необходимо наличие предпринимателя, одержимого перспективной идеей, и капитала, специализирующегося на финансировании мелких фирм ("венчурного капитала"). Надо сказать, что впоследствии лишь около 20% мелких фирм превращаются в корпорации, пополняя ряды большого бизнеса.
Около 40% финансируемых стартовых фирм также не превращаются в корпорации и обычно скупаются крупными компаниями, которые стремятся таким образом, не выполняя собственных НИОКР, использовать результаты инновационной деятельности поглощенных фирм и тем самым внедриться в новейшие отрасли с наиболее высокой прибыльностью.
"Традиционалисты"— классические мелкие фирмы, составляющие большинство в малом бизнесе. Различают три основных вида традиционных мелких фирм: "массовики", "хамелеоны" и "генерика".
"Массовики" ориентируются на постоянный потребительский спрос и не кооперируются между собой. Владельцы таких фирм полностью посвящают себя своему бизнесу. "Массовики" составляют около 30% традиционных мелких фирм. Главная сфера их деятельности на рынке — операции с недвижимостью (землей, помещениями, оборудованием) либо со специальными знаниями. Их многочисленность обусловливает высокий уровень конкуренции. За счет того, что продукция их всегда пользуется спросом, ибо удовлетворяет регулярные долговременные потребности, им почти всегда гарантирован доход, а значит, и выживание. Банкротства среди этой категории фирм встречаются нечасто. Свое существование они прекращают преимущественно добровольно в связи с низкой рентабельностью производства. Этот вид фирм наиболее распространен в сфере услуг: на транспорте, в розничной и оптовой торговле, гостиничном и туристическом бизнесе, индустрии развлечений, сфере деловых и личных услуг, а также на сельскохозяйственных фермах. Их позиции устойчивы в мебельной, обувной, швейной, пищевой, полиграфической индустриях.
Роль этих фирм в рыночной инфраструктуре СЭЗ может быть велика особенно в период становления: во-первых, они эффективнее других решают проблему занятости, ибо для их организации не нужны большие ресурсы; во-вторых, удовлетворение массовых потребностей создает реальные предпосылки для постоянного развития и наращивания объемов производства продукции (услуг), что делает их практически "непотопляемыми".
"Хамелеоны" — очень активная группа мелких фирм, зорко наблюдающих за конъюнктурой рынка с целью наиболее прибыльного вложения своих ликвидных ресурсов. Эти фирмы выходят на рынок с двумя типами ресурсов: свободным денежным капиталом и высокой предпринимательской активностью. Иногда "хамелеоны" обладают простейшими средствами производства и небольшими помещениями. Обычно невозможно точно указать их численность, поскольку многие из них вообще не регистрируются и не платят налогов, участвуя в так называемой теневой экономике. Эти фирмы представлены обычно одним участником, гораздо реже их численность составляет 2—10 человек. Они отличаются необычайной гибкостью, чувствительностью и приспособляемостью к конъюнктуре, мобильностью. Главная их цель — получение высокой прибыли в короткие сроки. Выбрав стратегию своевременного удовлетворения наиболее острых потребностей, "хамелеоны" постоянно перераспределяют капиталы в экономике, вкладывая деньги в те области, где их не хватает и высока прибыльность.
"Генерика " — это мелкие фирмы, занимающиеся копированием по лицензиям крупных фирм новой, пользующейся высоким спросом продукции (в фармацевтике, электронике, биотехнологии).
Фирмы "генерика" довольно многочисленны на своих рынках и ожесточенно конкурируют между собой и с крупными компаниями. Они полностью зависят от рыночной конъюнктуры, и это позволяет отнести их к категории "традиционалистов". Однако их главная цель — рост — придает им сходство с венчурными фирмами и даже с крупными компаниями.
Эти фирмы имеют помещения, легко переналаживаемое оборудование, квалифицированные кадры и денежный капитал. Дождавшись, когда истечет срок патента на какое-нибудь эффективное изобретение, "генерика" закупает у фирмы — обладателя патента (часто это бывшая венчурная фирма) лицензию на производство этого нового продукта и приступает к его изготовлению в максимально возможных масштабах, пока существует неудовлетворенный спрос на данную новинку.
Фирмы "генерика" могут выполнять две очень важные функции в экономической системе зоны: структурная перестройка экономики и перераспределение капиталов с учетом достижений научно-технического прогресса в новейшие отрасли, что способствует их интенсивному развитию и доступности для большинства населения. Кроме того, фирмы "генерика" стимулируют крупные компании делать новые разработки в области высокой технологии, поскольку посредством своей жестокой ценовой конкуренции заставляют монополии отказываться от практики соглашений и ограничения рынков новой продукции.
Итак, используя стратегию лицензионного производства новейшей продукции, фирмы "генерика" достигают своей главной цели — роста продаж до определенной границы, при этом осуществляя прогрессивное перераспределение капиталов в экономике и стимулируя крупные компании к проведению новых НИОКР.
В малом бизнесе различают "парапредпринимательство" и "добровольные цепные системы".
"Парапредпринимательство "{в переводе с греч. — "около") — это экономическая деятельность лиц, занятых собственным бизнесом не полный рабочий день, а в добавление к основной работе, где они являются наемными рабочими и служащими.
"Парапредприниматели" имеют, как правило, специальные знания и ставят своей целью накопление опыта предпринимательской деятельности, начального капитала и деловых связей, чтобы впоследствии полностью посвятить себя собственному бизнесу. Главное для них — не выживание и прибыльность, а практика. Предпринимательство особенно распространено в сфере деловых и личных услуг: среди врачей, юристов, экономистов, программистов, инженеров и др.
"Добровольные цепные системы " обычно состоят из мелких фирм "массовиков", которые не выдерживают постоянной борьбы с крупными фирмами. В странах ЕС это явление получило название "предпринимательские сети".
Примером таких объединении могут служить ассоциации, состоящие из группы торговых заведений и обслуживающих их оптовых фирм, оптово-распределительных складов. Такие объединения юридически оформляются с помощью особых контрактов.
Подобные комплексы обеспечивают устойчивое разделение функций и концентрацию ресурсов и наиболее развиты в сфере обслуживания. Интегрирование малого бизнеса в виде "добровольных цепных систем" способствует координации хозяйственной деятельности, проведению НИОКР, контролированию собственных цен, повышению конкурентоспособности.
"Мини-монополисты"— особый вид мелкого бизнеса, который выходит на рынок с уже имеющимся уникальным технологическим опытом, производственными площадями и узкоспециализированным оборудованием. Эти фирмы удовлетворяют весьма ограниченный, но зато долговременный и стабильный спрос. Обычно они занимаются изготовлением продукции, которая рассчитана на рынки, не представляющие интереса вследствие своих малых размеров для крупных компаний.
"Мини-монополисты" могут заниматься изготовлением частей и деталей для машин и оборудования, товаров для узких групп населения (инвалидов, этнических групп и др.), уникальных сувениров и произведений искусства и др. Здесь преобладает ручной труд.
Эти фирмы немногочисленны и не испытывают серьезной конкуренции вследствие уникальности своей продукции. Придерживаясь нишевой стратегии, "мини-монополисты" обеспечивают себе высокую прибыльность, стабильность и престиж, удовлетворяя при этом потребности немногочисленных групп населения и обеспечивая высокое качество при низких ценах.
"Сателлиты"— мелкие фирмы, ориентированные на относительно массовый спрос и стремящиеся избежать конкуренции с крупным бизнесом, вступая с ним в кооперационные связи путем заключения контрактов. Эти фирмы выходят на рынок, имея либо средства производства и технологический опыт (субподрядчики), либо денежные средства, помещения и умение торговать и оказывать какие-либо услуги (обладатели привилегий).
Контрактная система с крупным бизнесом в форме фран-чайзинга или субподряда гарантирует им выживание и прибыльность, так как они испытывают достаточно жесткую зависимость от успехов и неудач головной фирмы.
Франчайзинг — это система предоставления крупными компаниями ряда льгот своим сателлитам, которые либо сбывают продукцию своих патронов, либо выплачивают определенный процент от прибыли за аренду оборудования и помещений или использование торговой марки головной компании.
Франчайзинг широко распространен в сфере услуг: торговле, гостиничном хозяйстве, туризме, сфере деловых и личных услуг и др.
Эта система выгодна мелким фирмам, поскольку гарантирует выживание и прибыльность, а также престиж и возможности роста, если деятельность головной компании является успешной.
Франчайзинг выгоден и крупным головным компаниям, поскольку позволяет осуществлять контроль над сбытовой сетью и свести расходы по реализации до минимума. Кроме того, контрактная система позволяет контролировать качество и марку продаваемой продукции и способствует расширению сбыта продукции как на внутреннем, так и на внешнем рынках.
Если мелкая фирма нарушает условия контракта, головная компания не только прекращает снабжение своей продукцией, но и заставляет заплатить значительную неустойку, что приводит к банкротству мелких фирм.
Малые фирмы на условиях субподряда работают преимущественно в автомобильной, электротехнической, сталелитейной, химической отраслях промышленности.
Система субподряда выгодна обеим сторонам. Мелким фирмам субподряд открывает возможности шире использовать преимущества специализации, облегчает проблему сбыта, открывает доступ к кредитам со стороны крупной фирмы, а следовательно, обеспечивает уверенность в завтрашнем дне.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Малый бизнес в экономической структуре СЭЗ» з дисципліни «Торгівельна справа: економіка і організація»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Задача о двух яйцах
Якість створення продукту
БАНК МІЖНАРОДНИХ РОЗРАХУНКІВ
Аудиторський висновок та його види
ОСНОВНІ НАПРЯМИ ДІЯЛЬНОСТІ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКУ


Категорія: Торгівельна справа: економіка і організація | Додав: koljan (28.10.2011)
Переглядів: 854 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП