Показатели оценки эффективности коммерческой деятельности
Для оценки эффективности коммерческой (хозяйственной) деятельности торгового предприятия чаще всего используют систему показателей. Обоснование необходимости их применения дано в теории множественности целей, основу которой составляет системный подход к описанию предприятия, что предполагает существование в системе иерархии целей и, соответственно, критериев их достижения. Содержание показателей, привлекаемых для оценки хозяйственной ситуации, в каждом конкретном случае определяется жизненным циклом предприятия, его размером, временным аспектом планового горизонта, назначением анализа и другими параметрами. При использовании системы экономических показателей торговых предприятий предусматривается применение дедуктивного метода, т.е. построение некого синтетического показателя, обобщающего результаты хозяйственной деятельности, а затем отбор частных показателей, конкретизирующих состояние той или иной стороны деятельности. В качестве основы для обобщающего показателя рекомендуется использовать экономический потенциал торгового предприятия — совокупность ресурсов (трудовых, материальных, финансовых, природных и др.), имеющихся в распоряжении хозяйствующего субъекта, а также способности его сотрудников и менеджеров к использованию ресурсов в соответствии с целью деятельности предприятия и получением максимально возможного в данных экономических условиях дохода. Экономический потенциал предприятия, во-первых, определяется реальными возможностями предприятия, причем не только реализованными, но и нереализованными по каким-либо причинам; во-вторых, характеризуется объемом ресурсов и резервов — как вовлеченных, так и не вовлеченных в торговую деятельность; в-третьих, определяется способностью менеджеров использовать возможности и ресурсы для достижения стратегических целей предприятия. В связи с этим модель экономического потенциала для торговых предприятий можно представить следующим образом: человеческий капитал + основной капитал + оборотный капитал. Модель экономического потенциала любого предприятия определяется объемом и качеством имеющихся у него ресурсов: численностью занятых и их профессиональными способностями, основными производственными и непроизводственными фондами, оборотными фондами, материальными запасами, финансовыми и нематериальными ресурсами, инновационными и другими способностями. В сумме это образует совокупную хозяйственную способность предприятия, которая по сравнению с аналогичными параметрами другого предприятия отражает уровень его конкурентоспособности. Принцип эффективного применения экономического потенциала (Эп) можно представить в следующем формализованном виде: Эп = φ(Рп) – φ(Рв) → 0, где φ(Рп) — функция потенциальных ресурсов; φ(Рв) — функция вовлеченных ресурсов. Практическое использование показателя исходит из допущения, что процессы вовлечения ресурсов и повышения эффективности хозяйственной деятельности, результатом которой является полученный доход, исчисляемый нами как разность между выручкой, образуемой от реализации товаров и издержками обращения, находятся в прямо пропорциональной зависимости. Особенность системы показателей оценки качественной деятельности торговых предприятий применительно к условиям переходного периода заключается в том, что, с одной стороны, уже не существует столь привычных директивных показателей, а с другой стороны, еще не сложилась система индикативного регулирования экономики, которая помогла бы предприятию сориентироваться во внешних условиях, определить свое место среди других предприятий, оценить адекватность своих экономических целей состоянию и перспективам развития потребительского рынка. Поэтому предприятия должны самостоятельно создать для себя исходную базу, выделить приоритетные показатели, уровень которых будет являться критерием для формирования значений всех остальных взаимосвязанных показателей системы. В качестве составляющих могут использоваться три группы показателей, отражающих: интересы потребителей; интересы инвесторов; финансовую устойчивость предприятия. В группу показателей, отражающих интересы потребителей входят: объем товарооборота; товарная структура товарооборота; качество обслуживания; уровень цен на товары и сопутствующие платные услуги. В группу показателей, отражающих интересы инвесторов, входят:* чистая номинальная стоимость активов в расчете на привилегированную акцию; чистая номинальная стоимость активов в расчете на обыкновенную акцию; коэффициенты капитализации, т.е. соотношение стоимости каждого вида ценных бумаг (как правило, привилегированных и обыкновенных акций) в совокупной стоимости ценных бумаг, выпущенных предприятием, избыточного капитала и полученной прибыли к распределению; избыточный капитал; нераспределенная прибыль; доход в расчете на обыкновенную акцию; покрытие дивидендов по привилегированным акциям; отношение курса акций к доходу.
* Для оценки эффективности крупных торговых фирм, чьи акции котируются на фондовых рынках России, например АО "ГУМ", АО "ЦУМ", рекомендуется использовать показатели, отражающие результаты торгов акциями в торговой системе страны, а также их привлекательность для инвесторов.
Финансовую устойчивость характеризует система критериев для определения удовлетворительности структуры баланса и платежеспособности предприятия, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации "О некоторых мерах по реализации законодательства о несостоятельности (банкротстве) предприятий" от 20 мая 1994 г. № 498, в соответствии с которым, как уже упоминалось, к основным показателям, характеризующим финансовое положение предприятий, отнесены коэффициент текущей ликвидности, коэффициент обеспеченности собственными средствами и коэффициент восстановления (утраты) платежеспособности. Формулы их расчета содержатся в Методических положениях по оценке финансового состояния предприятий и установления неудовлетворительной структуры баланса, утвержденных распоряжением Федерального управления по делам о несостоятельности (банкротстве) от 12 августа 1994 г. № 31-р. Выделение трех указанных групп показателей, с одной стороны, вводит новые показатели, отражающие развивающиеся рыночные отношения, с другой стороны, сохраняет ряд показателей, присущих плановой системе хозяйствования. Но по- скольку в новой структуре изменяются взаимосвязи как между отдельными показателями, так и между их группами, то изменяются роль и значение отдельных показателей. Среди названных показателей наиболее часто применяются: показатели эффективности использования активов предприятия (Еа) — Еа = Gm/A, или Еа = Ib/А, или Еа = In/A, где А — средние совокупные активы предприятия (сумма активов предприятия на начало и конец анализируемого периода, уменьшенная вдвое); Gm, Ib, In — соответственно валовой доход, прибыль балансовая, прибыль чистая; показатели эффективности использования ресурсов (Er) — Er= Gm/C, или Er = Ib/C, или Er = fn/C, где С — издержки обращения торгового предприятия (затраты); отношение выручки от продаж (товарооборота) к общим активам предприятия (ТА)— ТА = Т/А, где Т — выручка от продаж (товарооборот); отношение выручки от продаж (товарооборота) к собственному оборотному капиталу (ТАсо) — ТАсо = Т/Асо где Асо — средний собственный оборотный капитал (сумма собственного оборотного капитала предприятия на начало и конец анализируемого периода, уменьшенная вдвое); отношение прибыли к выручке (Р) — Р = Gm/T, или Р = Ib/T, или Р = 1п/Т; отношение прибыли к собственному капиталу (РАо) — РАо = Gm/Ao, или РАо = Ib/Ao, или РАо = In/Ao, где Ao — средний собственный капитал (сумма собственного капитала предприятия на начало и конец анализируемого периода, уменьшенная вдвое). Показатели эффективности коммерческой (хозяйственной) деятельности являются обобщающими параметрами, позволяющими качественно и количественно оценить экономическое состояние торгового предприятия.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Показатели оценки эффективности коммерческой деятельности» з дисципліни «Торгівельна справа: економіка і організація»