Цель текущего планирования — установление краткосрочных целей торгового предприятия и тактики их достижения. Оно осуществляется посредством комплекса взаимосвязанных планов и служит для оперативного управления хозяйственной деятельностью предприятия, направленной на реализацию целей стратегического плана с учетом сложившихся перед началом планового периода условий. Текущие планы — инструмент гибкого непрерывного реагирования на возможное изменение параметров воздействия внешнего окружения, например спроса. Непрерывность планирования обеспечивается ежеквартальным составлением плана на последующие 12 месяцев. Основными разделами комплексного текущего плана являются: план товарооборота с указанием укрупненных групп ассортиментных позиций; план товарного обеспечения; план издержек обращения; финансовый план. На крупных предприятиях каждое подразделение нередко самостоятельно определяет параметры своей хозяйственной деятельности, если при этом не требуется никаких дополнительных ресурсов. Планы разрабатывают, руководствуясь целями развития предприятия. Воздействие со стороны управляющего органа может проявляться лишь, скажем, в установлении минимального уровня рентабельности. Исключение составляют случаи, когда деятельность подразделения оказывает непосредственное влияние на результаты работы других звеньев. Так, планы отдела закупок следует составлять с учетом заявок торговых отделов. Планы хозяйственной деятельности разрабатываются по довольно широкому кругу показателей, среди которых определяют опорные, способствующие достижению цели предприятия. Однако любому предприятию независимо от целей программы необходимо планировать показатели, характеризующие эффективность хозяйственной деятельности. К числу таких основных показателей относятся: балансовая прибыль на рубль вложенных средств (сумма основных, оборотных фондов и фондов обращения); балансовая прибыль на одного среднесписочного работника; размер издержек обращения в процентах к валовому товарообороту. К показателям планирования второго уровня относятся: объем товарооборота; структура товарооборота в натуральных единицах измерения по основным для данного предприятия ассортиментным группам; валовой доход; структура издержек обращения; объем товарооборота в расчете на одного работника торговой группы. Показатели третьего уровня характеризуют реализацию подпрограмм по развитию материально-технической базы, совершенствованию обслуживания, формированию кадрового потенциала и др. Например, мероприятия подпрограммы развития материально-технической базы отражают следующие показатели: размер торговой площади, количество единиц установленного оборудования различных видов, число филиалов. Структура и содержание показателей третьего уровня зависят от конкретных задач как текущих планов, так и целевых программ предприятия. Подчеркнем, что речь идет о плановых показателях. Массив информации, необходимой для аналитической работы, по меньшей мере на порядок больше. Общий алгоритм текущего планирования включает в себя следующие этапы: • анализ информации о выполнении бюджета за предыдущий период (месяц, квартал, полугодие, год); • подготовка первого варианта плана торговой организации (корпорации, предприятия) по опорным показателям; • подготовка предварительных планов структурных подразделений; • оценка планов подразделений с точки зрения их соответствия плану организации, при необходимости увязка отдельных параметров и корректировка; • составление окончательного плана и программ; • подготовка финансовых бюджетов.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Текущее планирование» з дисципліни «Торгівельна справа: економіка і організація»