ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Менеджмент » Комерційна діяльність: організація і управління

Содержание и процесс заключения договоров
Коммерческая (предпринимательская) деятельность организаций торговли, независимо от их организационно-правовой формы, вида собственности и подведомственности, невозможна без надлежащих договорных отношений, поскольку они наряду с законодательными актами регулируют связи между предпринимательскими структурами. Именно в них определяются права и обязанности сторон, их ответственность, сроки исполнения договорных обязательств, порядок расчетов, цены на товары и услуги и т. д.
Эффективная работа торговой организации и успех проведения ее коммерческих операций в целях получения прибыли зависят от отношения к договорной работе и в этой связи к оформлению и исполнению договоров и

140

Коммерческая деятельность. Организация и управление

Раздел 2. Организация и управление коммерческой деятельностью предприятий в оптовой торговле потребительской кооперации

141



использованию в этой работе законодательства и других правовых актов.
Необходимо учитывать, что уровень договорной работы во многих организациях оптовой и розничной торговли, особенно вновь созданных и с небольшим товарооборотом, не удовлетворяет требованиям рыночных отношений:
• при оформлении договорных сделок торговыми орга
низациями не учитываются нормы законодательства,
особенно Гражданского кодекса;
» поставка товара производится на основании устной договоренности;
• договоры по своему содержанию не предусматрива
ют все важнейшие условия, особенности ассорти
мента, качества товаров, сроков поставки и поряд
ка расчетов;
• торговые организации не учитывают в договорах по
ставки и купли-продажи обязанность представления
сертификатов соответствия;
• проверка качества при поступлении товаров не про
изводится, что увеличивает удельный вес товаров,
не отвечающих по качеству установленным требова
ниям, с просроченными сроками годности;
• в договорах не предусматривается ответственность
сторон за нарушение обязательств, особенно по ус
ловиям оплаты товаров.
Вышеперечисленные недостатки в целом отрицательно сказываются на постоянном насыщении потребительского рынка широким ассортиментом качественных товаров.
Большие трудности испытывают предприятия торговли при заключении договоров с предприятиями-монополистами. Несмотря на то, что Законом «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» запрещаются действия хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение,

навязывать контрагенту условия договора, не выгодные для него или не относящиеся к предмету договора, стороны, как правило, не обращаются в местные органы Федеральной антимонопольной службы России с заявлениями о расторжении или изменении таких договоров.
Не уделяется должного внимания таким важным в коммерческой деятельности договорам, как аренда помещений, охрана объектов торговли, экспедиции грузов, договорам подряда, предоставления услуг. На практике в основном заключаются разовые договоры купли-продажи с различными контрагентами, в большей части посредниками, без налаживания и сохранения постоянных хозяйственных связей с изготовителями на основе долгосрочных договоров поставки. К работе по согласованию договорных условий, контролю за исполнением договоров не привлекаются заинтересованные специалисты — юристы, бухгалтеры, экономисты. Во многих торговых организациях отсутствует необходимая база нормативных документов.
В результате многие контрагенты, особенно посреднические организации, пользуясь недостаточной правовой подготовленностью представителей торговых организаций, оформляют нередко фиктивные договоры или включают в них формулировки и условия, не только не выгодные для торговли, но и наносящие им имущественный ущерб. Поэтому прежде чем заключить договор, необходимо убедиться в надежности контрагента.
Гражданский кодекс Российской Федерации, Закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» предусматривают, что данные о государственной регистрации, в том числе коммерческих организаций, их фирменное наименование включаются в единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления. Поэтому самим предпринимателям, руководителям торговых организаций можно обратиться в налоговую инспекцию для получения такой информации.

142

Коммерческая деятельность. Организация и управление

Раздел 2. Организация и управление коммерческой деятельностью предприятий в оптовой торговле потребительской кооперации

143



О своем контрагенте необходимо знать:
• во-первых, убедиться, что та фирма, с которой тор
говая организация собирается работать, действитель
но существует; для этого следует ознакомиться с ее
учредительными документами (уставом, учредитель
ным договором — эти документы не являются ком
мерческой тайной) и свидетельством о регистрации;
• во-вторых, следует обратить внимание на то, кто яв
ляется ее учредителем, каков размер уставного фон
да, где располагается офис фирмы, а не просто юри
дический адрес (может дать налоговая инспекция из
указанного реестра);
• в-третьих, объективно владеть информацией о фир
ме, ее деятельности и руководителях.
При подписании договора необходимо убедиться, что представитель фирмы имеет на это право, поэтому следует попросить его представить соответствующий документ. Если представитель фирмы представляет доверенность, то следует иметь в виду, что согласно ст. 186 ГК РФ доверенность, в которой не указана дата ее выдачи, недействительна. Следует обратить внимание и на срок ее действия: срок действия доверенности вообще не может превышать трех лет; если срок в ней не указан, сохраняет силу в течение года со дня ее совершения.
Если переговоры ведет руководитель фирмы (президент, директор), он может выступить без доверенности, поэтому следует ознакомиться с приказом о его назначении или с соответствующим удостоверением, протоколом собрания учредителей или правления. Во многих организациях, особенно где директор работает по найму, учредители в той или иной мере ограничивают его полномочия по распоряжению имуществом, заключением сделок и предоставляют ему эти права только с согласия правления, совета директоров и т. п.
И только после этого следует подойти к работе по оформлению самого договора.

Приступая к работе по формулированию условий договора, нельзя допускать двусмысленности, нечеткости фраз. Следует иметь в виду, что впоследствии, в случае спора по условиям исполнения договора, контрагент будет пытаться любую неточную формулировку в договоре интерпретировать в свою пользу. Более того, партнер может специально включить в договор неясные (но хорошо понятные ему самому) формулировки и положения, в которых ваши интересы могут быть ущемлены.
Весьма часто допускаются неточности при применении в договорах юридических торговых международных терминов, в частности, определяющие базисные условия поставки. Так, нередко применяется предназначенный для водных перевозок торговый термин «СИФ» при использовании сухопутных видов транспорта (железнодорожного, автомобильного) или при смешанных перевозках (несколькими видами транспорта). При отсутствии в договоре положений, разъясняющих, что стороны имели в виду, могут возникнуть трудности при разрешении споров, в частности по вопросу о моменте, в который товар считается поставленным, и о моменте перехода риска с продавца на покупателя.
Арбитражными судами принимается решение о взыскании убытков, явившихся следствием обстоятельств, находившихся вне контроля, если они не предусмотрены перечнем оговорки, содержащимся в договоре. Многие предпринимательские структуры широко используют различные формы договоров. Но при этом необходимо помнить, что договор — это строго индивидуальный документ, к составлению которого следует подходить осторожно и критически, с участием компетентных специалистов; виза юриста является необходимым условием заключения договора.
Тщательно проверяются не только все разделы договора, но и все приложения к нему. Следует иметь в виду, что согласно ст. 431 ГК РФ при всяком сомнении


144
Коммерческая деятельность. Организация и управление
в толковании договора суды принимают во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Подписание договора — заключительная стадия оформления, включающая в себя собственноручную подпись первого лица организации или его полномочного представителя, а также оттиск печати этой организации, который подтверждает полномочия лица, подписавшего договор. Бывают случаи, что договор подписан действительно уполномоченным лицом, но печать отсутствует, а иногда наоборот — печать есть, а договор подписан неполномочным лицом. Решающее значение в этом случае закон придает полномочиям лица, подписавшего документ. Поэтому отсутствие печати на подписи полномочного лица однозначно свидетельствует о заключении договора, а наличие печати на договоре, подписанном неполномочным лицом, не делает договор действительным. Подписание договора свидетельствует, что стороны приняли на себя соответствующие обязанности и права, ответственность. В случае возникновения спора договор или его условия являются важнейшими доказательствами. В целях более точного правоустановления текста и условий договора и невозможности в последующем оспорить факт заключения договора или наличия в них тех или иных условий на момент подписания рекомендуется при подписании договора придерживаться следующих правил:
1. Подписи сторон должны быть сделаны полно и раз
борчиво.
2. Нельзя подписывать чистые листы.
3. В последующей работе необходимо пользоваться ксе
рокопией, а подлинный договор хранить в сейфе.
4. Если текст договора состоит из нескольких листов,
рекомендуется их прошить и заверить подписями и
печатями сторон. Можно подписывать и каждый лист
договора. ||
5. Рекомендуется сохранять проекты договора с исправ
лениями, замечаниями и вставками другой стороны.

Раздел 2. Организация и управление коммерческой деятельностью
предприятий в оптовой торговле потребительской кооперации ' ^5
Указанные советы и рекомендации по вопросам составления и оформления договоров могут служить только определенным руководством к действию. В каждом конкретном случае следует действовать с учетом спецификации заключенного договора.
При составлении договора, оформлении его условий и порядка подписания предпринимателям следует в первую очередь руководствоваться соответствующими нормами Гражданского кодекса РФ. Главы 27, 28 и 29 (ст. 420-452) первой части ГК РФ регулируют вопросы условий договора, его заключения, изменения и расторжения.
Вторая часть ГК РФ в разделе ГУ «Отдельные виды обязательств» предусматривает вопросы заключения конкретных видов договоров, в частности, купли-продажи, аренды, подряда, перевозки, займа и кредита, отношений с банками и т. д.
Следует подчеркнуть, что при составлении договора необходимо разрабатывать все его положения, с тем, чтобы он, с одной стороны, соответствовал ГК РФ, а с другой — не дал бы возможности другой стороне обернуть «свободу договора» только в свою пользу.
В соответствии с п. 1 ст. 161 ГК РФ сделки юридических лиц между собой и с гражданами должны заключаться в простой письменной форме, за исключением сделок, требующих нотариального удостоверения, что и практике торговли встречается довольно редко.
В большинстве случаев договор в письменной форме ипключается путем составления одного документа, подписанного сторонами, но можно его заключить путем обмена документами посредством почтовой, телеграфной, телетайпной, телефонной или иной связи, позволяющей достоверно установить, что документ исходит от стороны договора. Любая из сторон свободна в заключении договора. Побуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обя-шшность заключить договор предусмотрена ГК РФ, законом или добровольно принятым обязательством.

146

Коммерческая деятельность. Организация и управление

Раздел 2. Организация и управление коммерческой деятельностью предприятий в оптовой торговле потребительской кооперации

147



Условия договора, как правило, определяются по усмотрению сторон, за исключением случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
При составлении договора рекомендуется придерживаться следующей структуры и содержания договора.
Договор поставки состоит из расположенных в определенной последовательности разделов, которые могут быть сокращены или расширены в зависимости от обстоятельств.
Любой договор условно можно разделить на четыре
части:
1) преамбулу (или вводную часть);
2) предмет договора;
3) дополнительные условия договора;
4) прочие условия договора.
1. Преамбула (или вводная часть)
Наименование договора (договор купли-продажи, поставки, комиссии, транспортных услуг, аренды, совместной деятельности и пр.).
Точное название договора дает понять, какие он определяет правоотношения. Однако необходимо помнить, что сущность договора вытекает не из названия, а из его содержания. Но если название отсутствует, договор сначала следует прочитать, чтобы понять, о чем он, * уж затем разбираться с ним по существу.
Дата подписания договора. Она включает число, месяц и год подписания. Со всеми этими реквизитами связано правильное установление момента заключения договора и окончания срока его действия, а значит, и определенные юридические последствия.
Место подписания договора (город или населенны!
пункт).
Указание на место совершения сделки — не проста* формальность, оно имеет иногда большое юридическое j значение. По законодательству того места, где совершается сделка, определяются:

а) правоспособность и дееспособность лиц, заключив
ших сделку;
б) форма сделки;
в) обязательства, возникшие из сделки (правда, в пос
леднем случае стороны в договоре могут предус
мотреть иное положение — ст. 432 ГК РФ).
Полное фирменное наименование контрагента, под которым последний зарегистрирован в реестре государственной регистрации, а также сокращенное название сторон по договору («Заказчик», «Покупатель», «Арендатор» и пр.)
Должности, фамилии, имена и отчества лиц, подписывающих договор, указания на их полномочия на подписание договора.
2. Предмет договора
Данная часть договора содержит его существенные условия.
1. Предмет договора, т. е. о чем конкретно договари
ваются стороны (это самое главное условие).
2. Обязанности и права стороны по договору.
3. Обязанности и права второй стороны по договору.
4. Срок выполнения сторонами своих обязательств.
5. Цена договора и порядок расчетов и др.
Конкретное содержание этих условий зависит от вида
договора и от конкретной ситуации его заключения.
3. Дополнительные условия договора
Настоящий раздел включает в себя условия, которые не обязательно предусматривать в каждом договоре, но которые тем не менее существенно влияют на реализацию прав и обязанностей сторон.
1. Срок действия договора.
Его необходимо указать, даже если названы сроки нмполнения сторонами обязательств. Это обусловлено тем, что надлежит знать, когда договор прекращает свое действие и когда можно будет предъявить соответствующие требования к контрагенту.

148

Коммерческая деятельность. Организация и управление

Раздел 2. Организация и управление коммерческой деятельностью предприятий в оптовой торговле потребительской кооперации

149



2. Ответственность сторон.
Она обеспечивает исполнение обязанностей сторонами в случае нарушения условий договора одной из них. Обычно здесь определены различного рода санкции в виде пени, неустойки, штрафа, уплачиваемых контрагентом, не выполнившим своих обязательств в отношении одного из согласованных условий.
При составлении договора можно предложить следующую методику определения ответственности: против каждой обязанности стороны должна быть предусмотрена соответствующая ответственность, в основном в виде штрафной неустойки. Это означает, что убытки при ненадлежащем исполнении обязательств контрагента могут быть взысканы с него сверх неустойки. Помните, что если такой вид ответственности отсутствует, неустойка является зачетной и убытки с контрагента можно будет взыскать частично покрытой неустойкой (ст. 394 ГК РФ).
3. Способы обеспечения обязательств (гл. 23 ГК РФ).
Российское гражданское законодательство предусматривает следующие основные способы обеспечения обязательств (ст. 329 ГК РФ): неустойка, залог, удержание имущества должника, поручительство, банковская гарантия, задаток. Кроме этого могут быть использованы и другие способы, предусмотренные законом или договором.
4. Основания изменения или расторжения договора
в одностороннем порядке (гл. 29 ГК РФ).
5. Условия о конфиденциальности информации по до
говору.
6. Порядок разрешения споров между сторонами по
договору.
Все споры между сторонами разрешаются в соответствии с законодательством Российской Федерации в арбитражном суде. Однако стороны могут установить и иное положение, в частности, предусмотреть разбирательство споров не в арбитражном, а в третейском суде,

создаваемом либо самими сторонами, либо в соответствии с регламентом какого-либо постоянно действующего третейского суда.
7. Особенности перемены лиц по договору.
В этом пункте можно предусмотреть, что уступка права требования по договору может быть осуществлена только с согласия должника (ст. 388 ГК РФ).
4. Прочие условия договора
Эти условия могут включать следующие вопросы.
1. Законодательство, регулирующее отношения сторон
(особенно это важно для внешнеторговых контрактов).
2. Особенности согласований связи между сторона
ми. Здесь для каждой стороны указываются:
а) лица, полномочные давать информацию и решать
вопросы, относящиеся к исполнению договора.
Это может формулироваться двумя способами: с персональным указанием полномочного лица (лиц) или с указанием должностей;
б) сроки связи между сторонами. Например: «...каж
дый вторник с ч.»;
в) способы связи: телефон, факс, телекс, телеграф,
телетайп с указанием их номеров и иных данных.
3. Судьба преддоговорной работы и ее результатов
после подписания договора.
Данный пункт содержит положение, в соответствии с которым стороны устанавливают, что после подписания настоящего договора все предварительные переговоры по нему, переписка, предварительные соглашения и протоколы о намерениях теряют силу.
4. Реквизиты сторон:
а) почтовые реквизиты,
б) местонахождение (адрес) предприятия,
в) банковские реквизиты сторон (номер расчетного
счета, учреждение банка, код банка, МФО или
данные РКЦ),
г) отгрузочные реквизиты (для железнодорожных от
правок, для контейнеров, для мелких отправок).

150
Коммерческая деятельность. Организация и управление
Особое внимание уделите наличию и правильности сведений, касающихся банковских реквизитов вашего контрагента, так как без них вам очень трудно будет взыскать убытки.
5. Количество экземпляров договора.
6. Подписи сторон с приложением печати каждой
организации (предприятия).
Первое необходимое условие для возникновения договора — существование субъектов, желающих и способных выразить волеизъявление к вступлению в обязательные отношения. Основанием заключения договора служат согласие и инициатива сторон. Как правило, стороны, прежде чем достигнуть согласия, вступают в переговоры. Переговоры, предшествующие заключению договора, не обязывают их участников, которые вправе в любой момент прервать их по собственному желанию.
Существует определенный порядок заключения договора. Он состоит из двух частей: предложения о заключении договора (оферты), исходящего от одной стороны, и принятия этого предложения другой стороной (акцепт).
Предложение должно быть серьезным заявлением с намерением заключить договор, составленный из определенных существенных пунктов, и установить конкретное обязательственное отношение — права и обязанности. Предложение должно быть сделано лицом, кото-' рое правоспособно и полномочно принять обязательство; быть квалифицированным по смыслу содержания, характеру, полномочия лица, его сделавшего.
Сроки заключения договора зависят от того, был ли в оферте назначен срок для ответа. Если указание о cpo-i ке было зафиксировано, договор считается заключен-' ным, если ответ о принятии предложения был получен до истечения этого срока. Ответ на письменное предложение без указания срока дается до истечения срока, ] установленного законодательством, либо в течение нор- i мально необходимого для этого времени. При проведе-'! нии личных переговоров предложения делаются устно!

Раздел 2. Организация и управление коммерческой деятельностью .
предприятий в оптовой торговле потребительской кооперации ' & '
без указания срока для ответа, в этом случае договор считается заключенным при немедленном принятии его другой стороной.
Для заключения многих договоров требуется совершение подготовительных действий, именуемых преддоговорными контактами.
Преддоговорные контакты выполняют следующие функции:
• выявление подлинного намерения лиц заключить до
говор;
• изучение возможностей субъектов в части произ
водства товаров, выполнение работ в необходимом
объеме;
» определение вероятного уровня цен, общей суммы затрат;
» обеспечение разработки и заблаговременного получения проектно-технической, сметной и иной документации для составления проекта договора и подготовки производства;
• согласование технико-экономических характеристик
изделий или объектов;
• согласование иных аспектов будущей деятельности.
Законом предусмотрено несколько способов заклю
чения договора. Если договор должен быть заключен в
письменной форме, то он дооформляется путем:
» составления единого документа, подписанного сторонами;
• обмена письмами, телеграммами, телефонограмма
ми, подписанными стороной, которая их посылает.
Руководитель предприятия может заключать дого-
иоры от своего имени без доверенности. Остальные работники предприятия должны иметь доверенность на право подписания договора либо заверенную копию приказа, утвержденного положением о структурном подразделении или должностной инструкции, которыми им предоставляются право заключать договор от имени данной организации.

152

Коммерческая деятельность. Организация и управление

Раздел 2. Организация и управление коммерческой деятельностью предприятий в оптовой торговле потребительской кооперации

153



В последнем случае распространенной формой заключения договора является порядок, когда сторона по договору направляет другой стороне проект договора в двух экземплярах с приложенной к нему спецификацией. Сторона не позднее установленного срока после получения проекта протокола договора подписывает его и один экземпляр договора возвращает другой стороне. Если при получении проекта договора на поставку товаров у стороны по договору возникнут возражения по его условиям, то она в тот же срок составляет протокол разногласия и направляет его в двух экземплярах вместе с подписанным договором, обговорив наличие разногласий в договоре. В протоколе разногласий указывают формулировки договорных условий стороны, представившей договор, и стороны, не согласной с этими условиями.
Сторона, получившая протокол разногласий, обязана в установленный срок рассмотреть его, включить в договор все принятые предложения, а спорные вопросы передать в тот же срок на разрешение в арбитраж.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Содержание и процесс заключения договоров» з дисципліни «Комерційна діяльність: організація і управління»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Постаудит
КРИТЕРІЇ ОЦІНЮВАННЯ РИНКОВИХ ПЕРСПЕКТИВ ІННОВАЦІЙНОГО ПРОДУКТУ
Стандартизація в галузі безпеки телекомунікаційних систем
Адресація повідомлень в системах електронної пошти
АО "МММ" Історія, наслідки та реклама


Категорія: Комерційна діяльність: організація і управління | Додав: koljan (28.10.2011)
Переглядів: 2315 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП