Рыночная концепция управления экономикой, перенесение акцентов с ситуационного управления на стратегическое планирование производственно-хозяйственной деятельности предприятий потребовали использования новых форм и методов реализации стратегии. Важнейшее место среди них занимает объектно-ориентированное или проектное управление. Известно, что реализация любых нововведений (технических, организационных, экономических и т.п.), направленных на изменение как стратегии, так и тактики предприятия, требует управления этими процессами. Испытанным средством управления любыми инновационными процессами является программно-целевой метод. Он может применяться как на уровне управления национальной экономикой, например, при решении задач 'разгосударствления и приватизации государственной собственности, так и на уровне субъектов хозяйствования, например, при решении задач реструктуризации предприятий. Как в первом, так и в другом случае подход к решению соответствующих задач должен быть выполнен в виде конкретных хозяйственных решений в форме проекта. Потребность в разработке проектов в экономике возникает тогда, когда необходимо мобилизовать и сконцентрировать в короткие сроки ограниченные ресурсы для вывода определенного направления экономики на качественно новый уровень, существенно превышающий общий экономический уровень. Основа этого процесса— проект, под которым понимается увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам комплекс научно-исследовательских, проектно-конструкторских, социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий, соответствующим образом оформленный и направленный на изменение исходного состояния управляемого объекта и обеспечивающий эффективное решение целевых задач. Таким образом, проект— это то, что изменяет исходное состояние управляемого объекта. В этом состоит принципиальное отличие проекта, принятого в стратегическом планировании, от распространенного в практике хозяйствования, где под проектом понимается план сооружения или конструкции. Методология стратегического планирования различает такие понятия, как "инвестиционный проект", "бизнес-план", "технико-экономическое обоснование". Инвестиционный проект — это совокупность документов, характеризующих проект от его замысла до достижения заданных показателей эффективности и охватывающий, как правило, прединвестиционную, инвестиционную, эксплуатационную и ликвидационную стадии его реализации. Бизнес-план — это детальное изложение целей и путей достижения создаваемого производства (услуги), предназначенное для обоснования инвестиций. Бизнес-план проекта (предприятия) может входить в инвестиционный проект как его составная часть, заменять инвестиционный проект или включать несколько инвестиционных проектов (при расширении, модернизации, реконструкции и реструктуризации предприятия). Технико-экономическое обоснование инвестиций содержит предпроектную проработку инженерно-конструкторских, технологических и строительных решений, сравнение альтернативных вариантов и обоснование выбора конкретного способа осуществления проекта. Технико-экономическое обоснование проекта содержит углубленную и детальную проработку, а также всестороннюю оценку выбранного способа реализации проекта. Указанный комплект документов является необходимым условием для прохождения государственной комплексной экспертизы проектов, осуществляемых с участием средств республиканского бюджета, требующих мер государственной поддержки, а также реализуемых с привлечением иностранных кредитов по гарантии Правительства Республики Беларусь. В ряде отраслей народного хозяйства нововведения могут быть настолько сложными, что их разработка ведется не в рамках проекта, а в составе программы, которая может включать несколько относительно самостоятельных проектов. Программы являются основной формой реализации наиболее важных технических, экономических, социальных и других проблем по приоритетным направлениям научно-технической деятельности, концентрации ресурсов научно-технического и производственного комплексов на указанных направлениях и ускорения на этой основе развития наукоемких отраслей народного хозяйства республики и социальной сферы. Конечными целями программы и проекта являются создание и освоение в производстве новой техники, технологий и материалов, содействующих выходу отечественной продукции на мировой уровень, решению первоочередных задач развития социальной и экономической сферы. Управление проектами в развитых странах получило название проект-менеджмента, оно стало признанной методологией инвестиционной деятельности и включает следующие функции: • прогнозирование и планирование проектной деятельности; • организацию работы; • координацию и регулирование процессов разработки и реализации проекта; • активизацию и стимулирование труда исполнителей; • учет, контроль и анализ хода разработки и реализации проекта. Эти функции могут выполняться с помощью экономических, административных, социально-психологических и идеологических методов управления. Планирование проектов позволяет: • определить цели проекта и провести его обоснование; • разработать структуру проекта (цели, задачи и основные этапы работы); • рассчитать необходимые объемы и источники финансирования; • сформировать на конкурсной основе коллектив исполнителей; • подготовить и заключить контракты с исполнителями и контрагентами работ; • определить сроки выполнения работ, составить график работы над проектом, рассчитать потребность в ресурсах; • составить смету и бюджет проекта; • спланировать и учесть возможный риск; • обеспечить контроль за выполнением проекта и т.п. В зависимости от состава и содержания выполняемых проектных работ, сроков проектирования и реализации принято различать малые, средние и крупные проекты. К малым проектам относятся научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки на промышленных предприятиях, включая конструкторскую, технологическую и организационно-экономическую подготовку производства, изготовление опытно-промышленных образцов новой продукции, реконструкцию, техническое перевооружение и модернизацию производства. В американской практике к таким проектам относят нововведения с капитальными затратами до 10-15 млн. долл. и трудозатратами до 40-50 тыс. человеко-часов. Такие проекты, как правило, выполняются силами самих предприятий, допускают ряд упрощений при разработке и реализации проекта, координируются одним менеджером (руководителем проекта или продукта), имеют гибкую структуру временного творческого коллектива исполнителей, содержат простой план работы в форме сетевого графика. Пусконаладочные работы в этом случае выполняют разработчики проекта. Сроки разработки таких проектов не выходят за пределы одного-двух лет. Такой подход упрощает отчетность и процедуру согласований проектных решений, сводит к минимуму изменения, вносимые в проектно-техническую документацию по результатам испытаний, создает эффективную систему стимулирования труда исполнителей, делегирует часть полномочий с правом принятия решений от руководителя проекта к исполнителям, что повышает заинтересованность и ответственность исполнителей за качество и сроки работ. Средние проекты включают работы по проектированию и строительству предприятий, освоению и обустройству небольших месторождений полезных ископаемых (нефтяных, газовых, угольных), если их проектирование ведется на основе типовых проектных решений, а строительство осуществляется комплектно-блочным методом. Под типовыми проектными решениями (ТПР) понимаются проверенные на практике прототипы основных решений по параметрам предприятия для аналогичных объектов. Процесс проектирования предприятия в этом случае состоит в проведении изыскательских работ и "привязке" ТПР к местным условиям. Суть комплектно-блочного метода (КЕМ) состоит в том, что большая часть строящегося объекта изготавливается не на строительной площадке, а на мощностях подрядчика (изготовителя конструкций). После изготовления конструкции доставляются и монтируются на месте будущей эксплуатации. Такие проекты имеют широкий состав участников и достаточно сложные процедуры разработки и реализации. Крупные проекты (мегапроекты) выполняются по целевым народно-хозяйственным программам и содержат множество мультипроектов, объединенных общей целью, используемыми ресурсами и единым планом-графиком разработки и реализации. Такие программы могут быть национальными, международными, региональными, отраслевыми, межотраслевыми и т.п. Они формируются и координируются на макроуровне, как правило, с участием государства. Крупные проекты характеризуются высокими затратами (например, в американской практике - более 1 млрд долл.), различными источниками финансирования, огромной трудоемкостью разработки проекта (более 2 млн человеко-часов) и строительства (15-20 млн. человеко-часов). Длительность реализации крупного проекта выходит за пределы 5-7 лет. Крупные проекты требуют соответствующей организации работ, в частности: выявления характера и степени влияния на экономическую и социальную среду региона; дополнительных затрат на инфраструктуру; необходимости специальных процедур координации деятельности участников проекта; постоянной корректировки проекта и плана разработки и реализации; учета оригинального характера принимаемых решений и т.п. В качестве примера крупных проектов можно назвать проекты создания магистральных трубопроводов, строительства атомных электростанций, комплексного освоения крупных месторождений полезных ископаемых. Нередко для решения таких задач создаются крупные объединения субъектов хозяйствования — консорциумы, картели, тресты, международные корпорации.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Сущность планирования проектов» з дисципліни «Планування на підприємстві»