Основные направления совершенствования амортизационной политики
Целевое расходование на создание амортизационного фонда части выручки, поступающей на счета платежеспособных предприятий; Сокращение количества норм амортизационных отчислений (порядка 50); Внедрение нелинейных методов начисления амортизационных отчислений с сохранением нормативных сроков эксплуатации основных фондов; Применение двойных стандартов амортизационных отчислений для налогообложения и для отнесения на себестоимость (предполагается, что количественно эти группы отчислений будут различаться - первая должна содержать 5-6 нормативов, вторая -35-40); Дифференциация нормативов амортизационных отчислений, используемых для расчета себестоимости в зависимости от состояния фондов и финансового состояния предприятия, возможность применения механизмов ускоренной амортизации, изменения режима начисления таких отчислений (от ускоренного к обычному и наоборот). В условиях ограниченности внутренних инвестиций большую роль в обновлении производства могут сыграть зарубежные инвестиции, поступающие по следующим каналам: Финансирование по государственным линиям и под государственные программы; Инвестирование негосударственных проектов под гарантии государственных финансовых органов; Индивидуальное инвестирование (вкладывание средств иностранным инвестором под свои собственные проекты). Для привлечения иностранного капитала должны быть созданы соответствующие условия: 1. Нормативная база. Для привлечения инвесторов в законах и подзаконных документах должны быть четко зафиксированы права, гарантии и льготы, особенно в отношении частной собственности. При этом должно быть обеспечено строгое соблюдение законов всеми субъектами хозяйствования и государственными органами. 2. Создание информационной системы, обеспечивающей иностранных инвесторов данными об экономическом состоянии государства, развитии законодательной базы, имеющихся инвестиционных проектах, потенциальных заемщиках и т.п. 3. Создание четкой системы сбора, рассмотрения и утверждения проектов, финансируемых иностранными инвесторами. .4. Определенность экономической политики государства, особенно в таких областях экономики, как разгосударствление и приватизация госсобственности, ценообразование, финансово-кредитная политика, налогообложение и т.п. 5. Экономическая стабильность (падение объемов производства, инфляция, платежеспособность субъектов хозяйствования и т.д.). Инвестиционный климат зависит, прежде всего, от макроэкономического равновесия, предполагающего низкий уровень инфляции и стабильный валютный курс. Это равновесие может быть достигнуто благодаря строгой денежно-кредитной политике, отказу от политики кредитной экспансии и заниженных процентных ставок, введению жесткой финансовой и бюджетной дисциплины, осуществлению открытой внешнеторговой политики; свободному ценообразованию; введению режима свободной текущей конвертируемости белорусского рубля по единому курсу, определяемому рыночным спросом и предложением. 6. Устранение препятствий вывозу за рубеж дохода от инвестиций, возврату инвестированных сумм без дополнительных затрат. 7. Наличие развитой системы страхования имущества и рисков иностранных инвесторов. 8. Обеспечение возможности свободной конвертации иностранной и национальной валюты в обоих направлениях. 9. Уровень развития деловой инфраструктуры, включая бизнес-отели, телекоммуникации, банковское обслуживание, транспорт и т.п. 10. Защита от организованной преступности, политическая стабильность. 11. Наличие квалифицированной рабочей силы с высокой производительностью труда. 12. Предсказуемость налоговых изменений, недопустимость принятия решений "задним числом". 13. Развитая система маркетинговых услуг. 14. Устранение различных бюрократических препятствий на пути создания и регистрации совместных и иностранных предприятий. Любому иностранному инвестору должна быть предоставлена свобода выбора: что и как производить, где инвестировать, для кого производить и по какой цене продавать. В конечном счете создание благоприятного инвестиционного климата предполагает обеспечение в стране деловой среды, гарантирующей любому инвестору максимальный доход при минимальном риске, высокий уровень экономической свободы и безопасность частной собственности. При формировании инвестиционного климата предпочтение необходимо отдавать тем иностранным инвесторам, которые вкладывают средства во внедрение современных технологий, требующих обслуживания высококвалифицированными кадрами, когда организуется выпуск технически сложной, конкурентоспособной на мировом рынке продукции и экспорта. В результате быстро и глубоко структурно перестраивается производство, увеличивается приток конвертируемой валюты, существенно меняется внешнеторговое сальдо страны на начальном этапе. Меньшим приоритетом должны пользоваться проекты, предполагающие поступление капитала в форме машин, оборудования, технологии, сырья для производства дешевых, не требующих сложных затрат труда, товаров с потенциальным потреблением на внутреннем рынке. Это позволяет повысить занятость и активизировать потребительский спрос населения. Таким образом, иностранные инвестиции - это проверенный способ выхода из кризиса и активизации производства в период трансформации экономики. Вторая проблема определяющая инвестиционную активность, -это обеспечение восприимчивости к нововведениям. Нужны не просто инвестиции в производство, а такие, которые позволяют выпускать высококачественную конкурентоспособную продукцию на основе высоких технологий. Думается, что в условиях дешевой рабочей силы и огромного рынка потребительских товаров стран бывшего Советского Союза иностранные инвесторы вряд ли будут заинтересованы в импорте высоких технологий. Поэтому основная задача в их освоении должна лечь на отечественные предприятия. Мировая практика, особенно государств, ставших на путь индустриального перевооружения после второй мировой войны, например Японии, выработала универсальный набор мер, направленных на повышение восприимчивости производства к нововведениям: 1. Разгосударствление предприятий. Многие ученые и хозяйственники считают, что государственные предприятия совершенно не приспособлены к работе в новых условиях и не имеют внутренних стимулов к эффективной научно-технической деятельности. Поэтому производительность труда качество продукции, эффективность производства на них по-прежнему остаются низкими. Многие исследователи отмечают, что послевоенные успехи японских компаний объясняются именно тем, что они не были государственными, работали в условиях жесткой внутренней и внешней конкуренции, правда, при макроэкономической поддержке государства. 2. Реструктуризация предприятий. Применительно к предприятию реструктуризация означает такие преобразования в производственной и организационной структуре, технике и технологии, хозяйственном механизме и т.д., которые позволили бы ему адаптироваться к рыночной экономике, стать привлекательным для инвесторов, восприимчивым к нововведениям. Реструктуризация означает не просто изменения, а существенную, кардинальную перестройку стратегии предприятия во всех сферах деятельности, включая: децентрализацию процесса принятия хозяйственных решений; реализацию маркетинговой концепции управления; переориентацию деятельности всех структурных подразделений предприятия с промежуточных показателей на конечные; разукрупнение предприятия (создание новых хозяйствующих субъектов из отдельных подразделений); изменение кадровой политики и системы мотивации труда; санацию и т.п. Наиболее важным мероприятием, позволяющим активизировать инвестиционные процессы, является разукрупнение предприятий, которое, наряду с приватизацией, дает возможность привлечь средства населения в качестве инвестиций, снизить риск при проведении реформ, повысить заинтересованность трудовых коллективов во внедрении ноу-хау. 3. Государственная поддержка инвестиционной политики. Высокие технологии требуют огромных затрат на научные исследования и разработки. Поэтому правительства многих стран активно стимулируют и поддерживают инновационные процессы. Однако такая поддержка оказывается не в форме субсидий неконкурентоспособным предприятиям, а либо в виде финансирования НИР и ОКР, либо в предоставлении дополнительных льгот в форме частичного или полного освобождения от налогов, ускоренной амортизации и государственных заказов. Кроме того, принимаются меры неэкономического характера в виде ограничений на импорт товаров и технологий в поддерживаемых государством отраслях. 4. Создание эффективной государственной системы стандартизации и сертификации продукции которая позволяет: во-первых, создать современную информационную базу для принятия перспективных и текущих экономических решений в области научно-технической политики, структурной перестройки, маркетинговой политики, поощрения конкуренции и т.п.; во-вторых, обеспечить высокое качество и научно-технический уровень выпускаемой продукции посредством покупки лицензий и копирования лучших зарубежных образцов продукции, развития собственной исследовательской и проектной базы, поощрения экспорта, создания системы стандартов и т.д. 5. Переподготовка и повышение квалификации кадров в области освоения новых технологий. Именно с этого аспекта начиналось создание признанной во всем мире японской системы управления качеством продукции, которая отличается своей простотой, наглядностью, высоким уровнем мотивации труда рабочих.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Основные направления совершенствования амортизационной политики» з дисципліни «Планування на підприємстві»