Процесс стратегического планирования основан на том, что никакая фирма не может успешно существовать в рыночной экономике, если она не имеет четкого статуса, целей и ориентиров своей деятельности. Старая мудрость о том, что "не бывает попутного ветра для корабля, команда которого не знает, куда плывет", образно иллюстрирует это положение [5, с. 46]. Целевое начало в деятельности фирмы рассматривается в двух аспектах: а) как траектория движения фирмы в бизнесе, ориентиры, к которым она должна стремиться; б) как организационное начало, объединяющее людей, преследующих определенные цели. Люди создают фирму для того, чтобы решать свои проблемы. Это означает, что с самого начала возникновения фирма имеет определенную ориентацию. В то же время другие участники бизнеса, такие как поставщики, покупатели, смежники и т.п., преследующие свои собственные цели, придают деятельности фирмы вполне определенную направленность и тем самым конкретизируют ее целевое начало. Целевое начало в деятельности фирмы в процессе стратегического планирования выражатся в двух параметрах: миссии и целях. Установление миссии и целей, а также выработка стратегии поведения фирмы, которая бы обеспечивала выполнение миссии и достижение фирмой своих целей, является задачей стратегического планирования и целью высшего руководства (рис. 6.1). В литературе принято разграничивать широкое и узкое понимание миссии. В широком понимании миссия фирмы рассматривается как философия (концепция) бизнеса, придающая фирме смысл ее существования, и показывающая, как фирма намеревается осуществлять свою деятельность. В этом понимании миссия фирмы изменяется редко. Ее изменение ведет к изменению характера, содержания и структуры хозяйствующего субъекта.
В узком значении под миссией понимается комплекс параметров, которые определяют отличие данной фирмы от аналогичных фирм. В этом смысле миссия придает хозяйствующему субъекту оригинальность и неповторимость. Миссия фирмы имеет важное значение в ее жизнедеятельности: • детализирует статус (правовое положение) фирмы и формирует цели и стратегию деятельности; • создает основу для принятия решений менеджерским персоналом. Без нее менеджеры могли бы только располагать своими индивидуальными ценностями, что непременно привело бы к разбросу их усилий; • формирует клиента. Рассматривая миссию с точки зрения потребностей клиентов, Питер Ф. Друкер сказал: "Существует только одно обоснованное определение цели предпринимательства - создание клиента" [16, с. 61]; • является базой для развития фирмы, поскольку заставляет менеджерский персонал систематически пересматривать факторы, лежащие в основе деятельности структурных подразделений фирмы; • понимание миссии помогает уяснить широкую панораму бизнеса, позволяет менеджерскому персоналу взглянуть на происходящее в фирме с позиций системного подхода; • служит для рациональной организации производства, труда и управления. Содержание миссии определяется исходя из следующих требований: 1. Корпоративная миссия должна быть выражена в сравнительно простых определениях и в удобной для восприятия форме. Сложные термины с трудом поддаются разъяснению и плохо усваиваются. 2. В основе корпоративной миссии должны лежать задачи удовлетворения интересов и запросов потребителей. 3. В миссии должны быть учтены интересы субъектов, оказывающих влияние на деятельность фирмы. К ним относятся собственники фирмы; персонал; поставщики; клиенты; партнеры; органы власти и т.п. Степень отражения в миссии интересов каждого из них зависит от того, в какой сфере бизнеса работает фирма, какие размеры имеет, где расположена и т.п. Наиболее устойчивое и значительное влияние оказывают собственники, сотрудники и покупатели. Поэтому миссия организации должна быть сформулирована таким образом, чтобы в ней нашло отражение сочетание интересов этих трех групп людей. 4. Миссия должна вырабатываться с учетом следующих пяти факторов: • истории фирмы, в процессе которой вырабатывалась философия фирмы, формировались ее портфель, место на рынке и стиль работы; • существующего стиля поведения собственников и менеджеров; • состояния среды обитания фирмы; • располагаемых ресурсов; • отличительных особенностей фирмы. Миссия фирмы должна включать: 1. Целевые ориентиры, указывающие задачи, на решение которых направлена деятельность организации. 2. Сферу деятельности фирмы, показывающую, какой продукт фирма предлагает покупателям и на каком рынке его реализует. 3. Моральный кодекс фирмы, определяющий традиции, обычаи, верования. 4. Способы осуществления деятельности фирмы. Формально процесс определения миссии предшествует разработке деловой и портфельной стратегии фирмы (рис. 6.2), поскольку в ней формируется концепция бизнеса, определяющая деловую и портфельную стратегию фирмы. Фактически этот процесс носит итеративный характер, в котором идет одновременная проработка, увязка и согласование всех элементов миссии, деловой и портфельной стратегии.
Миссия не должна содержать конкретных указаний по поводу того, что и в какие сроки следует делать, оставлять простор для творческого и гибкого развития организации. В то же время она должна четко определять сферы и приоритеты своей деятельности. Принципиальные положения миссии, определяющие организационно-правовую форму, виды деятельности, собственника имущества и другие сведения, в хозяйственной практике фиксируются в учредительных документах.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Понятие и сущность миссии» з дисципліни «Планування на підприємстві»