У Норта гос-во – стат. модель контракта м/у прав-ом и поддан. со след. св-вами. 1. Правитель поставляет защиту и правосудие (в т.ч. защиту прав. собст. и контрактн. прав) за налоги. 2. Правитель имеет верховную власть. Он ведет себя как дискр. монополист, максимизируя свои доходы. 3. Ограничения со стороны граждан задаются 2 видами издержек. Это exit costs – издержки выхода из этого гос-ва и перебега в новое. И replacement costs – издержки смены правителя.
Основная услуга пр-ва – это конституция. Это значит, что пр-во делает все эти правила доступн. и понятн. для всех граждан. Но конституция составл. т.о., чтобы макс. доход правителя. Вторая услуга – это набор общ. и полуобщ. товаров, которые правитель предоставл. подданным. Получая моноп. ренту, правитель сталкивается с диссипацией. Ренту будут воровать бюрократы. Если издержки по выходу и смещению низки, то часть ренты может идти и в пользу граждан. Кстати, еще сущ. sunk costs – невозвратные из-ки переезда в др. страну. Это знание обычаев, языка и т.д. собст. страны. У простой. стат. модели есть 2 огран. 1- полит. конкур., внутр. и внешн., 2 – собст. трансакц. из-ки пр-я, а именно: · агентские из-ки – контроль и мониторинг за бюрократами. · из-ки по инфо – сбор инфо о поданных, чтобы макс.моноп. ренту. Тогда правитель не макс. свой доход, а соглашается на такую систему прав собст., которая имеет низкие replacement и exit costs. Вот почему в истории так часто правитель облагал налогами крестьян, а не феодалов. Это пример устойчивого неэффект. распр. ресурсов.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Неоклассическая теория государства Норта» з дисципліни «Індустріальна економіка»