Очень часто серьезные проблемы, возникающие на этапе реализации контрактов, обусловлены тем, что стороны, которые заключили контракт, не обладают достаточным объемом информации о действиях друг друга или информация, которой обладает одна сторона, недоступна остальным участникам контрактного взаимодействия. Когда агент обладает большей информацией, относящейся к важным аспектам взаимодействия, чем принципал, эта информация может быть выявлена прямым путем в том и только в том случае, если это отвечает интересам агента. Если же агент пытается извлечь выгоду из частного обладания информацией, то проблема принципала заключается в поиске способа уменьшения данного информационного неравенства и его последствий, что подразумевает сдвиг из состояния эффективного равновесия. Таким образом, асимметрия информации между различными участниками рыночных взаимоотношений ведет к модификации рыночного равновесия, которое, в результате, может стать менее эффективным, а иногда и вообще нарушиться. Несоответствие стимулов агента целям принципала в сочетании с асимметрией информации, свойственной контрактным отношениям, приводит к возникновению постконтрактного оппортунизма (так называемого морального риска): наличие издержек контроля за поведением агента создает у него стимулы к максимизации собственной полезности в ущерб целям принципала. Иными словами, агент сосредотачивается лишь на тех аспектах деятельности, которые формально прописаны в контракте, не чувствуя себя скованным какими-либо моральными рамками. Возможным решением проблемы «принципал — агент» является приведение целей наемного работника (агента) в соответствие с целями нанимателя (принципала). Агента нельзя заставить усердно трудиться при отсутствии контроля, он должен сам этого захотеть. А для этого нужно составить контракт так, чтобы он стимулировал агента хорошо работать, чтобы отлынивать от работы ему было просто невыгодно. Рассмотрению подобного рода контрактов и посвящена эта глава. Моральный риск часто проявляется в реальных ситуациях. Агент симулирует кипучую деятельность на рабочем месте — он знает, что практически невозможно проверить, думает ли он о решении проблем фирмы или о будущем отпуске. Спортсмен принимает стимулирующие средства, чтобы добиться лучших результатов, — он надеется остаться неразоблаченным. Безработный, получающий пособие, может ложно утверждать, что не способен найти работу (которая лишит его пособия) — его заявление практически невозможно проверить. Автомеханик, пользуясь невежеством нанявшего его владельца машины, снижает качество своих услуг. Аналогичным примерам несть числа. В терминах экономической теории можно сказать, что моральный риск возникает тогда, когда действия агента не наблюдаемы, или когда агент получает некоторую частную информацию после заключения контракта. Информационная асимметрия основывается на том, что после подписания контракта и вступления в силу набора контрактных обязательств принципал не может ни наблюдать, ни контролировать post factum действия агента. Пользуясь асимметрией информации, агент способен уклоняться от выполнения контрактных обязательств — он экономит на издержках их соблюдения и за счет этого увеличивает свое благосостояние. Поскольку осуществление полного контроля за агентом со стороны принципала в реальной ситуации практически невозможно, проблема морального риска свойственна подавляющему большинству контрактных взаимоотношений.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Моральный риск- билет» з дисципліни «Індустріальна економіка»