ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Економічні теми » Індустріальна економіка

Государство и неформальные институты
Неписаные правила играют независимую по отношению к
формальным правилам роль. Означает ли это, что государство не
может оказать никакого влияния на развитие неформальных пра-
вил? После революции в России применение формальных правил
повлияло на изменение жизни в мусульманской Средней Азии,
хотя полностью преобразовать жизнь там с их помощью не уда-
лось. В 1950-х и 1960-х годах использование законодательства, на-
правленного против дискриминации, подорвало социальные тра-
диции расовой дискриминации на американском Юге.
Интересный способ воздействия государства на неформаль-
ные правила обсуждает Лоуренс Лессиг [Lessig, 1995, p. 969—972].
Он говорит о том, что государство может с помощью своих за-
конов повлиять на
социальный смысл
неформального правила.
Объяснить этот подход можно с помощью следующего примера.
На протяжении всей истории американского Юга государство
боролось против укоренившейся практики дуэли. Вызывать друг
друга на дуэль могли лишь люди благородного происхождения, и
их круг был довольно узким. Попытки регулировать дуэли были по
большей части неэффективны. Но, несмотря на то что применяе-
мые способы регулирования в основном не достигали своей цели,
они, тем не менее, различались по своей эффективности.
Один из видов регулирования — прямой запрет дуэлей, ока-
зался неэффективен потому, что вступал в противоречие с норма-
ми лояльности, встроенными в социальную структуру, а эти нор-
мы были очень сильны. Государственный запрет дуэлей не был
достаточным основанием для представителей элиты, чтобы отка-
заться от нее.
Второй тип санкций, в некотором смысле менее жесткий, мог
бы оказаться более действенным. Применение этих санкций озна-
чало, что человек, принимавший участие в дуэли, лишался права
занимать публичную должность. Но занимать публичную долж-
ность или, в более общем смысле, — служить обществу — было
долгом людей, составлявших элиту общества. Таким образом, этот
запрет создавал для представителей элиты конфликт обязательств
и мог быть серьезным аргументом для отказа от дуэли. Выбрать
участие в дуэли означало поставить на первый план личные инте-
ресы, а не свой долг служения обществу. Этот способ борьбы го-

50
Глава 1. Институты и их роль в регулировании поведения
сударства с укоренившейся нормой был более действенным, чем
прямой запрет дуэлей. Не слишком эффективным же он оказался
по той причине, что законодатели, принимая закон, освобождали
от ответственности всех дуэлянтов, принимавших участие в дуэ-
лях до момента принятия закона, а затем снова время от времени
проводили подобное освобождение, тем самым косвенно поддер-
живая социальный статус этой неформальной практики.
Принимая правовую норму, государство
подает сигнал
о том
поведении, которое оно считает допустимым, и эта правовая нор-
ма может идти вразрез со сложившимся обычаем. Но в том случае,
когда правовая политика государства, направленная на изменение
нравственной парадигмы, находит поддержку со стороны элиты
общества, а также ведущих средств массовой информации, она
может повлиять на сложившиеся в обществе обычаи.
В качестве примера можно привести одно из наиболее из-
вестных дел в англо-американском общем праве, которое остает-
ся одним из ключевых в учебниках по уголовному праву — дело
Regina v. Dudley and Stephens
. Обстоятельства этого дела таковы. 5
июля 1884 года четыре человека — члены экипажа отправились на
небольшой яхте
Mignonette
из Англии в Австралию. В 1600 милях от
мыса Доброй Надежды жестокий шторм потопил их яхту, но бла-
годаря решительным действиям капитана Дадли членам команды
удалось спастись на небольшой шлюпке без воды и лишь с двумя
банками консервированной репы. Сначала они собирали дожде-
вую воду, но вскоре ее запасы закончились. На пятнадцатый день
юнга Ричард Паркер тяжело заболел, напившись морской воды (в
то время считалась, что морская вода вызывает смерть). На двад-
цатый день 25 июля, после девяти дней без еды и семи дней без
воды, опасаясь, что вся команда умрет от голода и обезвожива-
ния, Дадли с согласия Стефанса, не получив при этом согласия
Паркера, перерезали тому горло. Дадли и Стефанс придержива-
лись еще одного распространенного в то время заблуждения, что
можно пить кровь только живого человека. Третий член экипажа
Брукс — в убийстве участия не принимал, но каннибализмом так-
же занимался. Через четыре дня оставшиеся в живых члена ко-
манды были спасены. Вернувшись в Англию, Дадли и Стефанс
не стыдились своих действий и не скрывали их. Они полагались
на сложившийся в обществе «морской обычай», а также на дей-
ствующие прецеденты. Тем не менее, им предъявили обвинение
в убийстве.

51
1.4.

Взаимоотношения между формальными и неформальными правилами
Итак, в обществе сложился обычай, в соответствии с которым
было необходимо пожертвовать жизнью одного человека, чтобы
спасти остальных, и этот обычай принимался судами в качестве
возражения при обвинении в убийстве. Однако в тот момент, ког-
да возникло рассматриваемое нами дело, в высших слоях судеб-
ной системы сложилось убеждение в необходимости изменения
социального стандарта в этой сфере. Дадли и Стефанс были при-
говорены к повешению, хотя королевской властью приговор был
смягчен до шести месяцев тюремного заключения. Вынося подоб-
ный приговор, суд намеревался послать обществу сигнал о том,
какое поведение считается недопустимым. Суд утверждал, что не-
возможно измерить сравнительную ценность жизней и крайняя
нужда не может быть оправданием убийства ни при каких обстоя-
тельствах. Это судебное решение помогло изменить общественное
мнение и действующие в обществе неформальные правила.
Государство может как усиливать неформальные правила, так
и разрушать их. Если нормы в значительной степени подвержены
влиянию промежуточных групп таких, как, например, религиоз-
ные организации, то государство сможет модифицировать нормы,
поддерживая субсидиями одни группы и облагая налогом другие.
Иногда государство
ненамеренно ослабляет
социальные нормы,
преследуя совсем другие, не связанные с этим цели. Встречаются
утверждения, что эррозия норм, направленных против незакон-
норожденных детей, произошла, как незапланированное послед-
ствие развития системы социального обеспечения. А принятие
продолжниковских законов*, которые позволяют должникам при
определенных условиях освобождаться от уплаты долга, привели
к эрозии нормы, в соответствии с которой невозвращение долга
считалось позорным.
При создании формальных правил эта способность госу-
дарства разрушать сложившиеся неформальные правила должна
приниматься во внимание, поскольку деятельность государства
может подорвать те социальные нормы, которые имеют ключевое
значение для эффективного претворения в жизнь правовых норм,
установленных самим государством.
В повседневной жизни людей потенциальная дилемма за-
ключенных возникает постоянно. Если бы для ее решения всякий
* Считается, что в Америке законы о банкротстве продолжниковские, а в
Европе — прокредиторские.

52
Глава 1. Институты и их роль в регулировании поведения
раз требовалось принуждение в виде законов, издаваемых госу-
дарством, которое также следило бы за их соблюдением, то го-
сударство проникло бы повсюду. Но зачастую выход из дилеммы
заключенных становится возможным благодаря негосударствен-
ному децентрализованному принуждению со стороны общества,
сотрудничество людей поддерживается неформальными норма-
ми. Если бы можно было подсчитать потенциальные дилеммы
заключенных в повседневной жизни людей и определить, какое
число из них регулируется с помощью законов, а какое — с по-
мощью неформальных правил, то роль государства оказалась бы
весьма незначительной.
Эти рассуждения можно проиллюстрировать на конкрет-
ном примере, который приводит Ричард Пайлдес, взявший его
из книги Джейн Джекоб «Жизнь и смерть больших американских
городов» [Pildes, 1996]. Безопасность и спокойствие на улицах
определяют процветание одних городских районов, а их отсут-
ствие — запустение, царящее в других. От чего зависит безопас-
ность на улицах? Роль формального контроля соблюдения за-
конов в обеспечении безопасности на улицах городов невелика.
Порядок на улицах поддерживается не столько полицией, сколько
неформальной охраной общественного порядка. В процветающих
районах те люди, которые в наибольшей степени заинтересованы
в спокойствии на улицах, — владельцы магазинов, покупатели —
следят за другими, передают слухи и поддерживают порядок. Этот
неформальный контроль за порядком на улицах городов особенно
важен, потому что он осуществляется не внутри тесных замкну-
тых сообществ, связанных общим интересом, в которых, было по-
казано выше, создаются условия для действия социальных норм.
В процветающих районах даже группы с менее тесным взаимо-
действием между своими членами следят за соблюдением правил
«разумного использования улиц» и этот контроль поддерживает
местные системы общественного порядка.
Возникновение норм неформального контроля обществен-
ного порядка на улицах больших городов зависит от определен-
ных условий. На улицах должны быть бары, рестораны, магазины,
которые могут привлечь людей; их владельцы должны быть заин-
тересованы в охране общественного порядка; эти места должны
быть многолюдны, что привлечет в свою очередь тех, кто любит
наблюдать за людьми. На улицах окажется много людей, некото-

53
1.4.

Взаимоотношения между формальными и неформальными правилами
рые из них будут «наблюдателями», остальные — теми, за кем на-
блюдают. Это социальная структура лучше всего работает, когда
люди не осознают ее существование; люди гуляют по улицам и
наблюдают за другими людьми, некоторые делают это ради раз-
влечения и не осознают, что все они заняты поддержанием обще-
ственного порядка.
Когда проводилась реконструкция городов, ее планировани-
ем занимались специалисты с техническим образованием, и они,
за редким исключением, не осознавали, что социальные нормы
влияют на безопасность улиц. Занимаясь реконструкцией, они
были убеждены, что людям нужна тишина и порядок. Жилые рай-
оны строились вдали от улиц и представляли собой островки вну-
три города, в которых не было специальных мест, где люди мог-
ли бы собираться для общения. Чтобы общаться, им нужно было
ходить друг к другу в гости, потому что в этих районах не было
кафе и баров. В результате люди предпочитали вообще не общать-
ся с соседями, и оказались изолированными друг от друга. Нормы
взаимного доверия и сотрудничества, которые так важны для под-
держания общественного порядка, и которые, в конечном счете, и
определяют безопасность на улицах городов, не могли возникнуть
без достаточно плотных и повторяющихся социальных взаимо-
действий. Пытаясь создать безопасные районы, проектировщики
провели реконструкцию, которая уничтожила те места, которые
необходимы для возникновения норм сотрудничества и доверия.
Точно также и успешность политики, проводимой государ-
ством, зависит от неформальных норм, роль которых на первый
взгляд незаметна. Для создания эффективно работающей рыноч-
ной системы недостаточно просто перенести в другую среду за-
падные модели, которые поддерживаются соответствующими
институтами. Как заметил Кэрол Роуз, «…капиталистическая
собственность обладает своего рода моральной и культурной ин-
фраструктурой, которую мы по ошибке считали естественной, в
то время как в действительности ей обучаются с помощью устой-
чивых коммерческих практик, и с их разрушением она исчезает»
[Rose, 1996, p. 354]. Эта структура включает, в том числе, и спо-
собность создавать доверие, необходимое для сотрудничества,
общепринятые представления о культурных границах, например
о гране между воровством и рыночной конкуренцией, а также раз-
деляемые всеми базовые правила, в рамках которых происходит

54
Глава 1. Институты и их роль в регулировании поведения
конкуренция. Нельзя, к примеру, разорить конкурента, устроив
поджог на его фабрике, но можно сделать это, снизив издержки
собственного производства путем технологических усовершен-
ствований, что позволит снизить цену. Эти нормы поддерживают
систему сотрудничества, основанную на справедливости, и эти
нормы не менее важны для развития рынка, чем формальные за-
коны, принимаемые государством.
Однако политика, проводимая государством, и правовые нор-
мы, созданные им, могут оказывать разрушительное воздействие
на социальный капитал общества.* Законы, принимаемые государ-
ством, могут негативно воздействовать на неформальные правила.
Предположим, что правительство проводит реформу в определен-
ной сфере и возникает вопрос о выплате компенсации тем гражда-
нам, которые пострадали от этой реформы. Традиционно считает-
ся, что у государства есть определенная обязанность выплачивать
компенсацию. Например, в том случае, когда земельный участок
изымается государством у частного лица для строительства аэро-
порта или дороги, то конституции многих стран предусматривают
выплату соответствующей справедливой компенсации за изъятие
собственности. Если государство не выплачивает компенсацию
пострадавшим от реформы лицам, то оно разрушает основопола-
гающие нормы сотрудничества, которые утверждают, что потери,
которые какое-либо лицо несет в результате реформы, должны
быть пропорциональны потерям других людей. Если же на невин-
ных людей возлагаются необычно высокие потери, то возможно
возникновение дополнительного вреда, помимо того, который
связан с потерей собственности или дохода. Подобная политика
приводит к разрушению норм сотрудничества и доверия в обще-
стве. Для его обозначения Фрэнк Михельман предложил понятия
«издержка деморализации». Эти издержки возникают, когда люди
считают, что государство обращается с ними несправедливо, ис-
ходя из неформальной нормы о том, что выгоды и издержки дей-
ствий правительства должны распределяться пропорционально
среди членов общества. Издержки деморализации он определяет
как «(1) сумму в долларах, необходимую для того, чтобы компен-
сировать отрицательную полезность, которая достается проиграв-
шим и тем, кто им симпатизирует, вследствие отсутствия компен-
* Под социальным капиталом понимаются нормы взаимности и сети граж-
данского взаимодействия.
Взаимоотношения между формальными и неформальными правилами
сации, и (2) приведенную ценность в долларовом эквиваленте
будущих производственных потерь (отражающих уменьшение их
стимулов или социальное волнение), вызванных деморализацией
не получивших компенсацию проигравших, сочувствующих им
и других наблюдателей, обеспокоенных мыслью, что они сами в
других случаях могут быть подвергнуты подобному обращению».
[Michelman, 1967, p. 1214].
Нарушение норм справедливости со стороны государства
способно вызвать у человека такую же сильную эмоциональную
реакцию, как и возмущение, которое он испытывает, когда его
кто-то обманул. В такой ситуации компенсация государством по-
терь населения при проведении реформ — это способ показать,
что государство по-прежнему придерживается норм сотрудниче-
ства и доверия, что позволит сохранить социальный капитал, от
которого в существенной степени зависит успех как политических
институтов, так и экономической системы.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Государство и неформальные институты» з дисципліни «Індустріальна економіка»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: ВАЛЮТНИЙ КУРС
Індекс прибутковості
Загальна характеристика витрат на організацію телекомунікацій
ТЕОРЕТИЧНІ ДЖЕРЕЛА ФІНАНСОВОЇ ДІЯЛЬНОСТІ ПІДПРИЄМСТВ
Поняття і класифікація модемів


Категорія: Індустріальна економіка | Додав: koljan (19.10.2011)
Переглядів: 1900 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП