Основные типы взаимоотношений между формальными и неформальными правилами
На начальном этапе реформ в России преобладала уверен- ность в том, что введения формальных правил по образцу тех зако- нов, которые действуют в странах с развитой рыночной экономи- кой, будет достаточно для того, чтобы направить развитие страны по другому, более эффективному пути. Но оказалось, что рыноч- ная трансформация экономики — это гораздо более длительный и сложный процесс. Поменять правила формальные относитель- но легко, однако принятый закон становится институтом, только если он подкрепляется соответствующим механизмом принужде- ния к его соблюдению. Кроме того, оказалось, что неформальные правила поменять гораздо сложнее, а экономические результаты зависят не только от формальных правил, но и от действия пра- вил неформальных. Неформальные правила играют независимую от формальных ограничений роль. Исторический опыт говорит о том, что одни и те же формальные правила, принятые в разных странах, приводят к различным результатам, поскольку люди подчиняются действию не только формальных ограничений, но и неформальных правил. При принятии формального правила необходимо учитывать взаимодействие между новыми формаль-
45 1.4.
Взаимоотношения между формальными и неформальными правилами ными правилами и существующими неформальными правилами. Если формальные правила не вписываются в действующую си- стему правил неформальных, то они просто не будут выполнять- ся. Серьезные ошибки, которые были сделаны промышленно развитыми странами в их программах помощи развивающимся странам, возможно, и возникли как раз вследствие недостаточно полного понимания взаимоотношений между формальными и не- формальными институтами. Изучение взаимодействия между формальными и нефор- мальными правилами, между законом и нормами, действующими в обществе, имеет особое значение, поскольку позволяет давать более точное объяснение поведению людей и более надежно пред- сказывать последствия правовых норм. В тех сферах, где нефор- мальные правила управляют человеческим поведением, невоз- можно правильно оценить юридическое действие формальных, поддерживаемых государством правил, не поняв действующие неформальные правила. В правовом анализе социальные нормы важны по целому ряду причин. Порой неформальные правила регулируют поведе- ние независимо от действующих правовых норм и это приводит к тому, что правовые нормы становятся в этом случае незначащими. Правовые нормы могут облегчить или, наоборот, сделать более сложным принуждение к соблюдению неформального правила, и это может повлиять на выбор соответствующего формального правила в зависимости от тех целей, которые стремится достичь государство: хочет ли оно поддержать желательную для общества норму или, наоборот, пытается ослабить действие нежелательного для общества неформального правила. Рассмотрим далее отношения между формальными и нефор- мальными правилами, которые могут быть значимы для правово- го анализа. Формальные правила могут находиться в гармонии с прави- лами неформальными. Тесная увязка, соответствие формальных правил неформальным нормам поведения способствует эффек- тивному функционированию организации или всей экономики. Находясь в гармонии, формальные и неформальные правила вза- имно усиливают друг друга. В этом случае трудно провести грани- цу между формальным и неформальным механизмом принужде- ния. Издержки общественного контроля значительно снижаются,
46 Глава 1. Институты и их роль в регулировании поведения поскольку часто бывает достаточно неформального контроля и принуждения. Примером подобного взаимодействия могут слу- жить нормы поведения, осуждающие воровство, которые для большинства людей становятся внутренним убеждением, и соот- ветствующие нормы уголовного кодекса, направленные против подобного поведения. Иногда принятие формального правила помогает усилить общественное принуждение к соблюдению этого правила, кото- рое прежде было неформальным, и не возникает потребности в каком-либо специальном механизме принуждения к исполне- нию вновь принятого формального правила. Так, во многих шта- тах Америки приняты постановления, запрещающие курение в общественных местах, например, в аэропортах. Официальные лица практически никогда не следят за соблюдением этих правил. Однако эти постановления вывешиваются в аэропортах, видимо это напоминание о формальном характере правила побуждает граждан к тому, чтобы следить за соблюдением этих правил. Зная о наличие контроля со стороны общественности, курильщики подчиняются этим правилам. Можно привести другой пример. В г. Беркли, штат Калифорния, городские власти приняли поста- новление, которое требует от владельцев собак чтобы те убирали за своими собаками на улице. Принятие этого закона прояснило весьма неопределенные социальные нормы вежливости. После принятия этого постановления люди стали более активными в за- щите норм вежливости. Видимо, легче сказать: «Подчиняйтесь за- кону», чем сделать замечание владельцу собаки, что тот ведет себя невоспитанно. Принятие закона усилило частную защиту нормы и изменило поведение владельцев собак. В этом случае закон ре- шает проблему без участия формального принуждения к соблюде- нию правила. [Cooter, 1996]. Кэсс Санштейн назвал подобную функцию формальных правил «экспрессивной»: «делая заявления», закон может усилить неформальное правило, которое оно воплощает, или ослабить неформальное правило, которое оно осуждает [Sunstein, 1996]. Подобные формальные нормы в редких случаях опираются на ад- министративные или уголовные санкции, однако они подают сиг- нал о подобающем поведении и вселяют ожидание общественного осуждения и стыда в тех, кто не соблюдает установленную норму поведения. Закон в этих случаях напоминает о социальном значе-
47 1.4.
Взаимоотношения между формальными и неформальными правилами нии действий нарушителей: те, кто курит в общественных местах или не убирает за своей собакой, демонстрируют неуважение или даже презрение к другим людям. Интересное и сложное взаимодействие между неформальны- ми и формальными правилами возникает, когда формальные прави- ла и неформальные нормы поведения принуждают людей к разным видам поведения , которые, однако, оказываются совместимыми друг с другом и служат достижению одной социальной цели. В качестве примера* можно привести норму общего права, направленную про- тив воровства, которая запрещает брать вещи, принадлежащие дру- гим лицам, но действует лишь в случае намерения лица, взявшего эту вещь, присвоить ее навсегда, т.е. на постоянной основе лишить собственника его имущества. Одновременно с этой нормой права среди соседей или коллег по работе действует социальная норма, запрещающая
брать чужие вещи без разрешения, даже на время . Именно соседи и коллеги по работе могут убедить суд, что они взя- ли чужую вещь во временное пользование, имея намерение вскоре вернуть ее, и поскольку социальная норма действует только в отно- шениях между соседями и коллегами по работе, то сочетание фор- мального и неформального правила может обеспечить разумную безопасность личного имущества. Каждое из этих правил само по себе является недостаточным для этого — норма права допускает временное пользование чужим имуществом, а социальная норма может оказаться слишком слабой и не способной удержать сосе- дей от соблазна взять чужое имущество в постоянное пользование. Конечно, нормы уголовного права могут запрещать даже времен- ное пользование чужим имуществом, что предусмотрено в некото- рых юрисдикциях, и этого будет достаточно, чтобы удержать людей от подобного поведения. Но если законодатель желает применять уголовное наказание только в отношении тех правонарушений, для которых оно строго необходимо, тогда именно поддержка со сто- роны неформальных правил, которые ограничивают определенное нежелательное для общества поведение, может объяснить, почему нормы общего права не запрещают временное завладение чужим имуществом [McAdams, 1997—1998, p. 348]. 2. Формальные и неформальные правила могут быть не со- гласованы друг с другом , в этом случае люди будут действовать, ру- * Этот пример взят из работы [McAdams, 1997—1998, p. 348].
48 Глава 1. Институты и их роль в регулировании поведения ководствуясь неформальными правилами. Формальные и нефор- мальные правила при этом существуют как параллельные системы общественного контроля, действующие независимо друг от друга [Pildes, 1996, p. 2060]. Неформальные правила могут полностью контролировать поведение людей, не оставляя места для правила формального, поэтому выбор того или иного формального прави- ла никак не повлияет на поведение людей. При подобном взаи- моотношении между формальными и неформальными правила- ми любые попытки усовершенствовать формальное правило при- ведут к ненужной трате ресурсов. Именно такое взаимодействие между правовыми и социальными нормами обнаружил Роберт Элликсон, проводивший исследование о том, как сельские жители округа Шаста в Калифорнии решают споры об ущербе, который причиняет владельцам земельных участков свободно пасущий- ся скот. Он установил, что для решения споров жители графства почти никогда не обращаются в судебные органы, а предпочита- ют опираться на развитую структуру неформальных ограничений [Ellickson, 1994]. Неформальные нормы в округе Шаста, которые регулируют решение споров о потраве скотом посевов, возникают и сохраняются не в тени закона, а в полном неведении о нем. 3. Формальные правила могут противоречить неформальным, находиться с ними в конфликте. В этом случае неформальные пра- вила подталкивают людей к сопротивлению правилам формаль- ным. Подобное состояние конфликта между различными группами правил наиболее отрицательно сказывается на развитии экономики или организации, поскольку в этом случае значительно возраста- ют издержки контроля и принуждения к исполнению формальных правил. Примером здесь может служить формальное правило, обя- зывающее людей сообщать о незаконных действиях своих коллег, которое вступает в противоречие с неформальным правилом, осуж- дающим доносы на сослуживцев и обязывающим хранить молча- ние. Другим примером могут служить попытки законодательно за- претить практику чаевых, которая начала складываться на рубеже XIX и XX столетий. Обычай давать чаевые считался унизительным и безнравственным и рассматривался как удар по демократии, поэ- тому по всей Америке законодательные органы штатов принимали законы, нацеленные на устранение этой практики и объявлявшие дачу чаевых судебно наказуемым проступком. Однако, несмотря на предпринятые попытки, к 1916 году эта практика окончательно утвердилась в американском обществе.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Основные типы взаимоотношений между формальными и неформальными правилами» з дисципліни «Індустріальна економіка»