Примером института, возникающего в ситуации координа- ции, служат правило движения на дорогах (правостороннее или левостороннее). Это простейший институт — конвенция, который сокращает неопределенность и координирует действия людей. Таблица 7 Координационная игра В ПраваяЛевая А Правая1;10;0 Левая0;01;1 Если автомобили движутся по разным сторонам дороги, то для того чтобы разъехаться, водителям нужно останавливаться и вести переговоры, чреватые издержками, поэтому в этом случае их выигрыши равны нулю. Если оба выбирают правую сторону до- роги или оба водителя выбирают левую, то их выигрыши состав- ляют по единице. Интересы водителей в этом игре не противоре- чат друг другу, они совпадают, поэтому здесь нет необходимости в принуждении. Но проблема в этой игре возникает в связи с тем,
25 1.2. Основные типы ситуаций, приводящих к возникновению института что здесь появляются два равноценных равновесия по Нэшу, и трудность заключается в том, чтобы осуществить выбор из этих двух равноценных результатов. Для того чтобы игроки скоорди- нировали свой выбор, нужен какой-то знак, сигнал,* который приведет их в фокальную точку ( focal point ). Понятие фокальной точки ( focal point) было введено лауреатом Нобелевской премии 2005 года экономистом Томасом Шеллингом в статье 1957 года, которая стала третьей главой его знаменитой книги «Стратегия конфликта» (1960). Фокальная точка — это равновесие в коорди- национной игре, выбираемое всеми участниками взаимодействия на основе общего знания, помогающего им скоординировать свой выбор. Шеллинг проводил эксперименты с девятью типами коор- динационных игр, и во всех девяти играх игрокам часто удавалось скоординировать свои действия. И в повседневной жизни люди время от времени оказываются в ситуации, в которой, не имея возможности сговориться заранее, должны найти общее решение, и часто им это удается. Помогают им в этом некоторые симво- лические детали, подсказывающие фокальные точки, в которых происходит совмещение ожиданий сторон. Как возникает общее знание, позволяющее игрокам скоор- динировать свое поведение? В качестве такого знака и возникает социальная норма правостороннего (или левостороннего) движе- ния, которая представляет собой простейшую форму института. Каким образом возникает этот институт? Возможны два основных пути его появления [Young, 1996]. Во-первых, он может быть установлен в централизованном порядке путем указа. Примером может служить декрет, изданный после Французской революции 1789 года, который предписывал экипажам, запряженным лошадьми, ездить по правой стороне дороги. До этого декрета действовало правило левостороннего движения: экипажи ездили по левой стороне дороги, а пешеходы ходили по правой стороне. Изменение правила имело символи- ческий смысл: ездить по левой стороне было политически некор- ректным, потому что это ассоциировалось с привилегированны- * В те времена, когда Западный Берлин был поделен на оккупационные зоны, перед въездом на дорогу, ведущую в штаб-квартиру оккупационных войск в британском секторе Западного Берлина, внимание привлекал огромный указатель «Держитесь правой стороны», который и выступал в роли подобного сигнала, ука- зывавшего, что вы находитесь на территории Германии и здесь действует правило правостороннего движения.
26 Глава 1. Институты и их роль в регулировании поведения ми классами, движение по правой стороне было привычным для простого человека, поэтому считалось более демократичным. Во-вторых, эта социальная норма может возникнуть эволю- ционным путем. В Англии не было какого-либо заметного собы- тия, которое породило бы господствующую норму левосторонне- го движения. Эта норма возникла как местный обычай, а потом распространялась от одного региона к другому. Это и есть второй способ появления социальной нормы: в периодически повто- ряющейся координационной игре найденное удачное решение, которое затем повторяется, становится нормой. В данном случае фокальная точка является результатом некоторого жизненного опыта. При этом нельзя сказать заранее, какая из норм возникнет. Но чем больше игроков следуют этой норме, тем более укоренив- шейся она становится. Эти два механизма не являются взаимоисключающими. Часто общество пользуется стихийно возникшей нормой, которая затем подкрепляется законом. Так, во многих европейских стра- нах до начала XIX века правила дорожного движения не были за- конодательно установлены, закон затем лишь подтвердил суще- ствующий обычай. Ситуация неопределенности может снова возникнуть, на- пример, при оккупации страны с определенной нормой движения страной, использующей другую норму. Подобная ситуация воз- никала при оккупации армией Наполеона европейских стран, где преобладающей была норма левостороннего движения. Схожая ситуация возникла в 1938 году в связи с аншлюсом Германией, страной с правосторонним движением, Австрии, где господство- вала норма левостороннего движения. Выход из подобной ситуа- ции предлагает декрет оккупационных властей, который подает сигнал о том, какое из двух возможных равновесий следует выби- рать, тем самым устраняя неопределенность. Институты с непосредственно экономическим значением, которые координируют действия людей — это, например, деньги и кредит, промышленные и технологические стандарты, типовые договоры. Шоттер выдвинул гипотезу о том, что деление времени на недели возникло в целях решения проблемы координации об- мена на рынке. Деление времени на недели, по его мнению, — это социальная условность, конвенция. Он рассматривает гипотети- ческое аграрное общество, в котором время не дифференцировано
27 1.2. Основные типы ситуаций, приводящих к возникновению института и делится только на дни и в котором еще нет деления времени на недели. В этом обществе продукты труда необходимо обменять на рынке в городе. Возникшая проблема — чисто координационная: все экономические агенты должны прибыть в город одновремен- но в один и тот же день. Возникает некоторая регулярность в по- ведении, которую Шоттер называет социальным институтом. Дни между двумя рыночными днями — это и есть неделя. Косвенное подтверждение своей гипотезы Шоттер видит в названии дней не- дели в Бразилии — «первый рыночный день», «второй рыночный день» [Schotter, 1981, р. 31—35]. В качестве другого примера проблемы координации можно привести ситуацию, в которой оказываются люди, желающие со- вершить обмен при оккупации одной страны другой и не знающие, какая из валют — оккупационной страны или оккупируемой — явля- ется законным платежным средством. Возникшая неопределенность и замешательство могут даже на некоторое время нарушить нормаль- ный обмен и привести к возникновению бартера. Ситуацию прояс- нит постановление оккупационных властей, которое укажет, какое платежное средство является законным. И даже патриоты окку- пированной страны будут пользоваться валютой оккупационной державы, и нет необходимости в применении специального ме- ханизма принуждения, так как интересы людей здесь совпадают и им просто нужно найти единое решение для совершения обмена. Итак, мы видим, что в ситуации координации институт не- обходим вследствие множественности возможных равновесий. Институт, возникающий в этой ситуации, не нуждается в специ- альном механизме принуждения, людям нужен лишь знак, сигнал о том, какое из равновесий им выбрать, ведь в ситуации координа- ции они заинтересованы в нахождении единого решения.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Ситуация координации» з дисципліни «Індустріальна економіка»