При опре делении ключевой компетенции учитываются две основные категории: ресурсы и компетенции, которые образуют внутренние условия органи зации, представляющие собой совокупность производственно-техноло гических, финансово-экономических, социокультурных, организацион но-технических и административных условий. Моделирование внутренних условий закладывает принципиальную основу для дальней шего анализа. Совместно с внешними условиями (экономическими, по литико-правовыми, социокультурными, технологическими) они опреде ляют набор ресурсов, доступных организации, а также форму и содержание ее бизнес-процессов, в результате которых появляется про дукт, удовлетворяющий общественные потребности. В основе любой стратегии должны лежать конкурентные преиму щества. Они позволяют предприятию иметь рентабельность выше сред ней для фирм данной отрасли или данного рыночного сегмента (что обеспечивается более высокой эффективностью использования ресур сов) и завоевывать прочные позиции на рынке. При выработке страте гии конкуренции необходимо, с одной стороны, иметь ясное представ ление о сильных и слабых сторонах деятельности предприятия, его позиции на рынке, а с другой - понимать структуру национальной эко номики в целом и отрасли, в которой работает предприятие. В истори ческом аспекте теория конкурентных преимуществ пришла на смену те ории сравнительных преимуществ. Сравнительные преимущества, лежащие в основе конкурентоспособности страны или фирмы, опреде ляются наличием и использованием находящихся в изобилии факторов производства, таких, как трудовые и сырьевые ресурсы, капитал, инф раструктура и т.д. Но по мере развития технологических инноваций и глобализации бизнеса изменяется структура международной конкурен ции, и на смену сравнительным преимуществам приходит новая пара дигма - конкурентные преимущества. Это означает следующее. Преимущества изменяются под воздействием инновационного про цесса (изменяются технологии производства, методы управления, спо собы доставки и сбыта продукции и т.д.). Поэтому для удержания кон курентных преимуществ требуется постоянное внедрение нововведений Глобализация бизнеса вынуждает компании учитывать нацио нальные и международные интересы. Государство, территория рассмат риваются как основа стратегии компании, а не только как место, где компания осуществляет свою деятельность. Таким образом, источниками ключевой компетенции являются: структура, репутация, инновации, стратегические активы. Выбор ключевой компетенции - сложный процесс, включающий в себя рассмотрение многих аспектов в комплексе. Прежде всего фирма должна проанализировать пять конкурентных сил: потенциальных уча стников рынка, покупателей, поставщиков, товары-субституты, конку рентов. Ключевые компетенции могут иметь разнообразные формы в зависимости от специфики отрасли, товара и рынка. При определении ключевых компетенций важно ориентироваться на запросы потребите лей и убедиться в том, что эти преимущества воспринимаются ими как таковые. Главное требование - отличие от конкурентов должно быть реаль ным, выразительным, существенным. Конкурентные преимущества не являются вечными, они завоевыва ются и удерживаются только при постоянном совершенствовании всех сфер деятельности, что является процессом трудоемким и, как правило, дорогостоящим. Возможности сохранения конкурентных преимуществ зависят от ряда факторов: 1. Источники конкурентных преимуществ. 2. Очевидность источников конкурентных преимуществ. 3. Инновации. 4. Отказ от имеющегося конкурентного преимущества для приобрете ния нового.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Основные принципы формирования ключевой компетции» з дисципліни «Теорія систем і системний аналіз в управлінні організаціями»