ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Менеджмент » Теорія систем і системний аналіз в управлінні організаціями

ПОСТЕПЕННАЯ ФОРМАЛИЗАЦИЯ МОДЕЛИ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ
Этот подход к моделированию самоорганизующихся (разви­
вающихся) систем был первоначально предложен на базе концеп­
ции структурно-лингвистического моделирования (см.) [1, 2], но в
последующем стал развиваться как самостоятельное направление
[4, 5].
576 Модель постепенной формализации представляет собой свое­
го рода методику системного анализа, которая сочетает относи­
тельно малоформальные методы, удобные для человека, и фор­
мальные, знаковые представления, позволяющие привлекать
достижения математических теорий и применять ЭВМ. Принци­
пиальной особенностью моделей постепенной формализации яв­
ляется то, что они ориентированы на развитие представлений
исследователя об объекте или процессе принятия решения, на
постепенное «выращивание» решения задачи. Поэтому предус­
матривается не одноразовый выбор методов моделирования, а
смена методов по мере развития у лиц, принимающих решения,
представлений об объекте и проблемной ситуации в направле­
нии все большей формализации модели принятия решений.
Основные принципы и этапы подхода следующие.
1. Разрабатывается или выбирается знаковая система - язык
моделирования, в качестве которого могут использоваться есте­
ственный язык, средства теоретико-множественных, логических,
лингвистических и других методов дискретной математики (см.);
по мере развития процесса постепенной формализации язык мо­
делирования может изменяться.
2. Выбирается подход к моделированию (см. Подходы к ана­
лизу и проектированию систем), и вводятся правила преобразо­
вания, применяемые при формировании и анализе модели:
правила структуризации, или декомпозиции (подход «сверху»)',
правила композиции, поиска мер близости на пространстве
состояний элементов (подход «снизу»)',
в зависимости от конкретной задачи подходы могут чередо­
ваться, применяться параллельно, что отражается структурой
методики моделирования.
3. С помощью языка моделирования фиксируют элементы и
связи между ними.
При этом не ставится задача полного «перечисления» систе­
мы, а фиксируются элементы, известные на данный момент, в
результате чего формируется, исходное множество элементов. В
числе исходных элементов могут быть однородные, которые за­
тем могут объединяться в группы (компоненты), или, напротив,
в числе элементов могут быть понятия более общие, чем другие,
тогда их следует расчленить на более детальные, сравнимые с
остальными.
577 4. Путем преобразования полученного отображения с помо­
щью введенных (принятых) правил получают новые, не извест­
ные ранее компоненты, взаимоотношения, зависимости, струк­
туры.
Эти компоненты и взаимосвязи между ними могут либо по­
служить основой для принятия решений, либо подсказать после­
дующие шаги на пути подготовки решения.
5. Полученные новые результаты включаются в первоначаль­
ное описание, и процедура преобразования повторяется до тех
пор, пока не найдено удовлетворительное решение.
В процессе постепенной формализации можно накапливать
информацию об объекте, фиксируя при этом все новые компо­
ненты, связи, правила взаимодействия компонент, и, применяя
их, получать отображения последовательных состояний разви­
вающейся системы, постепенно создавая все более адекватную
модель реального, изучаемого или создаваемого объекта. При
этом информация может поступать от специалистов различных
областей знаний и накапливаться во времени по мере ее возник­
новения (в процессе познания объекта).
Адекватность модели также доказывается как бы последова­
тельно (по мере ее формирования), путем оценки правильности
отражения в каждой последующей модели компонентов и связей,
необходимых для достижения поставленных целей.
6. В процессе моделирования следует помнить о двух полю­
сах мышления и о рекомендации Адамара*: при возникновении
затруднения в процессе формирования модели следует использо­
вать переключение образного и формального мышления.
Таким образом, моделирование становится как бы «механиз­
мом» развития системы, «выращивания» решения задачи. По мере
развития модели методы могут меняться. На определенном эта­
пе можно ввести количественные оценки, и в результате в ряде
случаев может быть получена формальная модель. Иными сло­
вами, процесс постепенной формализации задачи может стать
обоснованием формальной модели с постепенным доказатель­
ством ее адекватности на каждом витке моделирования.
Возможный вариант постепенной формализации задачи на
основе смены методов по мере развития модели можно проил-
*Адамар Ж. Исследование психологии процесса изобретения. - М.: Сов.
радио, 1977.
578 люстрировать на примере моделирования процессов прохожде­
ния информации в автоматизированной информационной систе­
ме (АИС).
На рис. 1 показаны последовательные переходы от методов
работы с ЛПР (из группы МАИС) к методам формализованного
представления и обратно.
В рассматриваемом примере учитываются только функции сбора,
предварительной обработки информации и формирования первичных
информационных массивов и предполагается, что первоначально ниче­
го не известно, кроме назначения системы.
Тогда в качестве первого шага системного анализа предлагается
принять «отграничение» системы от среды путем «перечисления» ее воз­
можных элементов (рис. 1, б). Затем (рис. 1, в и ^) для анализа некоторо­
го полученного множества могут быть выбраны теоретико-множествен­
ные представления, помогающие найти на сформированном
пространстве состояний «меры близости» для объединения элементов в
группы (при этом вначале может быть использован эффект получения
нового смысла у элементов, сформированных из «пар», «троек», «п-ок»
элементов исходных подмножеств, на которые предварительно разде­
лено общее множество элементов системы).
Далее, когда возможности теоретико-множественных представле­
ний в познании взаимодействия элементов в системе исчерпываются,
следует возвратиться к системно-структурном представлениям, с по­
мощью которых активизируется использование интуиции и опыта ЛПР.
Перечень множеств анализируется и при необходимости дополняется
(рис. \, г и е) принципиально важными подмножествами для дальней­
шего моделирования. В рассматриваемой задаче на этом этапе пере­
чень исходных подмножеств ИО (информационное обеспечение), ТО
(техническое обеспечение), ОргО (организационное обеспечение), т.е.
составляющие обеспечивающей части (ОЧ) АИС дополнен подмноже­
ством функций F.
Для дальнейшей реализации идеи комбинирования элементов в по­
исках вариантов решения задачи (в рассматриваемом примере - путей
прохождения информации при ее сборе и первичной обработке) могут
быть выбраны более удобные и подсказывающие правила формирова­
ния вариантов лингвистические представления, являющиеся основой
разработки языка моделирования путей прохождения информации.
В рассматриваемом примере использовано сочетание лингвистичес­
ких, семиотических и графических представлений и разработан язык гра-
фо'семиотического моделирования (см.), который в первоначальных вари­
антах использования рассматриваемого подхода иногда носил и другие
названия - структурно-лингвистическое (см.), сигнатурное {знаковое) мо­
делирование, т.е. составляющие обеспечивающей части (ОЧ) АИС.
579 00
МАИС
СТРУКТУРНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ
д
ОЧАИС
1
ио то oprd
Помни о цели!'

I
ОЧАИС Выбор крите­
риев оценки
и формаль­
ных методов
"Используй
то, что
знаешь..."

/ "Не забывай
/ возвращаться
J к системным
/ представлениям!"
^ "Не увлекайся /
перечислением!" "Ищи сходство!"
"Не бойся \ ж
менять
методы!"
\
ио то
МФПС
(^i^J\
ЙШШ
шь +
7 ]1 I М +
{Ф/пТСД/ / • "
Анали^
тичес-
кие, ста-|
тисти-
ческие
модели]
ТЕОРЕТИКО-МНОЖЕСТВЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ
Рис.1
I I I ! - > •
СТРУКТУРНО-
ЛИНПЗИСТИЧЕСКИЕ
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ Структура тезауруса языка моделирования, приведенная на рис. 1, ж:,
включает три уровня:
• уровень первичных терминов (или слов), которые представлены
в виде списков, состоящих из элементов {е^} подмножеств F, ИО, ТО,
ОргО;
• уровень фраз {/^.}, который в этом конкретном языке можно на­
звать уровнем конкретизированных функций (КФ), так как абстракт­
ные функции С, Л/, А*, объединяясь с элементами подмножеств ИО, ТО,
ОргО, конкретизируются применительно к моделируемому процессу;
• уровень предложений {/;^}, отображающий варианты прохожде­
ния информации в исследуемой системе.
Грамматика языка включает правила двух видов:
• преобразования элементов {^.} первого уровня тезауруса в
компоненты [f] второго уровня, которые имеют характер пра­
вил типа «помещения рядом» (конкатенации, сцепления) R^,
• преобразования компонентов {у^.} в предложения {/7^} - пра­
вила типа «условного следования за» Щ^\ правила этого вида ис­
ключают из рассмотрения недопустимые варианты следования
информации.
В результате с помощью языка моделирования разрабатыва­
ется многоуровневая модель, в нашем примере трехуровневая,
если считать уровень исходных множеств нулевым (см. рис. 1, oic).
Осмысление этой модели (на уровне МАИС) приводит к преоб­
разованию структуры: первоначально структура ОЧ формиро­
валась как структура-состав, в которой были представлены виды
обеспечения и их детализация (см. рис. 1, г и ^), а в результате
анализа осознаны структуры функционирования, т.е. варианты
структуры информационных потоков (см. рис. 1, Э1С).
После формирования вариантов следования информации не­
обходимо их оценить. Для этого могут быть приняты также раз­
ные варианты - от содержательной оценки путей сбора и первич­
ной обработки информации (нижний уровень рис. 1, oic) до поиска
алгоритмов последовательного преобразования оценок компо­
нентов предшествующих уровней модели в оценки компонентов
последующих уровней, что осуществляется путем анализа сфор­
мированной графо-семиотической модели.
Варианты оценки модели иллюстрируются рис. 2.
В рассматриваемом примере можно проводить оценку тремя спосо­
бами:
а) на уровне вариантов прохождения информации {/7^,}, что иногда
могут сделать компетентные специалисты в ходе коллективного обсуж-
581 т
Элементы 45^ КФ -K^^V Варианты
{Р/с}
t
lV"{Pfc} --^<^Ы1
Нет
т Критерии .г г , tfy
^ = {и^п } Требования
ЛПР
Элементы
IV'{/;•}
Критерии
ф//
Варианты
~~г~ Нет
1^"W
т W"= {w "} Требования
ЛПР
Элементы
(еД Н5Х1К5Н
lV'{e/}
W= {Wj}
Критерии
Ф/ И/'{/^} Ф//
Варианты
Нет
W"{Pk)
W"= {w."} Требования
ЛПР
Рис.2
582 дения предложенных им вариантов (если число этих вариантов не очень
велико - не более 7 ± 2);
б) на уровне конкретизированных функций (КФ) (/^.} с последующим
преобразованием этих оценок lV{f.} в оценки вариантов WiPf^}',
в) на уровне элементов {е.} с последующим преобразованием оце­
нок W{e.} в оценки РК{/^.}, а их - в оценки W^'{/?^,}.
При втором способе можно выделить на модели «сферы компетент­
ности» и поручить соответствующим специалистам оценку КФ по сфе­
рам; оценки КФ в большинстве случаев также получают экспертно, од­
нако в некоторых случаях они могут быть измерены; этот способ подобен
оценке сетевой модели, и при определении алгоритма преобразования
оценок ф„ можно пользоваться опытом сетевого моделирования (для
большинства критериев оценки алгоритм преобразования - суммиро­
вание, а для критерия надежности передачи или хранения информации,
оцениваемых с помощью вероятностей, алгоритм более сложный).
При третьем способе алгоритмы преобразования ф| могут быть най­
дены путем анализа различных КФ в отношении влияния на их оценку
по тому или иному критерию элементов соответствующего вида. На­
пример, оценка КФ передачи информации по критерию времени t мо­
жет быть получена на основе выяснения, что в структуре КФ влияет на
оценку по t. Если используются технические средства связи, то, зная прин­
ципы передачи информации с их помощью, можно определить v^^ и за­
висимости t = r^Jvj^, где /*3j, - объем передаваемой информации (напри­
мер, измеряемых в числе знаков), т.е. оценка элементов, принадлежащих
подмножеству ИО; v^^ - скорость передачи информации с помощью со­
ответствующего технического средства, т.е. оценка элемента, принадле­
жащего подмножеству ТО. Таким образом, в данном примере на оцен­
ки КФ функций связи «С...» влияют элементы подмножеств ИО и ТО, и
следует предусмотреть оценку этих элементов в исходных списках эле­
ментов. Аналогично можно определить, какие из элементов влияют на
оценки КФ по стоимости, надежности, срокам внедрения и другим учи­
тываемым критериям оценки.
Выбор способа оценки модели зависит от вида графо-семиотичес-
кой модели, а алгоритмы преобразования оценок ф, и ф„ определяются
на основе анализа этой модели. Выбор критериев оценки зависит от выб­
ранного способа оценки модели.
Например, при первых двух способах оценки (на уровне {/;.} и на
уровне {У.}), могут быть приняты такие оценки, как оперативность (вре­
мя), достоверность (вероятность сбоя при передаче информации, оши­
бок при ее обработке и т.п.), трудоемкость, затраты на внедрение, эксп­
луатационные расходы, сроки внедрения и т.д., а при оценке модели на
уровне элементов {е.} - оценки типа г^^^, Vj^ и т.п., на основе которых
могут быть вычислены оценки КФ, или оценки трудоемкости, скорости
заполнения форм или ввода информации и т.п.
583 Способ оценки модели на уровне вариантов {/;^} - экспертный; на
уровне {fj\ для экспертного оценивания могут быть выделены сферы
компетентности и привлечены соответствующие специалисты, знающие
особенности конкретных технических средств и т.п., и, кроме того, на­
ряду с экспертным оцениванием могут быть проведены эксперименты
по той или иной КФ.
Оценки элементов {е.}, необходимые для вычисления оценок соот­
ветствующих КФ, могут быть в большинстве случаев получены из спра­
вочной литературы или измерены.
Рассматриваемую многоуровневую модель в обобщенном
виде можно представить в виде аналитических зависимостей.
Например, для варианта оценок, приведенного на рис. 2, а:
W"\pj,) = optW\pj,)
Pjk e ^k>Pj,k-\ ^ Pk-bPk с 5,P^_, с S
W\pjx)^<^^ {W{ei)}
PjieFi,eieE,PiCzS,E(zS.
Для варианта, приведенного на рис. 1, в:
W"*{Pi„)=optW"{pj„)
т
Pjn = и Pj.fi-\
jn-\=\
I (2)
Pjk = и Pj,k-\
Jk-]=\
Pjk ^^k^Pk^^l Pj,k-\ ^ ^k-\» ^k-\ ^ ^
r
Pj\ = и ^i
Pj\ e /i,/i с Si,ei eE,EcS.
584 Знаком и обозначено любое взаимодействие компонент «ус­
ловное следование за», сложное взаимодействие или просто «по­
мещение рядом»; W^iPi,) - функционал, связывающий критерии
оценки выбираемого решения с компонентами pj^, которые зави­
сят от компонент предыдущего уровня р- ^^ ^ в общем случае /?.
зависят от компонент/7. ^ у; £", ... , Рд.,..., Р^у,..., Р^- множе­
ства смысловыражающих элементов тезауруса языка отображе­
ния задачи; 5. - тезаурус в целом; Ще^, ^^(jPu)^ ^(Pj/)^ ^^(Рр) -
критериальные отображения элементов (компонент) структурных
уровней тезауруса языка моделирования; ф^ ф^', ф"- алгоритмы
преобразования критериальных отображений одного структур­
ного уровня в другой.
В результате получается система алгоритмов, обеспечиваю­
щая возможность автоматизации и соответственно повторяемость
процесса формирования и анализа модели при изменении набо­
ров первичных элементов и их оценок.
Эта система алгоритмов обеспечивает взаимосвязь между ком­
понентами и целями системы (при моделировании потоков ин­
формации по отдельным задачам - между компонентами и этой
задачей), т.е. в результате получается формальная, аналитичес­
кая модель, только представленная не в виде привычных для та­
кого рода моделей формул или уравнений, а в виде алгоритмов в
памяти ЭВМ.
Однако получить такую сложную систему алгоритмов, позво­
ляющую отобразить конкретную ситуацию и выбрать лучшее
решение, практически невозможно без организации направлен­
ной постепенной формализации задачи.
Таким образом, на основе излагаемого подхода рассматри­
ваемую сложную задачу можно поставить как задачу последова­
тельного формирования вариантов с помощью графо-семиоти-
ческого языка моделирования и выбора из них наилучшего путем
постепенного ограничения области допустимых решений: вначале
исключить все /?^., которые не удовлетворяют граничным значе­
ниям учитываемых критериев, затем предложить ЛПР рассмот­
реть оставшиеся варианты, которые могут позволить либо сразу
выбрать из них наиболее предпочтительный, либо ввести весо­
вые коэффициенты критериев, либо исследовать область допус­
тимых решений по Парето.
Можно также добавить новые критерии качественного харак­
тера, не включенные в первоначально выбранный перечень кри­
териев из-за невозможности их количественной оценки.
585 Отметим, что после того, как для какого-то класса задач прой­
дены все этапы постепенной формализации и найдены основы
языка моделирования, можно применять не всю методику, а сра­
зу начинать с подэтапа на рис. 1, oic. Однако в случае, когда нуж­
но поставить задачу для принципиально нового объекта или про­
цесса, полезно при обосновании модели выполнять все подэтапы
постепенной формализации задачи, что позволит обосновать
адекватность модели и принципы разработки языка автоматиза­
ции моделирования и алгоритма оценки модели.
При этом, проходя этапы постепенной формализации, полез­
но учитывать рекомендации типа «используй то, что знаешь», «не
увлекайся перечислением», «не забывай возвращаться к систем­
ным представлениям», «помни о цели», «не бойся менять мето­
ды» и т.п. (что иллюстрируется рис. 1).

Ви переглядаєте статтю (реферат): «ПОСТЕПЕННАЯ ФОРМАЛИЗАЦИЯ МОДЕЛИ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ» з дисципліни «Теорія систем і системний аналіз в управлінні організаціями»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Загальна характеристика стільникової мережі зв’язку
Аудит податків. Мета і завдання аудиту
ТОВАРНА ПОЛІТИКА ПІДПРИЄМСТВА
Врахування забезпечення при визначенні чистого кредитного ризику
Технічні засоби для об’єднання локальних мереж: мости, комутатори...


Категорія: Теорія систем і системний аналіз в управлінні організаціями | Додав: koljan (26.10.2011)
Переглядів: 1452 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП