Информационная модель маркетинга изделий слокной техники и оборудования
При решении вопроса о целесообразности разработки проектов изделий сложной техники и оборудования (ИСТиО), в том числе таких изделий, как станки с числовым про граммным управлением (ЧПУ), гибкие автоматические линии (ГАЛ) и т.п., можно провести оценку их значимости и конкурен тоспособности на рынке ИСТиО. Для решения этой проблемы нужна методика выбора проекта ИСТиО, в которой наряду с оценкой окупаемости, коммерческой и бюджетной эффективно сти учитываются интересы предприятия-заказчика, интересы ин дивидуальных заказчиков, гибкость проекта, предусматривается анализ состояния рынка. Для анализа сегментов рынка с учетом взаимного влияния изделий сложной техники могут быть использованы информаци онные модели [1, 5, 6], базирующиеся на оценке значимости Н (ценности, «цены», но не в стоимостном, а в информационном смысле) товара и на более полной оценке, учитывающей количе ство ИСТиО на рынке - оценке содержания рынка С = У х Я, где J - информация о количестве ИСТиО на рынке, измеряемая в от носительных единицах, т.е. J. = Л. / АЛ., где АЛ. - минимальное количество ИСТиО /-го вида, интересующее покупателя, кото рое определяет единицу измерения Л.; Я. == J. I п., где и. - объем поставок по /-му виду ИСТиО. Рыночная ситуация без учета количества ИСТиО на рынке в конкретный момент может быть описана совокупностью зависи мостей типа Н. -f{H.j, Я.., ...), отражающей взаимосвязь и взаи мозависимость всех элементов информационной модели: ^nl "^/(^21^ ^ 2 2 ' ^23)» (^) ^пЗ " " / ( ^ З Ь ^ 3 2 ' ^33)• Для данного приложения составляющие модели могут быть интерпретированы следующим образом: Я. - значимость (сущ ность) /-ГО ИСТиО на рынке (пространстве их возможного сбы та), т.е. ценность («цена») этих проектов; N.. - собственная зна чимость (ценность) /-ГО ИСТиО при отсутствии на рынке других * Пример подготовлен аспиранткой М.С. Соколовой в 1997 г. Исполь зован ее термин - ИСТиО, но подход пригоден для любых сложных техни ческих комплексов (СТК). 463 изделий сложной техники, влияющих на их ценность; Н - изме нение ценности /-Г0 изделия сложной техники при наличии на рынке у-го изделия сложной техники. В модели можно принимать разные усреднения. Выбрав про стейшее из них (см. Информационный подход к анализу систел1), т.е. при у - \, имеем: Я) = J\lnxx ± ^ / ^ , 2 ± ^/з/^1з ± - ; ^2 = J\lri2\ ± ^2/'^22 ± «^3/^23 - '" ' ^^^ Яз = ^i//731 ± -^2/^32 ± «^З/'^ЗЗ ± - • Можно получить и более развернутую информационную мо дель с учетом кинематики и динамики рынка: ±L^^(P-Jxld? ± 112^^2/^/2 ±,..., Я2 ^ J\ln2\±J2f^Tl'^'-^'^l\dJ\fdt± ±l22dJ2ldt ± L2xd'-J^/dt^ ± /^22^2 ^2/^/^±,..., Hi = Ji I щ^ ± Jj I пу ±... ± XiidJi I dt ± TydJ j/dt ± ±L^;d'^J^Idp- ± L^jd'^JjIdt'^t,..., ,^. ±x,adJ2ldt±...±t„,„, dJ„Jdt± ±L^,xd^J^ldt^± L„ad^J2ldp-±...± L„,„, d^J„,/dt^. В модели можно учесть и количество изделий на рынке ИСТиО: ±т,2 J{ dJ2/dt ±L^\J{ d'^J^/dt'^ ± Li2 J( d'^J2ldp- ±, ... , Q = ^2-^1 /^21 ± j\ln22 ± ...± 1:21 ^2' ^-^1 /^^ ± ^22 -^1 dJ2ldt ± ± L21 ^2 d^Ji /dt^ ± L22 J{ d'^J2 ldp-±, ... , 464 Q = Jf 1пц ± J jJj'"ii ± - i Ч j'idJildt ± Ту JI dJ jidt ± ± 4- J,' (/^J, /Л^ ± Ly J,' j V y /й',^ ±, ... , (10) Cm = Л/|/«ш1±Л»'^2/"/н2± -^Jllnmm ± "^ш! Jm dJ\dt± ±X„aJm dJ2ldt± ... ± /„,„, J„,' ^y „, /Л± /.„,, y„,' fl'Vi Idt^ ± £,2 Л,' ^^.^2 Idt^ ± 2 2 ...± L,„„j d J„Jdt , где 7,, y^, ... , 7., ... - информация об объеме ИСТиО /-го вида на рынке, измеряемая в относительных единицах с учетом ми нимально интересующего ЛПР объема ИСТиО А/1., т.е. Jг^А/ЬА. (это необходимо для совмещения в од ной модели ИСТиО различного вида, измеряемых в различных единицах и с разной точностью: до еди ниц, десятков, сотен, тысяч и т.п.; Ь,А. определяет единицу измерения и выбирается ЛПР); п.. - объем поставок ИСТиО соответствующего вида; п.. - объем поставок ИСТиО /-го вида при наличии на рынке ИСТиО у-го вида; УД J'.' - отражают динамику изменения J. для ИСТиО /-го вида; т.. - минимальное время реакции рынка на новый вид ИСТиО при отсутствии изменений спроса на иные ИСТиО; X.. - то же при наличии изменений спроса на единицу про дукции у-го вида; L..^ - квадрат минимального времени изменения спроса на единицу продукции /-го вида; L.. - то же при наличии изменений спроса на продукцию у-го вида; dJ./dt и cPj./dt^ - скорость и ускорение изменения соответствующих С^ Рассмотренная модель позволяет исследовать значимость ис следуемого изделия на рынке по сравнению с аналогичными или заменяющими его. С помощью модели вначале оценивается У. с учетом выбора А^.и /7..при выполнении условия Ъг... Затем оценивается взаим ное влияние посредством расширения объема рынка п..\ при этом 465 /7.. добавляется к //.., а знак «+» или «-» в (8) - (10) зависит от того, является ли у-й вид ИСТиО дополнительным к у-му, т.е. сопут ствующим товаром или, напротив, конкурирующим.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Информационная модель маркетинга изделий слокной техники и оборудования» з дисципліни «Теорія систем і системний аналіз в управлінні організаціями»