ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Менеджмент » Теорія систем і системний аналіз в управлінні організаціями

МЕТОДЫ ВЫРАБОТКИ КОЛЛЕКТИВНЫХ РЕШЕНИЙ
Методы групповых дискуссий являются средством приобще­
ния руководителей к выработке коллективного стиля руковод­
ства, повышают мотивацию и вовлеченность участников в реше­
ние обсуждаемых проблем. Ситуация групповой дискуссии
стимулирует глубинное ассоциативное мышление, заставляет уча­
стников высказывать то, что они не формулируют в своих усло­
виях. Этому благоприятствует эмоциональная атмосфера интел­
лектуального соперничества, складывающегося в ходе дискуссии.
Метод анализа конкретных ситуаций (АКС) разработан в
20-х гг. XX в. Гарвардской школе бизнеса (США). Принято вы­
делять три основных типа ситуаций: стандартные, критические,
экстремальные. Для обучения руководителей наибольший инте­
рес представляют стандартные (повторяющиеся) ситуации, так
как в совокупности именно они отнимают время у руководителя
и создают большую проблему руководства, нежели экстремаль­
ные ситуации.
Под конкретной ситуацией понимается событие, в котором
интересы участников противоречивы (конфликт) или вступили в
противоречие с окружающей средой.
438 Как правило, это нежелательные нарушения или отклонения
в социальных, экономических, организационных, производствен­
ных и технологических процессах. С этой точки зрения ситуация
характеризуется увеличением социальной напряженности, про­
явлением эмоций, изменением режимов, повышением затрат, сни­
жением эффективности деятельности. Наиболее характерные чер­
ты ситуации - неопределенность, непредсказуемость ее появления.
АКС проходит в несколько этапов.
1. Введение в изучаемую ситуацию и стоящую за ней проблему.
2. Постановка задачи - разбиение экспертов на группы, по­
лучение описания ситуации, время работы и т.д.
3. Групповая работа над поиском вариантов решения.
4. Групповая дискуссия. Представители подгрупп поочеред­
но выступают с сообщением о результатах работы, обосновыва­
ют предлагаемый вариант решения. После выступления предста­
вителей подгрупп начинается общая дискуссия: обсуждение точек
зрения и решений, оценка результатов анализа, формирование
единого подхода к решению подобного рода проблем, выбор
наилучшего решения в данной ситуации.
Балинтова сессия. Часто изложение кому-либо сложной про­
блемы помогает кристаллизации мыслей и приближает к реше­
нию этой проблемы. Когда человек находит нужные слова,
чтобы просто изложить проблему, он может найти и простое ре­
шение, которое до этого ускользало от него из-за обилия всякого
рода деталей. А если собеседник к тому же разбирается в постав­
ленной проблеме и может задавать уточняющие вопросы и пред­
лагать какие-нибудь пути ее решения (пусть даже спорные), то
это помогает лучше разобраться в данной проблеме, взглянуть
на нее с новой стороны.
Именно на этом принципе основан описываемый метод кол­
лективного принятия решения, в свое время апробированный ан­
глийскими врачами Балинтами, создавшими постоянный семи­
нар по обсуждению проблем участников.
При проведении балинтовой сессии можно выделить три ос­
новных этапа:
• на первом этапе из группы экспертов выбирается человек, у
которого есть требующая разрешения проблема. Этот человек
коротко, но в то же время достаточно полно излагает суть своей
проблемы группе;
439 • на втором этапе члены группы поочередно задают этому че­
ловеку вопросы по рассматриваемой проблеме и получают на них
подробные ответы. Данная процедура продолжается по кругу до
тех пор, пока не иссякнут все вопросы. Тот, у кого нет вопросов,
может пропустить свою очередь, а если вопросы появятся позднее,
то он имеет право опять включиться в обсуждение;
• на третьем этапе все члены группы излагают свои варианты
и пути решения поставленной проблемы, дают советы и рекомен­
дации.
В заключение тот человек, чья проблема подверглась обсуж­
дению, благодарит всех членов группы, отмечает, что нового и
полезного он вынес из этого обсуждения.
При этом необходимо отметить, что здесь не ставилась цель
сразу найти оптимальное решение проблемы (как правило, это
не удается). Главная цель - помочь человеку глубже вникнуть в
эту проблему (как-то по-новому взглянуть на нее), привести в
порядок свои мысли. Обсуждение может послужить толчком для
решения, которое придет в голову позднее.
Следует также отметить, что данный метод может быть наи­
более полезен для решения проблем молодых руководителей, не
имеющих еще большого опыта практической работы.
Таким образом, цель балинтовой группы - воссоздать более
широкую картину проблемы, найти нетрадиционные пути ее ре­
шения.
Сессия балинтовой группы выглядит в целом следующим об­
разом.
1. Каждый из участников в порядке очереди докладывает свою
проблему.
2. Выбирается проблема для обсуждения.
3. Поочередно задаются вопросы.
4. Вносятся предложения, рекомендации.
5. Делаются обобщения и выводы.
Мозговой штурм (МШ) - один из этапов принятия управлен­
ческого решения, являющийся весьма распространенной и эффек­
тивной формой при разработке альтернативных вариантов ре­
шения обсуждаемой проблемы. Этот метод называют также
методом мозговой атаки, и в силу его важности и распространен­
ности он характеризуется более подробно в отдельной статье (см.
Мозговая атака).
440 Свободная дискуссия. В свободной дискуссии вырабатывается
умение руководить ее проведением, а также доказывать свое мне­
ние и прислушиваться к мнению других участников.
Метод «635» хорошо комбинируется с другими методами,
например с методом «мозговой атаки» (см.), и используется при
конкретизации высказываемых идей или при поиске вариантов
решения проблемы. Важным условием применения этого метода
является то, что обмен информацией между членами группы раз­
решается только в письменном виде. Представляемые в письмен­
ной форме идеи отличаются большей обоснованностью и четко­
стью, чем устно высказанные идеи.
На первом этапе каждый из шести членов группы записывает
основные идеи для решения поставленной проблемы. Для этой
цели, а также во избежание пространного описания идей разра­
ботан бланк.
На втором этапе основные идеи (6x3 = 18) по очереди посту­
пают к членам коллектива, каждый из которых дополняет их еще
тремя мыслями, касающимися решения поставленной проблемы.
После прохождения всех этих шести участков бланк содержит 108
идей.
Основные условия применения метода «635» следующие:
• обеспечение неоднородности состава группы;
• формулирование проблемы до начала работы группы, что
является задачей руководителя или подготовительной группы
«мозговой атаки»;
• сообщение проблемы членам группы за 2-3 дня до начала
работы, чтобы в полной мере могли быть использованы возмож­
ности «инкубационного» периода;
• запрещение устного обмена информацией между членами
группы;
• стимулирование импровизации (активности) членов груп­
пы посредством строгого соблюдения намеченных сроков.
На основе практического применения данного метода можно
сделать следующие выводы:
• метод «635» хорошо комбинируется с другими методами,
например с методом «мозговой атаки», при конкретизации выс­
казываемых идей, поиске вариантов решения проблемы;
• основные и дополнительные идеи в отдельных случаях мо­
гут быть представлены в виде рисунков;
441 • данный метод применим в условиях, когда члены группы
территориально разобщены, хотя в этом случае возрастают зат­
раты времени и снижается творческий накал;
• качественная оценка работы группы дается на основе неза­
полненных рубрик бланка, а не на основе числа ответов и выска­
занных идей;
• представленные в письменной форме идеи отличаются боль­
шей обоснованностью и четкостью, чем устно высказанные идеи,
хотя зачастую первые бывают и менее оригинальными;
• обязательность письменного изложения идей не позволяет
членам группы даже временно оставаться пассивными.
Метод «метаплаи». Данный метод соединяет в себе преиму­
щества метода «мозговой атаки», а также положительные черты
визуального наблюдения.
Методологические характеристики рассматриваемого мето­
да следующие:
• работа членов группы стимулируется постепенно увеличи­
вающейся и наглядно представленной информацией;
• вследствие визуального наблюдения идей исключается возмож­
ность ошибок, которые обычно могут возникать при запоминании
слуховой информации, исключается недоучет отдельных идей;
• концепция решения проблемы формируется посредством
объединения в систему информации, полученной в процессе вы­
явления проблемы, а также высказанных идей;
• при проведении отдельных операций метода в отношении
общего срока его реализации и продолжительности отдельных
операций соблюдается строгая программность.
Шаги реализации метода.
1. Дается поручение группе выявить проблему, составить кар­
ту потерь. Члены группы, отвечая на вопросы: «В чем состоят
потери?», «Что собой представляют мобилизуемые резервы?»,
заполняют разноцветные карточки.
Преимущества подобной регистрации идей состоят в следу­
ющем:
• продолжительность представления идей сокращается вслед­
ствие одновременного заполнения всех карточек;
• различные идеи, рекомендации могут быть просто сгруппи­
рованы и перегруппированы на обобщенном табло;
• разные цвета карточек и записей позволяют облегчить ра­
боту по систематизации;
442 • сама форма карточек заставляет формулировать ответы в
сжатом виде;
• принцип «на одной карточке один ответ» облегчает работу
по составлению плана мероприятий по решению проблемы.
Карточки с ответами поступают на обобщенное табло, раз­
мер которого составляет примерно 1,6x4 м. На нем свободно раз­
мещаются 6-7 карточек каждого из 15 человек группы, т.е. всего
100-120 ответов, что обеспечивает хороший их обзор.
2. Карточки с ответами систематизируются в «банк» инфор­
мации.
Выявленные потери и резервы классифицируются в груп­
пы с короткими и длительными сроками реализации, в рамках
групп выделяются подгруппы в зависимости от требуемых ма­
териально-технических, трудовых, организационных и иных
предпосылок.
Метод «за - против». При подготовке метода голосования
«за - против» группа определяет варианты решения проблемы и
представляет их в схематичном виде так, чтобы основные ха­
рактеристики могли наблюдаться всеми членами группы одно­
временно. На заседании жюри каждый его член выбирает из мно­
жества вариантов необходимые путем балльной их оценки. К
каждому обсуждаемому варианту необходимо прикрепить по два
представителя концепции «за» (т.е. «защитников», положитель­
но, характеризующих вариант) и столько же представителей кон­
цепции «против» (т.е. отвергающих его).
I э т а п . Представители концепции «за» и «против» по очере­
ди получают слово и в сжатом виде приводят свои аргументы,
которые ассистентами жюри фиксируются на «табло доводов», с
тем чтобы все члены жюри одновременно имели общее представ­
ление о всей совокупности доводов. Предположрттельность пер­
вого этапа - 10...15 мин.
II э т а п . Представители концепции «за» и «против» меняют­
ся ролями и приводят дополнительные доводы «за» и «против»
рассматриваемых вариантов, фиксируемые на табло.
III э т а п . Жюри обсуждает все доводы и при необходимости
дополняет их.
IV э т а п . Жюри делится на подгруппы по 4-6 человек, зада­
чей которых являются обработка и совершенствование (незави­
симо друг от друга) принятых вариантов. Подгруппы стремятся
дополнить, усовершенствовать один и тот же вариант разными
способами (метод «мозговой атаки», «635»).
443 Метод Дельбека включает следующие этапы:
• определение проблемы;
• выявление факторов, способствующих и препятствующих
достижению цели, и взаимосвязей между ними;
• разработка вариантов решения проблемы;
• выбор наиболее совершенного варианта.
Для успешного применения рассматриваемого метода необ­
ходимо, чтобы были выполнены следующие условия:
• члены группы заинтересованы в решении проблемы;
• решаемая проблема не превосходит возможностей группы
и тем самым не способствует пассивности отдельных ее членов,
равно как и не сводится к незначительной, или простой, задаче,
решение которой не требует творческого подхода;
• идеи, поданные членами группы, оцениваются только на эта­
пе качественной оценки.
В процессе применения метода Дельбека выделяют следующие фазы:
1) члены группы описывают независимо друг от друга короткими
предложениями фактическую ситуацию (максимально требуемое время
- 15 мин.);
2) члены группы отбирают наиболее характерные предложения, за­
читывают их;
3) визуально документируя (на доске, бумаге, экране) предложения,
число которых соответствует числу членов группы, фиксируют число
идентичных предложений;
4) процедура повторяется до тех пор, пока число отличающихся
предложений не будет сведено к нулю или к минимуму;
5) синтезируются предложения, выражающие мнение коллектива, и
тем самым определяется фактически сложившаяся ситуация;
6) члены группы описывают желаемое (достижимое) положение ве­
щей, определяют критерии таким образом, как это отмечено в п. 1;
7) после чтения написанного следует дискуссия примерно 20 мин.,
цель которой заключается в подготовке к выбору предложения, наибо­
лее полно отражающего достижимую ситуацию. Время выступления
каждого участника ограничено и равновелико;
8) после дискуссии каждый член группы записывает три предложе­
ния, располагая их по степени важности;
9) поставленной цели соответствует предложение, с которым согла­
шается большинство участников (оно определяется путем составления
матрицы предложений или простым голосованием);
10) составляется список факторов, препятствующих достижению
цели, в соответствии с п. 7-9, т.е. посредством письменной регистрации
идей, коллективного их обсуждения и голосования;
444 11) определяются факторы, способствующие достижению цели (ана­
логичным образом);
12) составляется план реализации предложения, содержащий те обя­
зательные меры, которые необходимы для элиминирования негативных
факторов и полного проявления действия позитивных факторов. Опре­
деляются лица, участвующие в процессе реорганизации. Правила рабо­
ты при этом не меняются.
Недостатком метода Дельбека следует признать неизменность
методов коллективного труда во всех фазах процесса рациона­
лизации. Многократное повторение действий (причем в неизмен­
ной форме) может снизить активность членов группы.
Рекомендуемые области применения:
• решение задач, требующих знаний в различных областях;
• сбор информации и контроль ее содержания;
• составление прогнозов;
• выявление многосторонности и взаимосвязанности сложных
задач.
Метод ролей. Этот метод может быть использован:
• для сбора данных, доказывающих правильность выбранной
концепции;
• для предварительного ознакомления с контраргументами,
которые могут возникнуть в процессе утверждения конкретного
варианта решения проблемы и которые необходимо опроверг­
нуть;
• для использования перечисленных данных и аргументов в
целях совершенствования избранной концепции.
На подготовительном этапе задачей группы выступает выяв­
ление конфликтных ситуаций. Из состава группы выбираются
наиболее подходящие партнеры для имитации данной конфлик­
тной ситуации, так как она получила бы, по их мнению, развитие
в действительной жизни. Подготовка к роли занимает 20-30 мин.
Если возникает необходимость в создании соответствующего
фона, то группа делится на подгруппы, выполняющие роль кон­
сультантов при подготовке участников «игры» для исполнения
той или иной роли.
Время «игры» составляет 15-20 мин. Исполнители ролей обо­
сновывают свои точки зрения объективными данными, доказа­
тельствами, опровергают контраргументы противника. В прото­
коле фиксируются в форме «тезисы - антитезисы» все доводы,
доказательства, включая также и такие, которые связаны с эмо­
циями или являются результатом риторических приемов.
445 в процессе «игры» как ее участники, так и члены группы по­
лучают живое, жизненное представление о создавшейся ситуации
и о возникшей проблеме, о ее личностных и материально-веще­
ственных факторах и предпосылках, о тенденциях возможного
развития и решения. Накопленный в процессе «игры» опыт фор­
мируется в виде конкретных тезисов, которые обсуждаются и
оцениваются всеми участниками группы.
При этом ставятся следующие вопросы-тесты.
1. Каковы для контрпартнера наиболее неприятные доводы,
вопросы и возражения?
2. Какие доводы, возражения и вопросы остались без ответа
или не были опровергнуты?
3. Какие доводы и рекомендации являются наилучшими?
4. Какие принципиально новые доводы, рекомендации тре­
буют повторного осмысления?
5. Какие доводы должны быть соединены, связаны, чтобы они
дополняли и усиливали друг друга?
6. Какое особое поведение, отличающееся от обычного, про­
явили участники в процессе «игры»?
Выбранные в качестве полезных и многообещающих доводы
и рекомендации подробно детализируются и развиваются специ­
ально созданными подгруппами.
С использование этого метода можно воспроизводить различ­
ные хозяйственные ситуации, которые связаны с выполнением
договорных обязательств, соблюдением платежной дисциплины
и т.д.
Метод ролей комбинируется с деловыми играми, т.е. группо­
вой имитацией выработки управленческих решений по заданным
правилам в искусственно созданной проблемной ситуации.
Эти методы имеют важное значение для обучения специалис­
тов и руководителей навыкам проработки различного рода нестан­
дартных проблем производственной жизни, для решения реальных
проблем, накопившихся или вновь возникших в управленческой
практике предприятий.
Блочные методы. Вариантами данных методов являются ме­
тод блока дискуссий и метод блока вопросов,
В рамках первого из указанных вариантов ведется дискуссия
между 2-6 участниками перед аудиторией из 20-25 человек (ко­
торые должны быть активизированы в результате споров) по
446 определенной проблеме, причем однозначное определение про­
блемы не выдвигается в качестве обязательного условия. Высту­
пающие не придерживаются строгой формы выступления, свои
мнения они выражают в сжатой форме и быстро; дополняются
предложения таким же образом. Впоследствии подключается в
дискуссию и вся аудитория.
Метод блока дискуссий может быть рекомендован:
• когда имеются надлежащим образом подготовленные, ин­
формированные и имеющие опыт коллективной работы («игры»)
партнеры-спорщики;
• если задача заключается: а) в сосредоточении внимания ауди­
тории на проблеме осознания ее важности; б) в активизащп! чле­
нов группы для решения проблемы, началом которого в данном
случае служит дискуссия; в) в ознакомлении с противоположны­
ми мнениями и точками зрения.
Второй вариант (метод блока вопросов) методически похож
на первый. Задачей опрашивающих является получение ответов
на такие вопросы, которыми интересуются члены группы. Опра­
шиваемые обсуждают поставленный вопрос в присутствии груп­
пы, определяют список, очередность возможных ответов. По за­
вершении дискуссии группа оценивает важность (реальность,
актуальность) заданных вопросов и поступивших ответов при
помощи матрицы предпочтений.
Дискуссия с разделением интеллектуальных функций. Эта фор­
ма выработки и принятия управленческих решений предусмат­
ривает разделение функций по генерации, развитию, обсуждению,
критике и конкретной разработке идей между различными груп­
пами участников.
Группа «генераторов» организует мозговой штурм, стараясь
выдвинуть максимальное число идей по решению данной про­
блемы.
Группа «эрудитов» развивает выдвинутые идеи в духе новей­
ших достижений науки и техники.
Группа «экспертов» подвергает предложенные идеи критичес­
кому анализу, может отвергнуть некоторые идеи или вернуть их
на доработку «эрудитам» и «генераторам».
В задачу «рабочей группы» входят окончательная редакция
выдвинутых предложений, выработка плана мероприятий по их
реализации.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «МЕТОДЫ ВЫРАБОТКИ КОЛЛЕКТИВНЫХ РЕШЕНИЙ» з дисципліни «Теорія систем і системний аналіз в управлінні організаціями»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Джерела формування власного капіталу
Форми безготівкових розрахунків
Аудит вилученого капіталу
БАНКИ ЯК ПРОВІДНІ СУБ’ЄКТИ ФІНАНСОВОГО ПОСЕРЕДНИЦТВА. ФУНКЦІЇ БАН...
ЗАГАЛЬНІ ПОЛОЖЕННЯ ПРОЕКТУВАННЯ


Категорія: Теорія систем і системний аналіз в управлінні організаціями | Додав: koljan (20.10.2011)
Переглядів: 1984 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП