ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Менеджмент » Теорія систем і системний аналіз в управлінні організаціями

Практическое применение ГИС: решение задачи коммивояжера
Известна классическая задача исследования операций, которая в
различных модификациях решается для оптимизации процессов
119 в логистике, при сплошном обследовании населенных пунктов в
каком-либо регионе в связи с экономическими, экологическими или
медицинскими проблемами, а также в зонах чрезвычайных ситуа­
ций. Она получила название «задачи коммивояжера».
Рассмотрим две практические разновидности этой задачи,
решение которых невозможно без применения ГИС.
П р и м е р 2. Постановка задачи коммивояжера с привязкой к до­
рожной сети. В регионе с развитой сетью дорог имеются:
• множество М населенных пунктов;
• множество N перекрестков (развилок) вне населенных пулктов;
• множество К участков дорог.
Участком дороги назовем дорогу от пункта А до пункта Б, причем Л,
Б - это населенный пункт или перекресток.
Необходимо составить такой маршрут посещения населенных пун­
ктов, чтобы длина маршрута, включая суммарные повторные пробеги
по участкам дорог, была минимальной.
В данной постановке учитывается то обстоятельство, что из-за ко­
нечных возможностей дорожной сети возникают повторные посещения
населенных пунктов и возвраты к перекресткам (развилкам) дорог. Одна­
ко не существует метода, который сразу мог бы привести к оптимально­
му маршруту при такой постановке: любой метод, включая алгоритмы
динамического программирования, дает тупиковые псевдооптимальные
решения, из которых методом перебора нужно отыскать наилучший. При­
чем нет гарантии, что найден весь набор решений, среди которых есть и
оптимальное.
Поэтому если есть компьютер большой мощности и есть время для
ожидания результата (оно может быть довольно большим), то на ком­
пьютере реализуется алгоритм полного «тупого» перебора вариантов.
Но «тупой» перебор не имеет универсального алгоритма. Поэтому
необходимо написать довольно сложную расчетную программу, учиты­
вающую правила движения по данному региону.
П р и м е р 3. Постановка задачи коммивояжера для выполнения вер­
толетных работ. В регионе имеется множество Л/ населенных пунктов.
Необходимо составить такой алгоритм посещения этих пунктов, кото­
рый удовлетворял бы следующим требованиям:
• каждый пункт необходимо посетить только один раз;
• длина маршрута должна быть минимальной;
• при определении отрезков маршрута учитывается, что поверх­
ность Земли - эллипсоид;
• на маршруте могут работать один или два вертолета (если два -
то они движутся навстречу один другому).
120 Известен «алгоритм двух вертолетов», который подходит для прак­
тического использования как для действий с привязкой к dopojtciiou сети,
так и вертолетных работ, а по качеству решений может уступить толь­
ко «тупому» перебору, так как в этом случае нет гарантии того, что сре­
ди набора псевдооптимальных решений имеется расписание движения
по оптимальному маршруту.
Введем два определения и сформулируем одну теорему (без доказа­
тельства). Предположим, что нужно составить полетное расписание для
вертолета, который вылетает из Санкт-Петербурга в Москву, причем он
должен пролететь по кратчайшему маршруту над одиннадцатью промежу­
точными населенными пунктами (см. табл). Траектория маршрута показа­
на на рис. 4.
Плавск
Рис. 4
Определение L Под корректировкой понимается такое исправление
маршрута следования, которое приводит к его сокращению без исклю­
чения каких-либо населенных пунктов из маршрутного расписания.
Корректировка выполняется на основе графической траектории движе­
ния, изображенной на карте, и с использованием опыта руководителя
движения.
121 На рис. 4 пунктирным контуром 1 выделен неоптимальный участок,
где установлен следующий порядок движения (полета):
Рига-^Вильнюс->Балтийск—>Минск.
Корректировка, проведенная экипажем, заключается в изменении
порядка посещения (пролета). Оптимальным будет (это заметно на ри­
сунке) маршрут: Рига-^Балтийск^Вильнюс-^Минск.
Определение 2. Петлей называется траектория движения по маршру­
ту, имеющая замкнутый контур из ломаных линий, причем один угол
такого контура находится вне перекрестка или населенного пункта.
На рис. 4 пунктирным контуром 2 выделен участок, имеющий ха­
рактерную петлю. Точка А (угол Пинск-А-Хойники на пересечении тра­
екторий Минск—>Хойники и Пинск—>Новозыбков) действительно нахо­
дится за пределами населенных пунктов, через которые проходит
маршрут.
Теорема (без доказательства). Независимо от метода, с по­
мощью которого определяется минимальный маршрут коммивоя-
э/сера, необходимым условием оптимизации пути является отсут­
ствие петель в траектории.
Исходя из этой теоремы, участок маршрута внутри контура 2 на
рис. 4 неоптимален. На нем установлен порядок:
Минск—>Хойники^Киев-^Пинск->Новозыбков.
После корректировки порядок изменится, а длина траектории умень­
шится:
Минск—>Пинск->Киев-^Хойники-^Новозыбков.
В результате двух выполненных корректировок из исходного (псев­
дооптимального) полетного расписания получено расписание полета по
оптимальному маршруту (см. таблицу).

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Практическое применение ГИС: решение задачи коммивояжера» з дисципліни «Теорія систем і системний аналіз в управлінні організаціями»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: ШВИДКІСТЬ ОБІГУ ГРОШЕЙ
Особливості фондового ринку України
Спростована теорія Ейнштейна
Аудит реалізації доходів і витрат діяльності та формування фінанс...
Загальна характеристика стільникової мережі зв’язку


Категорія: Теорія систем і системний аналіз в управлінні організаціями | Додав: koljan (20.10.2011)
Переглядів: 773 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП