В истории становления информационных систем относитель но независимо развивались несколько направлений. Вначале, ког да появилась возможность обработки информации с помощью ЭВМ, был распространен термин системы обработки данных - СОД (см). Термин СОД широко использовался при разработке систем радиоуправления ракетами и другими космическими объектами, при создании информационных систем сбора и обработки стати стической информации о состоянии атмосферы и т.п. По мере увеличения памяти ЭВМ основное внимание стали уделять проблемам организации баз данных (БД). Это направле ние сохраняет определенную самостоятельность и в настоящее время занимается в основном разработкой и освоением средств технической и программной реализации обработки данных с по мощью вычислительных машин разного рода. Для сохранения этого направления по мере его развития по явились термины «базы знаний», «базы целей», позволяющие расширить толкование проблемы собственно создания и обра ботки баз данных до задач, которые ставятся в дальнейшем при разработке информационных систем. Начиная с 60-х гг. XX в. в истории развития информационных систем в нашей стране относительно независимо сформировались два направления: 1) разработка автоматизированных информаци онных систем - АСУ (см.) как первой очереди автоматизирован ных систем управления (АСУ) (см.); 2) разработка автоматизиро ванных систем научно-технической информации - АСНТИ (см.). Работы по их созданию начались практически одновременно. П е р в о е н а п р а в л е н и е - разработка АИС и АСУ - было инициировано научно-техническим прогрессом и возникшими в связи с этим проблемами организационного управления. 46 Зарубежная практика шла по пути разработки отдельных про граммных процедур для бухгалтерских, материально-складских систем и т.п., и основные работы проводились в направлении ис следования и совершенствования возможностей вычислительной техники, разработки средств, обеспечивающих наиболее рацио нальную организацию информационных массивов, удобный для пользователя интерфейс, наращивание памяти ЭВМ и т.п. В нашей стране проблема обеспечения информацией управ ленческих работников была поставлена сразу системно. Была разработана классификация АСУ, ориентированная на разные уровни управления предприятием и отраслями (см. Автоматизи рованная система управления). Для управления разработками автоматизированных систем были подготовлены соответствующие руководящие методичес кие материалы [11], в которых АСУ трактовалась как развиваю щаяся система и вводилось понятие очереди. АСУ первой очере ди разрабатывались как информационная система (АИС), а по мере осознания сложности проблемы разработки АСУ и после дующие очереди иногда создавались как развитие АИС. АИС создавались как фактографические информационно-по исковые системы с предоставлением информации пользователям в виде регламентированных форм, в которых фактографическая информация группировалась в соответствии с решаемыми на ее основе прикладными задачами. В большинстве случаев ввод (как и вывод) информации в целях удобства сбора данных осуществлялся с помощью предварительно заполняемых форм документов. И теоретически АИС можно считать документально-фактографическими ИПС. Однако, как правило, эта терминология в практике разработки АИС не использовалась. В т о р о е н а п р а в л е н и е - разработка автоматизирован ной системы научно-технической информации - было иницииро вано пониманием возрастания роли информации во всех сферах деятельности. Зарубежные работы в этой области первоначально проводи лись в форме создания разрозненных локальных центров сбора и анализа информации (см. Интегральные системы научно-техничес кой информации), а в последующем стала наблюдаться тенденция к их объединению, по крайней мере в рамках одной отрасли. В нашей стране задача обеспечения производственной, науч но-исследовательской и управленческой деятельности научно-тех- 47 нической информацией сразу, как и при создании АСУ, была по ставлена системно. Были подготовлены и утверждены Техническое задание [13] и Единый порядок [6] разработки общегосударственной автома тизированной системы научно-технической информации (АСНТИ), в структуре которой предусматривались общегосударственные, отраслевые и региональные органы НТИ, отделы или бюро на учно-технической информации (ОНТИ, БТИ) на предприятиях, в научно-исследовательских институтах и в других организациях. Благодаря возросшим возможностям вычислительной техни ки, особенно в результате появления персональных ЭВМ, рас смотренные направления сближаются. По мере роста объемов и усложнения структуры массивов ЛИС возникает необходимость в заимствовании понятий теории информационного поиска, раз работанной ранее для систем НТИ. В свою очередь, решению проблемы разработки информационно-поискового языка (ИПЯ) с высокими смысловыражающими возможностями может помочь структуризация, которая всегда была основой классификации и кодирования фактографической информации, а при разработке АСНТИ полезны понятия функциональной и обеспечивающей частей, введенные в нормативных документах по разработке АИС и АСУ. Кроме того, для управления современными предприяти ями и организациями необходим спектр информации разного вида и назначения - от фактографической до документальной. Работы по созданию централизованных АСУ и АСНТИ были приостановлены в связи с преобразованиями 1990-1991 гг. И ка кое-то время в основном создавались локальные информацион ные системы и базы данных в различных фирмах, страницы до кументальной и фактографической информации в сети Интернет. Но затем происходит постепенная адаптация к новым экономи ческим условиям. В частности, информационные ресурсы и неко торые принципы организации ГСНТИ сохранились в системе, ко торую в настоящее время условно называют российской ГСНТИ - РГСНТИ. При переходе к рыночной экономике, к правовому государству возрастает роль новых видов информации - нормативно-правовой и нормативно-методической, регламентирующих деятельность пред приятий при предоставлении им большей самостоятельности, для чего разрабатываются системы нормативно-методического обеспе- 48 чения управления (СНМОУ) и их автоматизированный вариант - АСНМОУ (см. Автоматизированная система нормативно-методи ческого обеспечения управления). Учитывая важную роль нормативно-правовой информации при внедрении рыночных принципов управления экономикой, создаются автоматизированные системы нормативно-правовой документации (АС НПД) разного рода и назначения (типа сис тем «Консультант», «Кодекс», «Гарант» и т.п.). Появился широкий спектр специализированных автоматизи рованных информационных систем на основе персональных ЭВМ. в их числе экономические информационные системы (ЭИС), бухгалтерские информационные системы (БУИС), банковские информационные системы (БИС), информационные системы рынка ценных бумаг, маркетинговые ИС (МИС) и т.п. Пока еще не существует единой классификации автоматизи рованных информационных систем. Поскольку долгое время различные направления (СОД, АИС и АСУ, АСНТИ) развивались относительно независимо, класси фикации предлагались в каждом из этих классов независимые (см. Информационная система).
Ви переглядаєте статтю (реферат): «АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА (АИС)» з дисципліни «Теорія систем і системний аналіз в управлінні організаціями»