Рассмотрим монополистическую конкуренцию как одну из четырех главных рыночных структур на основе уже известного нам набора структурных перемен ных, приведенных в главах 7- 9 (табл. 10.1). Таблица 10.1 Структурные переменные монополистической конкуренции Институциональные Поведенческие 1) Условия спроса 2) Количество продавцов 3) Количество покупателей 4) Вход в отрасль и выход 5) Целевая функция 6) Стратегическая переменная 7) Ожидания относительно действий соперников Продукция не вполне однородна Много Много Сравнительно свободный Максимизация прибыли в краткосрочном периоде Уровень цены и выпуска Отсутствуют, так как соперников слишком много Сущность производственной группы, предлагающей близкие субституты, мо жет быть определена посредством исследования того, как производственные ре шения отдельного производителя влияют на поведение других производителей «промышленной группы». Промышленная группа — это большое число производителей продукции, которые достаточно успешно, хотя и не в полной мере, могут замещать друг друга. Каждая фирма в ситуации монополистической конкуренции является анало гичной прочим, т. е. репрезентативной. Гипотеза Чемберлина относительно при роды монополистической конкуренции покоится на условиях единообразия и симметрии. 1 Условие единообразия заключается в том, что кривые спроса и предложения каждого производителя в группе идентичны. Применительно к производству пива, например, это предположение говорит о том, что издержки производства бутылки пива «Балтики», по сути, не отличаются от производства «Степана Ра зина», а условия спроса практически одинаковы. Условие единообразия (uniformity): идея Чемберлина о том, что кривые издер жек и спроса каждого члена отрасли или группы идентичны. 1 Эти термины не встречаются в работах Чемберлина и, вероятно, возникли во время дискуссии относительно проблемы монополистической конкуренции. Формально они представлены в работе: Stigler G J. Five Lectures on Economic Problems. London, 1949. Глава 10. Монополистическая конкуренция 297 Оба сорта пива располагают собственной «нишей» на рынке и обладают более или менее лояльными приверженцами. Вместе с тем потребители «Балтики» и «Степана Разина» не обладают какими-то принципиально отличными характе ристиками. На конкурентном рынке ни один из производителей не обладает мо нополией на «лучший продукт». Если возникает новый сорт товара, более попу лярный, чем другие, прочие производители могут видоизменять характеристики своих продуктов, копируя лучшие черты наиболее популярного и вместе с тем не подражая ему на 100%. Равновесную систему формирует целый спектр товаров, характеристики которых до некоторой степени дифференцированы, и эти товары по-разному нравятся или не нравятся разным потребителям. Условие симметрии означает, что действие одного производителя (в виде из менения цены на свой товар) оказывает влияние на всех других членов группы. Условие симметричности: идея Чемберлина о том, что действие одного произво дителя вынуждает прочих членов монополистически конкурентной группы предпри нимать определенные ответные меры. Образно говоря, чемберлинскую фирму можно сравнить с одной из многих рыбацких лодок с несколькими рыбаками с удочками. Если один рыбак найдет более соблазнительную для рыб наживку, то его доля в общем улове заметно воз растет. Но так как ситуация симметрична, то и прочие рыбаки могут последовать его примеру. Но если все станут использовать лучшую наживку, то наживка пер вого рыбака перестанет быть для рыб особо привлекательной и его доля в общем улове вновь уменьшится.
Ви переглядаєте статтю (реферат): ««Промышленная группа»: единообразие и симметрия» з дисципліни «Мікроекономіка»