Сопутствующее производство имеет место, когда один производственный про цесс монополиста дает два или более различных продукта. 288 Часть II. Анализ рыночной структуры. Теория цены Сопутствующие продукты: два (или более) продукта, появившихся в результате единого производственного процесса, так что издержки не могут быть обоснованно распределены между совместными продуктами. Порой сопутствующие продукты просто выбрасываются на свалку, причем некоторые из них способны создавать серьезные проблемы (загрязнение воды, воздуха, почвы, ядерные отходы). Классическим примером являются домашний скот (например говядина и шкуры, мясо и шерсть и т. д.) и двойные химические продукты (кислород и водород и т. п.). Интересная экономическая проблема, которая возникает в этой ситуации, за ключается в том, что совместные издержки нельзя обоснованно разделить между совместными продуктами. Если производится говядина, то издержки по произ водству шкур — нулевые, и напротив. В связи с этим главное в проблеме ценооб разования сопутствующих продуктов заключается не в стремлении распределить издержки между продуктами, а сравнить эффект совместного дохода двух (или более) продуктов с их издержками производства. На рис. 9.17 по оси абсцисс измеряются: (1) объем производства Q (количе ство скота), (2) объем продаж каждого из сопутствующих продуктов Q и Q 2 (мясо и шкуры). Если фирма продает все произведенное мясо и шкуры, то: Q, - Q 2 = a*- Издержки производства для мяса и шкур неразделимы (так как это продукты единого процесса производства) и равны МС. Но продаются мясо и шкуры раз дельно, а значит являются источниками двух доходов. В связи с этим следует раз личать предельный доход от шкур (MR,) и предельный доход от говядины (MR 2 ). О Qi=Q 2 =C* G'iQ' = Q' 2 Q Рис. 9.17. Максимальная монопольная прибыль от совместных продуктов Правило максимизации прибыли состоит в производстве такого количества скота (точка А), при котором вертикальная сумма линий предельных доходов пе ресечет линию предельных издержек: Mi?! + MR 2 = МС. Глава 9. Чистая монополия 289 Оптимальный объем производства скота Q* одновременно является опти мальным объемом продаж мяса и шкур. Но что произойдет, если, например, кривая МС пересечет линию MR на том ее участке, где MR = MR 2 ? В этом случае необходимо считать, что MR { = 0 и определять цену на товар, традиционно проводя вертикаль вверх от точки Курно до пересечения с кривой спроса (D), которая на данном графике не изображена по соображениям масшта ба. В данном случае фирма будет определять цену исходя из условия МС = MR y считая, что MR l = 0. Производители скота не будут выбрасывать сопутствующий продукт (в данном случае — шкуры) до тех пор, пока его реализация способна осуществляться по положительным ценам. В настоящее время фирмы индустриальных стран уделяют проблеме утилиза ции сопутствующих продуктов все более пристальное внимание.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Сопутствующие продукты» з дисципліни «Мікроекономіка»