Ценовая дискриминация первой степени (или совершенная) относится к слу чаю, при котором монополист способен устанавливать разную цену для каждой отдельной единицы предлагаемого товара. Ценовая дискриминация первой степени: продажа каждой единицы блага по ее цене спроса. Если монополист имеет возможность назначать различные цены за каждую еди ницу продукции, то каждый отдельный покупатель будет платить за каждую еди ницу продукции, которую он хотел бы иметь, максимально возможную для него цену. Тем самым ценовая дискриминация первой степени происходит при макси мальной сегментации рынка. Если оценка монополистом платежеспособности и индивидуального спроса каждого покупателя точна, то это приведет к ситуации, изображенной на рис. 9.12. Первая единица блага будет продана первому покупателю по цене Р, - самой вы сокой возможной цене при существующих условиях спроса. Вторая единица бу дет продана второму покупателю по цене Р у третья — третьему по цене Р 3 и т. д. По существу, монополист движется вдоль линии рыночного спроса к точке А, где последняя единица блага продается по цене Р*. Поскольку каждая единица блага продается покупателю по наивысшей цене из возможных (по резервной цене каждого потребителя), то на таком рынке не образу ется излишка потребителей: весь излишек поступает производителю. В результате 278 Часть II, Анализ рыночной структуры. Теория цены производитель не склонен ограничивать выпуск, как бы он сделал в стандартных условиях чистой монополии. Рыночному равновесию соответствует точка пересе чения кривых спроса (D) и предельных издержек (МС), тем самым объем выпуска будет точно таким же, что и при условии чистой конкуренции! Р' Р О От- Ос О" Рис. 9.12. Ценовая дискриминация первой степени Однако принципиальным различием между совершенной дискриминацией и чистой конкуренцией является то, что покупатели полностью лишаются своего потребительского излишка, который полностью присваивается монополистом. Иными словами, в данном случае нет никакой разницы с точки зрения размеще ния ресурсов, но существует принципиальное различие в размещении доходов и богатства. Решение является эффективным в том стандартном смысле, что по терь богатства с точки зрения общества нет. Вывод: при дискриминации первой степени продавец имеет возможность опреде лить платежеспособность каждого конкретного покупателя, а значит, и предложить для него соответствующую цену на товар. Совершенная ценовая дискриминация — это идеализированная концепция, о чем говорит и само слово «совершенная», но она представляет теоретический ин терес, поскольку дает пример иного, нежели конкурентный рынок, эффективного механизма размещения ресурсов. В жизни примеров совершенной ценовой диск риминации встречается немного.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Дискриминация первой степени» з дисципліни «Мікроекономіка»