Понятие ценовой дискриминации и трех ее видов (степеней) было введено в экономическую теорию английским экономистом Альфредом Пигу (1877-1959). Ценовой дискриминацией 2 называется практика установления продавцами разных цен для разных покупателей или групп покупателей на однородное благо; при этом различия в ценах не связаны с издержками производства и доставки блага на рынок. На практике мы ежедневно сталкиваемся с ценовой дискриминацией. Это все возможные льготы для некоторых категорий граждан: транспортные, оплата жи лья, посещение зрелищных учреждений и многое другое. Для осуществления эффективной ценовой дискриминации необходимы три условия: Во-первых, покупатели или группы покупателей должны быть сегментирова ны (взаимно разделены): необходима идентификация и разделение двух или не скольких покупателей или рынков, для того чтобы предотвратить практику пере продаж дешевых благ между покупателями. 1 В реальной жизни поведение монополиста отнюдь не ограничивается только этими стратегиями: жизнь гораздо многообразнее. Для пытливых студентов предлагаем озна комиться с такими стратегиями монополистического ценообразования, как «простран ственная ценовая дискриминация» (См.: Гальперин В. М., Игнатьев С. М., Моргунов В. И. Микроэкономика. Т. 2. СПб., 1999. С. 119-123); «комплектование» и «реклама» (См.: Пин- дайкР. С, Рубинфельд Д. Л. Микроэкономика. М., 2000. С. 450-465). 2 Discriminatio (лат.) — обособление, различение; dis-crimino (лат.) — разделять, рассекать. Глава 9. Чистая монополия 277 Во-вторых, покупатели должны демонстрировать различную индивидуальную ценовую эластичность спроса на благо при данном уровне цен. В-третьих, на рынке должна отсутствовать ценовая конкуренция со стороны фирм-соперников, с тем чтобы исключить изменение установленного монополи ей уровня цен. Факторы сегментации покупателей: 1. Пространственные (продажа в городе и деревне, разных районах города и т. п.). 2. Временные (разные цены на одно благо в зависимости от времени суток и се зона). 3. Доходы потребителей (услуги врачей, юристов и т. п. для разных соци альных групп). А. Объем потребляемого блага (минимальная партия и т. п.). 5. Социальный статус потребителя (учащиеся, пенсионеры, военнослужа щие и т. п.).
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Ценовая дискриминация» з дисципліни «Мікроекономіка»