Чистая монополия — это рыночная структура, в которой существует единственный продавец товара, не имеющего заменителей; этот продавец не находится под влия нием и не влияет на цены и выпуск других продаваемых продуктов. Подобно чистой конкуренции, чистая монополия является теоретической аб страктной категорией, ибо в реальной действительности обнаружить чистую монополию практически невозможно. Пожалуй, проще встретить примеры моно полии, обращаясь к советской истории нашего государства. Так, в СССР суще ствовало единственное предприятие по производству швейных машинок в По дольске, единственное предприятие по производству фильтров для сигарет в Армянской ССР. Советское руководство, основываясь известным высказывани ем В. И. Ленина, стремилось превратить социалистическую экономику «в еди ную фабрику», в чем немало преуспело. Несмотря на то что в реальности примеры чистой монополии чрезвычайно редки, некоторые элементы этой рыночной структуры проявляют себя как по стоянно действующая сила, в том числе и на конкурентных по своей сути рын ках. К примеру, появление принципиально новой технологии приводит к по-260 Часть II. Анализ рыночной структуры. Теория цены стоянному притоку на рынки абсолютно новых типов товаров. И фирма, впервые внедряющая такие товары, какое-то время может удерживать монопольное поло жение (до тех пор, пока данную технологию не освоят другие фирмы). Рассмотрим чистую монополию как одну из четырех главных рыночных струк тур на основе структурных переменных, приведенных в главах 7 и 8. Таблица 9.1 Структурные переменные чистой монополии Институциональные Поведенческие 1) 2) 3) 4) 5) 6) 7) Условия спроса Количество продавцов Количество покупателей Вход в отрасль и выход Целевая функция Стратегическая переменная Ожидания относительно действии соперников Продукт не имеет близких заменителей Один Много Невозможен Максимизация прибыли в краткосрочном периоде Уровни цены и выпуска Отсутствуют, так как соперников нет Чистая монополия (табл. 9.1) отличается от чистой конкуренции (см. табл. 8.1) тремя параметрами из семи: во-первых, в отрасли существует лишь один прода вец (а не много, как в условиях чистой конкуренции); во-вторых, продукт не име ет заменителей, т. е. абсолютно дифференцирован. Это означает, что перекрестная эластичность спроса по цене между продуктом монополиста и другими продукта ми либо очень низка, нулевая, либо даже отрицательна. В-третьих, вход в отрасль новых фирм невозможен. В реальной жизни даже монополисты испытывают своего рода периферийную конкуренцию отдаленных и частичных субститутов: так, почта ощущает некоторое соперничество со стороны телефонных компаний. Газовые компании могут сопер ничать с электроэнергетическими как поставщики топлива. Однако перекрестная эластичность спроса товара монополиста и дальних заменителей не столь высока.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «ЧИСТАЯ МОНОПОЛИЯ» з дисципліни «Мікроекономіка»