Традиционно микроэкономическая теория имеет дело с четырьмя основными рыночными структурами: (1) совершенной конкуренцией, (2) монополистиче ской конкуренцией, (3) олигополией и (4) монополией. Совершенная конкуренция (pure competition) характеризуется большим ко личеством продавцов, производящих однородную продукцию для множества по купателей. Монополистическая конкуренция отличается от совершенной конкуренции только в одном отношении: это множество продавцов, производящих дифферен цированные продукты для множества покупателей. 232 Часть II. Анализ рыночной структуры. Теория цены Олигополия фундаментально отличается от двух предыдущих рыночных структур: это несколько продавцов, производящих конкурентную продукцию для многих покупателей. Производимая продукция может быть как однородной, так и дифференцированной. Монополия — это ситуация единственного продавца, производящего для мно гих покупателей. Его продукт максимально дифференцированный (уникаль ный), так как отсутствуют конкуренты, производящие товары-субституты. 1 Классификацию четырех основных рыночных структур традиционно произ водят при помощи четырех структурных переменных: однородность продукции, количество фирм, легкость входа и выхода, контроль над ценами (табл. 7.1). Таблица 7.1 Четыре основных типа рыночных структур Однородность продукции Количество фирм и их величина Легкость входа и выхода Контроль над ценами Чистая кон куренция Однородная Много (мелкие) Легкий Ценополу- чатель Монополистиче ская конкуренция Дифференциро ванная Много (небольшие) Легкий Небольшой Олигополия Однородная или диффе ренцирован ная Мало (крупные) Барьеры Значительный Монополия Уникальная Одна (крупная) Барьеры Ценоустано- витель При этом такая характеристика, как контроль над ценами, не является само стоятельной, а зависит от количества фирм и их величин (второй структурной переменной). Что касается легкости входа в отрасль и выхода из нее, то и эту ха рактеристику также можно рассматривать в рамках такой структурной перемен ной, как «условия издержек производства». В результате можно прийти к выводу о том, что достаточно лишь двух струк турных переменных (однородность продукции, а также количество фирм и их величина) для того, чтобы идентифицировать четыре основных типа рыночных структур. На рис. 7.2 четыре основных типа рыночных структур представлены точками или ограниченными площадями в координатах количества продавцов и уровня дифференциации продукции. Спектр рыночных форм представлен линией ABCD, которая пересекает четыре региона, представляющих совершенную конкуренцию, монополистическую конкуренцию, олигополию и монополию. Обратим внимание, что продуктовая дифференциация возрастает при сокра щении количества фирм, что подразумевает уменьшение количества товаров-суб- 1 Все эти названия происходят из греческого: «монос» (|iovoc,) — один; «povoc,» (oXvyoc,) — несколько; «полео» (лоХесй) — продаю. Глава 7. Анализ рыночной структуры 233 ститутов, доступных для покупателей. Вспомним, что дифференциация продук ции является противоположностью продуктовой заменяемости. На основании этих основных рыночных форм возможно построить множество моделей или теорий поведения фирмы. i Количество фир i Mi л > м к юго А ^ Г i, Несколько 1 Одна 0 к у Чистая конкуренция ч ! " ^ v I Монополистическая "[ v конкуренция 1 V . 1 \ ! в x v Олигополия ^ ^ С ^ N N N. Нет Небольшая < ••< : • Существенная Ч • 44 ^ ^Монополия ^ - . D > Чрезвычайная < • Продуктовая дифференциация Рис. 7.2. Четыре основные рыночные структуры Существуют и другие комбинации структурных переменных, которые порож дают различия в рыночных формах. Рассмотрим, например, рыночные формы на основе двух других структурных переменных: количество продавцов и количество покупателей (табл. 7.2). В результате к четырем основным рыночным структурам добавилось еще несколько неосновных: двусторонняя монополия, ограниченная монопсония, монопсония, ограниченная монополия, двусторонняя олигополия, олигополия спроса, олигополия предложения. Монопсония (один покупатель) 1 представляет рыночную структуру, при кото рой одному покупателю противостоит множество продавцов. В данном случае цену устанавливает покупатель. Такая ситуация имеет место при государственных за купках военной техники у частных фирм-производителей. При социализме типич- 1 От греческого «псонео» (7to"Ovea>) — покупаю. 234 Часть II. Анализ рыночной структуры. Теория цены ная монопсония сложилась в отношениях государства-работодателя и всего трудо способного населения, работающего на государственных предприятиях. Монопсо ния на рынке труда вполне возможна и в условиях капиталистических рыночных отношений, однако здесь ее сфера проявления существенно сужена. Таблица 7.2 Множество рыночных структур п р О д а в Ц ы Один Несколько Много Один Двустороняя монополия Олигополия, ограни ченная монопсониеи Монопсония Покупатели Несколько Монополия, ограни ченная олигопсониеи Двусторонняя олигополия Олигопсония Много Монополия Олигополия Совершенная (и монополистиче ская) конкуренция Двусторонняя монополия характеризуется одним продавцом и одним поку пателем; олигопсония — несколькими покупателями и многими продавцами; двусторонняя олигополия — несколькими продавцами и несколькими покупате лями; дуополия — двумя продавцами и множеством покупателей и т. п. Любопытно отметить, что в нижней правой клетке табл. 7.2 уместились сразу две рыночные структуры: совершенная конкуренция и монополистическая кон куренция. Однако это легко объяснить, если мы вспомним, что они различаются между собой лишь параметром однородности продукта, который не отображен в данной таблице.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Основные и неосновные типы рыночных структур» з дисципліни «Мікроекономіка»