ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Економічні теми » Мікроекономіка

Основные и неосновные типы рыночных структур
Традиционно микроэкономическая теория имеет дело с четырьмя основными
рыночными структурами: (1) совершенной конкуренцией, (2) монополистиче­
ской конкуренцией, (3) олигополией и (4) монополией.
Совершенная конкуренция (pure competition) характеризуется большим ко­
личеством продавцов, производящих однородную продукцию для множества по­
купателей.
Монополистическая конкуренция отличается от совершенной конкуренции
только в одном отношении: это множество продавцов, производящих дифферен­
цированные продукты для множества покупателей. 232 Часть II. Анализ рыночной структуры. Теория цены
Олигополия фундаментально отличается от двух предыдущих рыночных
структур: это несколько продавцов, производящих конкурентную продукцию для
многих покупателей. Производимая продукция может быть как однородной, так
и дифференцированной.
Монополия — это ситуация единственного продавца, производящего для мно­
гих покупателей. Его продукт максимально дифференцированный (уникаль­
ный), так как отсутствуют конкуренты, производящие товары-субституты. 1
Классификацию четырех основных рыночных структур традиционно произ­
водят при помощи четырех структурных переменных: однородность продукции,
количество фирм, легкость входа и выхода, контроль над ценами (табл. 7.1).
Таблица 7.1
Четыре основных типа рыночных структур
Однородность
продукции
Количество
фирм и их
величина
Легкость входа
и выхода
Контроль
над ценами
Чистая кон­
куренция
Однородная
Много
(мелкие)
Легкий
Ценополу-
чатель
Монополистиче­
ская конкуренция
Дифференциро­
ванная
Много
(небольшие)
Легкий
Небольшой
Олигополия
Однородная
или диффе­
ренцирован­
ная
Мало
(крупные)
Барьеры
Значительный
Монополия
Уникальная
Одна
(крупная)
Барьеры
Ценоустано-
витель
При этом такая характеристика, как контроль над ценами, не является само­
стоятельной, а зависит от количества фирм и их величин (второй структурной
переменной). Что касается легкости входа в отрасль и выхода из нее, то и эту ха­
рактеристику также можно рассматривать в рамках такой структурной перемен­
ной, как «условия издержек производства».
В результате можно прийти к выводу о том, что достаточно лишь двух струк­
турных переменных (однородность продукции, а также количество фирм и их
величина) для того, чтобы идентифицировать четыре основных типа рыночных
структур.
На рис. 7.2 четыре основных типа рыночных структур представлены точками
или ограниченными площадями в координатах количества продавцов и уровня
дифференциации продукции. Спектр рыночных форм представлен линией ABCD,
которая пересекает четыре региона, представляющих совершенную конкуренцию,
монополистическую конкуренцию, олигополию и монополию.
Обратим внимание, что продуктовая дифференциация возрастает при сокра­
щении количества фирм, что подразумевает уменьшение количества товаров-суб-
1 Все эти названия происходят из греческого: «монос» (|iovoc,) — один; «povoc,» (oXvyoc,) —
несколько; «полео» (лоХесй) — продаю. Глава 7. Анализ рыночной структуры 233
ститутов, доступных для покупателей. Вспомним, что дифференциация продук­
ции является противоположностью продуктовой заменяемости.
На основании этих основных рыночных форм возможно построить множество
моделей или теорий поведения фирмы.
i
Количество
фир
i
Mi
л
>
м
к
юго
А ^
Г
i,
Несколько
1
Одна
0
к
у Чистая конкуренция
ч !
" ^ v I Монополистическая
"[ v конкуренция
1 V .
1 \
! в x v
Олигополия ^ ^
С ^
N
N
N.
Нет Небольшая
< ••< : •
Существенная
Ч •
44 ^ ^Монополия
^ - . D >
Чрезвычайная
< •
Продуктовая
дифференциация
Рис. 7.2. Четыре основные рыночные структуры
Существуют и другие комбинации структурных переменных, которые порож­
дают различия в рыночных формах. Рассмотрим, например, рыночные формы на
основе двух других структурных переменных: количество продавцов и количество
покупателей (табл. 7.2). В результате к четырем основным рыночным структурам
добавилось еще несколько неосновных: двусторонняя монополия, ограниченная
монопсония, монопсония, ограниченная монополия, двусторонняя олигополия,
олигополия спроса, олигополия предложения.
Монопсония (один покупатель) 1 представляет рыночную структуру, при кото­
рой одному покупателю противостоит множество продавцов. В данном случае цену
устанавливает покупатель. Такая ситуация имеет место при государственных за­
купках военной техники у частных фирм-производителей. При социализме типич-
1 От греческого «псонео» (7to"Ovea>) — покупаю. 234 Часть II. Анализ рыночной структуры. Теория цены
ная монопсония сложилась в отношениях государства-работодателя и всего трудо­
способного населения, работающего на государственных предприятиях. Монопсо­
ния на рынке труда вполне возможна и в условиях капиталистических рыночных
отношений, однако здесь ее сфера проявления существенно сужена.
Таблица 7.2
Множество рыночных структур
п
р
О
д
а
в
Ц
ы
Один
Несколько
Много
Один
Двустороняя
монополия
Олигополия, ограни­
ченная монопсониеи
Монопсония
Покупатели
Несколько
Монополия, ограни­
ченная олигопсониеи
Двусторонняя
олигополия
Олигопсония
Много
Монополия
Олигополия
Совершенная
(и монополистиче­
ская) конкуренция
Двусторонняя монополия характеризуется одним продавцом и одним поку­
пателем; олигопсония — несколькими покупателями и многими продавцами;
двусторонняя олигополия — несколькими продавцами и несколькими покупате­
лями; дуополия — двумя продавцами и множеством покупателей и т. п.
Любопытно отметить, что в нижней правой клетке табл. 7.2 уместились сразу
две рыночные структуры: совершенная конкуренция и монополистическая кон­
куренция. Однако это легко объяснить, если мы вспомним, что они различаются
между собой лишь параметром однородности продукта, который не отображен в
данной таблице.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Основные и неосновные типы рыночных структур» з дисципліни «Мікроекономіка»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Аудит збору на обов’язкове державне пенсійне страхування
Умови виникнення кредитної угоди
Аудит малоцінних і швидкозношуваних предметів
ТЕНДЕРНІ УГОДИ
Оцінка умов розміщення об’єктів інвестування


Категорія: Мікроекономіка | Додав: koljan (18.10.2011)
Переглядів: 1185 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП