Как советское, так и постсоветское российское правительство часто решало проблему увеличения доходов казны посредством периодического повышения цен на водку, сигареты и бензин. За последние годы, столкнувшись с многочисленными трудностями пополне ния казны, российское правительство предприняло несколько безуспешных по пыток повысить акцизы на пиво. Однако каждый раз эти попытки проваливались благодаря мощному противодействию производителей пива. Почему же произ водители табака, крепких напитков и бензина не возражают против повышения 104 Часть I. Основы рыночного анализа акцизов и цен на свою продукцию, а производители пива сражаются «до послед него патрона»? На этот вопрос легко ответить, если знать, что ценовая эластич ность табака, водки и бензина весьма мала, а пива — довольно высока. S + T О QiQo Q Рис. 3.9. Повышение налогов на водку о a Qo Q Рис. 3.10. Повышение налогов на пиво На рис. 3.9 изображена ситуация повышения акцизов, а значит, и цен на водку. Водка обладает довольно низкой эластичностью по цене. Поэтому если до повы шения налогов доходы от водки были равны площади прямоугольника OP^BQg, то после повышения налогов и цены — 0P t AQ r Таким образом, доходы существенно возросли. Совершенно иная ситуация сложилась при повышении цен и налогов на пиво. Даже незначительное повышение (рис. 3.10) привело к существенному падению спроса на этот напиток, а значит, доходов производителей и базы нало гообложения (первоначально доход равнялся OPQBQQ, затем — О/^/Щ,
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Стоит ли повышать налоги на пиво?» з дисципліни «Мікроекономіка»