Перед каждым экономическим агентом стоят вопросы: что, как, для кого и ког да производить (или потреблять). Микроэкономика решает эти задачи при помо щи модели кривой производственных возможностей (КПВ). КПВ дает представление о четырех понятиях: 1) об ограниченности (редкости) ресурсов; 2) об эффективности экономики; 3) об экономическом выборе; 4) об альтернативных издержках. 30 Часть I. Основы рыночного анализа На осях координат (рис. 1.4) отложены значения прямых и косвенных благ. Мы можем обозначить на осях любые пары благ: пушки-масло, одежда-еда, пше ница-вино. Более того, мы могли бы изобразить систему трех измерений с тремя благами (но тогда получили бы не КПВ, а плоскость производственных возмож ностей). Однако мы живем в трехмерном пространстве, а потому не способны представить пространство с большим (чем три) числом измерений. Да в этом и нет особой необходимости. Ведь можно представить совокупность всей товарной массы, выделив из нее один товар, а все остальные представить в качестве другого товара, т. е. ограничиться моделью двухмерного пространства. Итак, рассмотрим двухмерную модель. Средства производства (косвенные блага) Предметы потребления (прямые блага)" Рис. 1.4. Кривая производственных возможностей Кривая производственных возможностей, изображенная на рис 1.4, иллюстри рует комбинации максимальных объемов получаемых благ (точки A, B,C,Du т. д.). Любая точка на КПВ называется эффективной: она представляет комбинацию благ, при которой невозможно увеличить производство одного блага без соответствую щего сокращения производства другого. Любая точка, находящаяся внутри КПВ (в нашем случае точка F), не является эффективной, поскольку в данном случае увеличение одного блага может проис ходить при увеличении другого (производственные мощности экономической си стемы не загружены). Напротив, любая точка (например Е), находящаяся вне КПВ, является недося гаемой, так как данная экономическая система не обладает достаточными мощнос тями. Принцип эффективного распределения экономических благ получил наиме нование Парето-эффективности. Парето-эффективность — это такой уровень организации экономики, при кото ром общество извлекает максимум полезности из имеющихся ресурсов и техноло гий и при этом более не способно увеличить какую-либо долю в полученном резуль тате, не сократив другую. Глава 1. Предмет и метод микроэкономики 31 В частном случае мы могли бы вместо КПВ с нашими точками A,B,C,D изобра зить КПВ в виде отрезка прямой AD. Прямой вид КПВ свидетельствует о том, что увеличение на одну единицу одного блага требует уменьшения на такую же одну еди ницу второго блага. Это свидетельствует о полной взаимозаменяемости двух благ. Однако в действительности такая ситуация практически не возникает. В реальной жизни блага одной отрасли производства, как правило, не обладают способностью абсолютно заменять собою блага другой отрасли. Это можно пояснить следующим образом: при увеличении производства предметов потребления на одну единицу (см. рис. 1.4) мы вынуждены жертвовать все большим сокращением производства средств производства. К примеру, при увеличении производства предметов по требления с 8 до 9 ед. необходимо сократить производство средств производства с б до 5 ед. Но с увеличением первых с 9 до 10 ед. необходимо сократить вторые с 5 до 3,9 ед. И далее, увеличение производства предметов потребления на каждую следу ющую единицу требует сокращения средств производства на все большую величи ну. Это свидетельствует о существовании закона возрастающих альтернативных издержек, действие которого объясняет выпуклую форму КПВ. Закон возрастающих альтернативных издержек: чтобы получить больше блага одного вида в данный период времени, общество должно жертвовать все возраста ющим количеством другого блага. Альтернативные (вмененные) издержки (opportunity costs) — это количество одного блага, которым необходимо пожертвовать для увеличения производства другого блага. Уменье жить — совсем не в множестве Ненужных дел, ненужных встреч И не в сознаньи их ничтожества, А в том, чтоб лишнее отсечь. (1997) С. Богуславский Для старшего поколения теоретиков-экономистов термин альтернативные из держки весьма непривычен. Дело в том, что классическая политическая экономия, в том числе и марксистская, привыкла иметь дело с категорией издержек производ ства, основанной на теории трудовой стоимости. Согласно теории трудовой сто имости, товар А стоит в два раза больше товара В, если для производства товара Л требуется затратить в два раза больше общественно-необходимого труда, т. е. труда, обладающего средними показателями для данного общества. В настоящее время из держки такого вида называются бухгалтерскими. Современная же экономическая теория использует категорию именно альтернативных издержек. Рассмотрим поня тие альтернативных издержек на конкретном примере. Дано. Иванов, Петров и Сидоров желают совершить путешествие из Петербурга в Москву. Путешествовать можно либо поездом, либо самолетом. Билет на поезд сто ит 100 р., время переезда —8 ч. Билет на самолет стоит 250 р., время переезда — 3 ч. Иванов зарабатывает 20 р. в ч, Петров — 30 р., а Сидоров — 50 р. Найти. Какой вид транспорта должен избрать каждый путешественник? Решение. Неизбежные потери (издержки) времени составят 3 ч (при полете самолетом), а предельные — 8 - 3 = 5 ч. 32 Часть I. Основы рыночного анализа Неизбежные потери (издержки) денег составят 100 р., а предельные — 250 - -100 = 150 р. Чтобы решить задачу, надо сопоставить предельные издержки и предельные выгоды, т. е. выяснить: сколько может заработать каждый из путеше ственников за 5 ч, а также во что это им обойдется. Сопоставим предельные из держки (marginal costs) и предельные выгоды (marginal benefits) при помощи табл. 1.1. Таблица 1.1 Сопоставление предельных выгод (MB) и предельных издержек (МС) Иванов Петров Сидоров Предельные выгоды, т. е. заработок за 5 ч (MB) 20 р. • 5=100 р. 30 р. • 5-150 р. 50 р. • 5=250 р. Предельные издержки или разница между стоимостью проезда самолетом и поездом (МС) 250 - 100 = 150 250 - 100 = 150 250 - 100 = 150 Сопоставление предельных выгод и предельных издержек МВ<МС МВ = МС МВ>МС Принятие решения Ехать поездом Все равно Лететь самолетом Как видно из табл. 1.1, Иванов, зарабатывающий 20 р. в ч, сможет заработать за 5 ч предельного времени 100 р., что меньше предельных издержек (150 р.). Поэтому Иванову лучше ехать поездом. Петров зарабатывает 30 р. в ч и за 5 ч сможет заработать 150 р., что равно пре дельным издержкам. Поэтому Петрову все равно: ехать на поезде или лететь само летом. В данном случае принятие решения будет определяться неэкономическими параметрами. Петров может предпочесть поезд из-за нелюбви к самолету или на оборот и т. п. Высокооплачиваемому Сидорову лучше всего лететь самолётом, так как за 5 ч он сможет заработать 250 р., что больше предельных издержек. Вывод: принятие оптимального решения осуществляется при сопоставлении предельных выгод (МБ) и предельных издержек (МС). Этот важный принцип явля ется ключевым на протяжении всего курса микроэкономики.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Альтернативные издержки, кривая производственных возможностей (КПВ)» з дисципліни «Мікроекономіка»