Военные финансы есть часть системы военно-экономических отношений, складывающихся в процессе создания, распределения и использования стоимости совокупного военного продукта, формирова- ния у субъектов военно-экономической деятельности фондов денежных средств, необходимых для обеспечения военной безопасности государ- ства. Основными функциями военных финансов являются: - распределительная функция военных финансов (проявление объективно присущих финансам внутренних свойств в процессе рас- пределения стоимости совокупного военного продукта путем образова- ния и использования фондов денежных средств целевого назначения); - контрольная функция (заключается в том, что военное финансы обладают свойствами количественно (через фонды денежных средств) отображать процесс производства, распределения и потребления сово- купного военного продукта, благодаря чему их движение «сигнализиру- ет» о пропорциях распределения совокупного военного продукта, фор- мировании доходов в сфере оборонно-промышленного комплекса, об имеющих место отклонениях и нарушениях, что позволяет системати- чески контролировать складывающиеся в военной экономике стоимост- ные пропорции). Поговорим о влиянии устойчивости финансовой системы на обеспечение военно-экономических потребностей. Денежными средствами, выделяемыми из государственного бюджета на оборону страны, оплачиваются научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, боевая техника, вооружение, боепри- пасы, военное имущество, продовольствие, поступающие в Вооружен- ные Силы. Они должны покрывать потребности войск в материально- технических средствах для ведения боевых действий, способствовать развитию производственных предприятий Министерства обороны, удовлетворять потребности военнослужащих в денежном довольствии, рабочих и служащих - в заработной плате. Можно выделить две основные функции системы финансового обеспечения военной безопасности государства: - первая играет роль ограничителя, индикатора экономических возможностей государства. Особенно наглядно эта функция проявляет- ся в период формирования и утверждения федерального бюджета; - вторая функция состоит в том, что через финансовые категории опосредуются военная и военно-техническая политика государства. На- пример, опыт ведения боевых действий в Дагестане и Чечне показал необходимость закупки более эффективных, современных боеприпасов, систем электронной разведки и оповещения, систем подавления элек- тронной разведки противника, средств ночного видения, а также, что очень важно, эффективных средств индивидуальной защиты. 175
Военно-финансовая политика в решающей мере реализуется в военно-бюджетной политике и базируется на таких принципах, как: - соответствие выделяемых финансовых ресурсов задачам, стоя- щим перед Вооруженными Силами, другими войсками, воинскими формированиями и органами по обеспечению обороны и военной безо- пасности страны, а также текущим и долгосрочным планам и програм- мам военного строительства; - максимально возможная открытость бюджета военной органи- зации государства; - жесткий контроль за целевым использованием финансовых средств на всех уровнях военно-хозяйственной деятельности. Военно-экономическая политика государства представляет собой закрепленную в нормативных и правовых актах систему взглядов, а также мероприятий и отраслей оборонно-промышленного комплекса по организации и использованию финансов в интересах военной безо- пасности страны. Военно-финансовая политика включает предусмотренную за- конодательством систему форм и методов мобилизации военно- финансовых ресурсов, их распределения и использования в интересах поддержания обороноспособности страны. На содержании военно- финансовой политики сказывается то, что она производна, с одной сто- роны, от экономической и финансовой, а с другой - от оборонной и во- енно-экономической политики. Вследствие этого содержание военно- финансовой политики весьма многогранно. Его составляет деятельность государства, структур военной организации, оборонных отраслей, пред- приятий и учреждений по выработке научно обоснованной концепции развития военных финансов, определению основных направлений их использования на перспективу и текущий период, формированию и осуществлению программы практических действий, направленных на достижение поставленных целей. Основным инструментом реализации военно-финансовой поли- тики является военный бюджет, под которым понимается централизо- ванный фонд денежных средств, находящихся в распоряжении прави- тельства и предназначенных для финансирования подготовки и ведения вооруженной борьбы. Являясь основным источником финансирования строительства Вооруженных Сил, а также проведения других мероприятий в военной сфере, военный бюджет играет ключевую роль в обеспечении нацио- нальной безопасности государства. Наиболее общей категорией, которая характеризует усилия госу- дарства по обеспечению военной безопасности, являются военные рас- ходы. В федеральном бюджете раздел «Национальная оборона» преду- сматривает главным образом расходы на содержание Вооруженных Сил. Но не менее ресурсоемкими являются и бюджетные статьи, обес- печивающие финансирование других компонентов военной безопасно- сти России. Так, почти половину - 46% от общего числа военнослужа- 176
щих и приравненных к ним лиц содержат так называемые другие вой- ска, воинские формирования и органы. Кроме того, предусмотрены зна- чительные расходы, обусловленные военной деятельностью государст- ва, например, мобилизационная подготовка, конверсия оборонной про- мышленности, утилизация и уничтожение вооружений. К расходам, сопутствующим военной деятельности государства, следует отнести оплату процентов за пользование кредитом коммерческих банков, кото- рая производится за счет расходов федерального бюджета на обслужи- вание внутреннего долга. Таким образом, суммарные военные расходы включают в себя оборонные и прочие расходы, сопутствующие им; расходы на содержа- ние войск и воинских формирований различного назначения, расходы оборонной промышленности и др. Как отдельный документ военный бюджет в России не составля- ется. Поэтому практически единственным официальным документом, отражающим финансирование военных усилий государства в соответст- вии с бюджетным кодексом РФ, является федеральный бюджет, вклю- чая его закрытую часть. Основными методологическими принципами формирования обо- ронного бюджета в современных условиях являются: - принцип приоритетности (предполагает обязательное выделе- ние финансирования во всех областях жизнедеятельности ВС РФ исхо- дя из потребности сбалансированности их развития); - принцип вариантности (предусматривает различные альтерна- тивы строительства ВС РФ); - принцип сбалансированности (предполагает гармоничное раз- витие всех компонентов ВС РФ); - принцип программно-целевого планирования (позволяет увязы- вать цели и задачи военного строительства и ресурсы для решения важ- нейших задач); - принцип максимально допустимой прозрачности оборонного бюджета (вытекает из необходимости контроля расходов на военные цели различными структурами, а также международными организация- ми). Таким образом, из вышеизложенного следует, что формирование оборонного бюджета в общем случае и в условиях осуществления воен- ного строительства в России представляет собой сложную комплексную задачу.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Военные финансы» з дисципліни «Мікроекономіка»