Бюджетная система, государственные расходы и налоги, бюджетно-налоговая политика
Понятие «бюджет» трактуется двояким образом: - во-первых, как совокупность денежных средств, которыми рас- полагает экономический субъект; 158
- во-вторых, как соотношение доходов, или как баланс денежных средств, характеризующих их поступления и расходы в течение опреде- ленного периода (обычно года). Оба эти определения применимы к понятию «государственный бюджет». Прежде всего, государственный бюджет представляет собой централизованный фонд денежных средств, необходимых государству для выполнения своих экономических, социальных и политических функций. Очевидно, что эти средства государству должны откуда-то по- ступать и на что-то расходоваться. При этом государству в отличие от других субъектов должны быть хорошо известны источники поступле- ний средств и адреса расходов. Вот почему формирование госбюджета связано с составлением ежегодной сметы доходов и расходов государ- ства. Такая смета воплощается в финансовом плане, в котором с уче- том текущего состояния экономики и ее перспектив, а также стоящих перед ним задач определяется объем поступлений в государственную казну, их источник и основные направления использования бюджетных средств. Так что госбюджет предстает как основной финансовый план государства. Вначале этот план существует в виде проекта, который составля- ется министерством финансов и выносится на обсуждение высшего за- конодательного органа. В него вносятся поправки, которые согласовы- ваются, затем бюджет утверждается и становится законом. Тем самым государственный бюджет предстает как законодательно утвержденный основной финансовый план государства. После того как госбюджет принят, начинается его исполнение. С одной стороны, обеспечивается поступление денежных средств в цен- трализованный фонд государства. Это называется исполнением статей доходов госбюджета. С другой стороны, средства централизованного фонда направляются по разным назначениям, то есть происходит ис- полнение статей расходов госбюджета. Следует отметить, что финансовые планы доходов и расходов со- ставляются на разных уровнях государственной власти: местном (муни- ципальном), областном, республиканском, федеральном. Совокупность доходов и расходов на всех уровнях государственной власти образует консолидированный бюджет, или бюджетную систему государства. Тем самым действует принцип единства (предполагает учет еди- ных правил, форм и требований при формировании и использовании средств бюджета) и самостоятельности (предполагает наличие собст- венных источников и собственных адресных расходов) бюджетов. Нередко в бюджете выделяются ассигнования на текущие (обяза- тельные) расходы и на развитие, от которых можно отказаться, если нет средств. Таким образом, в качестве финансового плана госбюджет состоит из двух частей: статей доходов и статей расходов. Если сумма расходов 159
равна сумме доходов, то бюджет считается сбалансированным. Если доходы превышают расходы, то возникает профицит бюджета, если наоборот - есть превышение расходов над доходами, - то это означает наличие бюджетного дефицита. Для поддержания стабильности в эко- номике правительство стремится к тому, чтобы дефицит госбюджета не превышал 10% ВВП страны. Обычно дефицит закладывается уже при составлении государст- венного бюджета, его наличие является одной из причин инфляции, так как он обычно покрывается выпуском дополнительных денег в обраще- ние. Доход, образующийся у государства в результате выпуска в обра- щение дополнительного количества денег, называется сеньоражем. На протяжении 90-х гг. прошедшего века в России планировался дефицит госбюджета. Однако благоприятная конъюнктура на мировом рынке нефти способствовала тому, что с 2001 г. при формировании госбюдже- та стало закладываться превышение доходов над расходами. Считается, что профицит лучше дефицита, поскольку он сдерживает инфляцион- ные процессы. Однако адекватную оценку госбюджету нельзя давать без рассмотрения структуры, определяемой, в первую очередь, статьями его расходов. Одной из существенных составляющих доходных статей госу- дарственного бюджета и бюджета субъектов РФ являются налоги. Под налогом понимается обязательный платеж, поступающий государству в определенных законодательством размерах и в установ- ленные сроки. Особенность налога - его безвозмездность. Он предстает как без- возмездное изъятие государством части средств предприятий, организа- ций и населения по заранее установленным нормативам и срокам. Вот почему налоги взимают принудительно, проявляя тем самым как бы неэкономический характер. На деле налоги имеют вполне экономическое содержание. Их можно рассматривать как плату государству за те услуги, которые оно оказывает населению и другим субъектам экономики в виде внутренней и внешней безопасности, экономической и социальной стабильности и других благ, относящихся к категории общественных. Взимается налог по определенной ставке, представляющей со- бой долю облагаемых налогом средств субъектов экономики. При этом налог может быть денежным и натуральным. По объектам обложения налоги делятся: - на налог на доходы (выручку, прибыль, заработную плату, про- центы, дивиденды, ренту); - налог на добавленную стоимость продукции, работ, услуг; - налог на имущество (предприятий и граждан); - налог на определенные виды деятельности и сделки (например, сделки с ценными бумагами); - налог за пользование природным ресурсами. 160
Налоги могут устанавливаться на различных уровнях государст- венной власти: федеральном, региональном, местном. Это означает, что они поступают в соответствующие бюджеты. Налоги могут поступать не только в госбюджет, но и во внебюджетные фонды: фонд социально- го страхования, фонд занятости, дорожный фонд и т.д. С учетом различий в механизме формирования налоги делят на два вида: 1. Прямые налоги представляют собой непосредственное изъя- тие из дохода или стоимости имущества. К ним относятся подоходные налоги, налоги на прибыль, взносы в фонды социального страхования, налоги на имущество (земельный налог, налог на дома, на прирост ка- питала), на операции с ценными бумагами, на наследство и дарение. Достоинство прямых налогов заключается в том, что они обес- печивают относительно стабильные поступления в госбюджет; доста- точно эффективны как средство целенаправленного воздействия на со- вокупный спрос и как фактор перераспределения доходов и обеспече- ния социальной стабильности. Недостатки прямых налогов связаны с их открытостью. Пла- тельщики хорошо видят долю и величину изымаемого у них дохода и, если сумма значительна, стремятся его как-то избежать, в том числе и путем сокрытия доходов. 2. Косвенные налоги представляют собой скрытое изъятие до- хода через его включение в цены на продаваемые товары. К этому виду относятся: налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенные по- шлины, налог на покупки и продажи. Косвенный налог, таким образом, предстает как ценообразующий фактор. Достоинства косвенных налогов связаны с их скрытым характе- ром. Многие люди их платят, даже не подозревая об этом, так как обыч- но в цене не указано, что в нее включен косвенный налог. С социально- политической точки зрения это очень важно. Главный недостаток косвенных налогов заключается в том, что они усиливают неравномерность распределения налогового бремени среди населения. Очевидно, что для богатой части населения повыше- ние цены из-за включения в нее косвенного налога не столь ощутимо, как для бедной части. В связи с этим нередко товары для бедных осво- бождаются от налогообложения, и наоборот, товары для богатых обла- гаются повышенными налогами. Другой недостаток косвенных налогов заключается в их инфляционном характере. Обращение к формам налогов указывает на важность такой орга- низации сбора налогов, чтобы усиливались их достоинства, а недостат- ки нейтрализовались или ослаблялись. Для этого очень важно соблюде- ние основных принципов налогообложения (первые пять (наиболее фундаментальные принципы) в свое время выделил А. Смит): 1. Принцип справедливости налогообложения. Суть принципа за- ключается в обеспечении равномерного наложения налогового бремени на всех плательщиков. Наиболее справедливым считается прогрессив- 161
ный налог, предполагающий возрастающую в определенной прогрессии налоговую ставку на высокие и сверхвысокие доходы. Здесь возможно освобождение от налога небольших доходов и повышенное обложение больших доходов. В современной России класс богатых людей прогрес- сивный налог счел несправедливым и добился установления единого подоходного налога в 13%. 2. Принцип постоянства налогов. Данный принцип требует того, чтобы число налогов, их ставки не менялись часто, чтобы плательщик заранее знал, что и сколько ему придется платить государству. 3. Простота налоговой системы, ее удобство для плательщиков. Сложная система нередко создает у плательщиков впечатление, что их обманывают при изъятии налогов, берут лишнее. Поэтому они стремят- ся по возможности свои доходы утаивать. Вот почему необходимо, что- бы налоговая система была простой и понятной. 4. Принцип экономичности налогообложения. Он предполагает экономическую эффективность налогообложения. Практика показала, что объем налоговых поступлений зависит и от ставки налогов. Чрез- мерно высокая ставка может обернуться меньшим объемом поступле- ний, чем невысокая ставка. Зависимость объема налоговых поступлений от уровня налоговой ставки иллюстрируется с помощью кривой Лаф- фера, изображенной на рис. 7.3.
Кривая хорошо показывает, что ставка налога не должна превы- шать 50%, так как дальнейшее ее повышение влечет снижение налого- вых поступлений. Последние могут опуститься до нуля, если устано- вить 100% ставку. Эта тенденция обусловлена тем, что у плательщиков исчезает стимул иметь высокие доходы, так как все равно большую часть их придется отдать. Кроме того, получаемые доходы плательщики начинают скрывать. 5. Принцип неотягощенности налогов. Размер налога должен быть таким, чтобы он не очень обременял плательщиков и они могли его уплатить без особого ущерба для своего благосостояния. 6. Принцип обязательности и всеобщности налогообложения. Поскольку налог предстает как обязательный платеж, то его должны Налоговые поступления Налоговая ставка, % 0 50 100 Рис. 7.3. Кривая Лаффера М 162
платить все, кому положено. Для этого в РФ созданы специальные ор- ганы в виде налоговых инспекций и налоговых полиций, которые следят за уплатой налогов, выявляют и наказывают неплательщиков. 7. Принцип системности налогообложения. Суть его заключает- ся в том, что совокупность всех видов налогов, их ставки, способы изъ- ятия, налоговое законодательство и налоговые органы образуют налого- вую систему страны и эта система должна быть непротиворечивой, все ее элементы должны быть взаимосвязаны и взаимодополнять друг дру- га. В этом случае налоги будут органично вписываться в национальную экономику, усиливая ее, обеспечивая ей необходимый динамизм. В современных условиях налоги выполняют две основные функции, такие как: - фискальная функция (в рыночной экономике налоги рассматри- ваются исключительно как источник пополнения государственной каз- ны; при таком подходе налогообложение полностью подчиняется фис- кальным целям); - регулирующая функция налогов, которая проявляется: а) при стремлении добиться общего рыночного равновесия, в ча- стности при реализации антициклических программ; б) коррекции направлений экономического роста; в) стимулировании отдельных производителей; г) обеспечении социальной гармонизации через перераспределе- ние доходов.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Бюджетная система, государственные расходы и налоги, бюджетно-налоговая политика» з дисципліни «Мікроекономіка»