Фирма - это самостоятельный хозяйствующий субъект, создан- ный предпринимателем или объединением предпринимателей для про- изводства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удов- летворения общественных потребностей и получения прибыли. Из этого определения ясно, что цель деятельности фирмы - по- лучение прибыли, но при удовлетворении общественных потребностей. Цивилизованные рыночные отношения требуют разумного сочетания
104
обеих целей. Конечно, бизнес - это экономическая деятельность пред- принимателей, их искусство и способность получать все большую при- быль, обеспечивать высокий уровень рентабельности. Вместе с тем раз- витие бизнеса в условиях открытой экономики способствует насыще- нию потребительского рынка товарами и услугами, активизирует струк- турную перестройку экономики, стимулирует внедрение научно- технических достижений, повышает эффективность производства - все это и составляет удовлетворение общественных потребностей. Причины возникновения фирм экономисты трактуют по-разному. Так, Р. Коуз - лауреат Нобелевской премии по экономике, профессор Чикагского университета - считал, что появление фирм объясняется необходимостью уменьшения трансакционных (рыночных) издержек; Ф. Найт - профессор экономики Чикагского университета - утверждал, что возникновение фирм - результат минимизации риска и неопреде- ленности. К. Маркс обосновывал образование фирм развитием коопера- ции и разделения труда, основанных на системе машин. Современная фирма - сложная организационная структура и в ус- ловиях рыночных отношений возрастает значение трех
основных на- правлений ее развития: - научной организации производства (НОП) (создание оптималь- ной технико-технологической системы на предприятии. Это надежное и эффективно функционирующее производственное оборудование и тех- нология, упорядоченные технико-организационные взаимосвязи работ- ников); - научной организации труда (НОТ) (построение здоровых, нор- мальных отношений в коллективе. НОТ включает систему мер по соз- данию условий для высокопроизводительного, эффективного, творче- ского труда, однако возможности НОТ ограничены технико- технологическим состоянием фирмы, ее финансовыми и экономически- ми активами); - научной организации управления (НОУ) (система технических, экономических и гуманитарных средств, обеспечивающих целенаправ- ленность воздействия на материальную и человеческую подсистемы предприятия. Она способствует их взаимодействию в целях достижения наилучшего морально-технологического и экономического эффекта). Фирма может быть представлена как отдельным предпринимате- лем, так и объединением предпринимателей. Это может быть завод, фабрика, НИИ, сбытовая контора и т.д. Необходимо заметить, что, как нам уже известно, фирмы созда- ются предприимчивыми людьми - предпринимателями. Вплотную к понятию «предприниматель» примыкает и понятие «предприниматель- ство». Под предпринимательством понимается деятельность, осуще- ствляемая частными лицами, предприятиями или организациями по производству, оказанию услуг или приобретению и продаже товаров в
105
обмен на другие товары или деньги к взаимной выгоде заинтересован- ных лиц или фирм. Субъектами предпринимательства могут быть как отдельные частные лица, так и объединения партнеров. Частные лица выступают в качестве субъектов предпринима- тельства, как правило, путем организации единоличного или семейного предприятия. Такие предприниматели могут ограничиваться затратами собственного труда или использовать наемный труд. Объединения партнеров
как субъекты предпринимательства могут выступать в форме различных хозяйственных ассоциаций: аренд- ных коллективов, акционерных обществ открытого и закрытого типов, различных товариществ, кооперативов и производственных кооперати- вов и др. Любая предпринимательская деятельность функционирует в рам- ках соответствующей правовой среды. Поэтому большое значение име- ет создание необходимых правовых условий со стороны государствен- ных органов власти. Это в первую очередь: - наличие законов, регулирующих предпринимательскую дея- тельность, создающих наиболее благоприятные условия для ее разви- тия; - упрощенная и ускоренная процедура открытия и регистрации предприятий; - защита предпринимателя от государственного бюрократизма; - совершенствование налогового законодательства в направлении мотивации производственной предпринимательской деятельности, раз- вития совместной деятельности предпринимателей России и зарубеж- ных стран. Сюда входит создание региональных центров поддержки малого предпринимательства, усовершенствование методов учета и форм статистической отчетности. Большое значение также имеет подго- товка законодательных инициатив по вопросам правовых гарантий предпринимательской деятельности, включая, в первую очередь, право на собственность и соблюдение договорных обязательств. Как уже отмечалось, фирма является самостоятельным субъек- том, что в первую очередь означает свободу в принятии экономических решений. Однако любое решение, касающееся деятельности фирмы, принимается с учетом результатов анализа внутренней и внешней сре- ды. Внутренняя среда фирмы - это собственная экономика пред- приятия, охватывающая все составляющие его деятельности: производ- ственные процессы, реализацию продукции, финансовое, материальное и кадровое обеспечение, систему управления. Внешняя среда фирмы - это экономическая, правовая и соци- альная среда, в которой фирма работает, являясь частью национального хозяйства, в ее состав включаются факторы прямого и косвенного воз- действия, представленные на рис. 5.1.
106
Предпринимательский сектор национального хозяйства обычно насчитывает огромное количество фирм, которые для целей экономиче- ского анализа группируются по ряду существенных признаков. Наибо- лее распространенным являются классификации по формам собствен- ности, размерам, характеру деятельности, отраслевой принадлежности, доминирующему фактору производства, правовому статусу.
По формам собственности фирмы подразделяются: - на частные , которые могут существовать либо как полностью самостоятельные, независимые фирмы, либо в виде монополистических объединений и их составных частей. К частным можно отнести и те фирмы, доля капитала которых (но не преобладающая) сосредоточена в руках государства; - государственные - это такие фирмы, в которых капитал и управление принадлежат государству. По размерам (масштабам) фирмы делятся: - на мелкие - до 50 человек; - средние - от 50 до 500 человек; - крупные - свыше 500 человек. Однако размеры фирм зависят не только от численности рабо- тающих, но и от отрасли, например, компания с численностью рабо- тающих 100 человек в страховом деле крупная, а в металлургии – мел- кая. В сельском хозяйстве вообще нельзя судить о размерах предпри- ятия ни по численности работающих, ни по размерам земельной площа- Поставщики Потребители Законы и налоговая система Конкуренты Контактные организации Факторы прямого воздействия Состояние экономики Политическая среда Научно- технический прогресс Социально- культурные факторы Факторы косвенного воздействия Фирма (предприятие) Рис. 5.1. Факторы внешней среды, воздействующие на фирму
107
ди, ибо интенсификация дает возможность на небольших участках ор- ганизовать крупное производство. Анализ предприятий ведущих капи- талистических стран показывает, что примерно 70% их принадлежит индивидуальным собственникам, около 10% составляют партнерства или товарищества и около 20% - акционерные корпорации. Формы предпринимательства можно подразделить на организа- ционно-правовые и организационно-экономические. В рамках организационно-правовой формы в России различают следующие виды предприятий (организаций): а) хозяйственные товарищества и общества ,
к числу которых относятся: - полное товарищество , т.е. такое товарищество, участники ко- торого в соответствии с заключенным между ними договором занима- ются предпринимательской деятельностью от имени товарищества и несут ответственность по его обязательствам принадлежащим им иму- ществом. Управление осуществляется по согласию всех участников. Участники несут субсидиарную ответственность принадлежащим им имуществом, т.е. включая личное имущество. Характерно для сельского хозяйства, сферы услуг, обычно это небольшие по размерам предпри- ятия; - товарищество на вере или коммандитное товарищество , т.е. такое, в котором наряду с участниками, осуществляющими от имени товарищества предпринимательскую деятельность и отвечающими по обязательствам, имеется несколько участников, которые несут риск убытков, связанных с деятельностью товарищества, в пределах сумм внесенных ими вкладов и не принимают участия в осуществлении това- риществом предпринимательской деятельности. Оно характерно для более крупных предприятий, так как позволяет привлекать дополни- тельные финансовые ресурсы; - общество с ограниченной ответственностью (ООО) - это уч- режденное одним или несколькими лицами общество, уставной капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров. Участники ООО не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимо- сти внесенных ими вкладов. Уставной капитал составляется из стоимо- сти вкладов его участников. Данная форма характерна для мелких и средних предприятий; - акционерное общество (АО) - его уставной капитал разделен на определенное число акций. Участники не отвечают по его обязательст- вам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пре- делах стоимости принадлежащих им акций. Акционерное общество, участники которого могут отчуждать принадлежащие им акции без со- гласия других акционеров, называется открытым акционерным общест- вом (ОАО). Такое АО вправе проводить подписку на выпускаемые им акции и их свободную продажу на условиях, устанавливаемых законом. АО, акции которого распределяются только среди его учредителей или
108
иного заранее распределенного круга лиц, называется закрытым акцио- нерным обществом (ЗАО). Учредительным документом ЗАО является его устав. Уставной капитал ЗАО составляется из номинальной стоимо- сти акций общества, приобретенных акционерами. Высшим органом управления является собрание акционеров. Преимущества ЗАО заклю- чаются в возможности мобилизации больших финансовых ресурсов; быстрого перелива финансовых средств из одной отрасли в другую; праве свободной передачи и продажи акций, обеспечивающих сущест- вование компании независимо от изменения состава акционеров; огра- ниченной ответственности акционеров; разделении функций владения и управления. Данная форма предпочтительна для крупных предприятий, где существует большая потребность в финансовых ресурсах; б) производственные кооперативы (или артели) - это добро- вольные объединения граждан на основе членства для совместной про- изводственной деятельности, основанной на их личном трудовом или ином участии, объединении имущественных паевых взносов членов. Организации такого рода являются коммерческими предприятиями. Учредительным документом является устав. Число участников не должно быть менее пяти человек. Имущество, находящееся в собствен- ности кооператива делится на паи его членов в соответствии с уставом; в) государственные и муниципальные унитарные предпри- ятия - это коммерческие предприятия, не наделенные правом собствен- ности на имущество, закрепленное за ними собственником. Имущество является неделимым, т.е. не может быть распределено по вкладам (до- лям или паям). В России в форме унитарных предприятий существуют только государственные и муниципальные предприятия. Они управля- ют, но не владеют закрепленным за ними государственным имущест- вом. Если подобное предприятие основано на праве оперативного управления федеральным имуществом , т.е. управляется государствен- ными органами, оно именуется федеральным казенным предприятием . Все остальные унитарные предприятия основаны на праве хозяйствен- ного владения ; г) некоммерческие предприятия,
к числу которых относятся:
- потребительские кооперативы - добровольные объединения граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворе- ния потребностей участников, которое осуществляется путем объедине- ния имущественных паевых взносов членов потребительского коопера- тива; - общественные и религиозные предприятия - добровольные объ- единения граждан для удовлетворения духовных потребностей. Эти организации вправе осуществлять предпринимательскую деятельность лишь для достижения целей, ради которых они созданы. Участники не сохраняют прав на переданное ими этим организациям имущество, по- этому они не отвечают по обязательствам данных организаций; д) индивидуальные предприниматели
(а также фермеры) . Данная организаторская форма дает человеку возможность заниматься
109
предпринимательской деятельностью, не образуя юридического лица (т.е. без создания уставного капитала, без учредительного устава орга- низации и пр.). Государство по отношению к предпринимательству яв- ляется ограничителем экономических свобод, так как посредством за- конодательства оно способствуют устранению негативных вмеша- тельств. С другой стороны, именно предпринимательство является ос- новным источником налоговых поступлений, проводником новых идей; е) фонды - это не имеющие членства некоммерческие организа- ции, учреждаемые гражданами или юридическими лицами на основе добровольных взносов, преследующие какие-либо цели. Имущество, переданное фонду его учредителями, является собственностью фонда. Учредители не отвечают по обязательствам созданного ими фонда, а фонд не отвечает по обязательствам своих учредителей. Для осуществ- ления предпринимательской деятельности фонды вправе создавать хо- зяйственные общества или участвовать в них. В рамках организационно-экономических форм предпринима- тельства можно выделить, такие как: а) концерн - это многоотраслевое акционерное общество, кон- тролирующее предприятия через систему участия. Концерн приобретает контрольный пакет акций различных компаний, являющихся по отно- шению к нему дочерними. В свою очередь, дочерние компании также могут владеть контрольными пакетами акций других акционерных ком- паний, нередко расположенных в других странах; б) ассоциация - это мягкая форма добровольного объединения экономически самостоятельных предприятий, организаций, которая одновременно может входить и в другие образования. В состав ассо- циации, как правило, входят односпециализированные предприятия и организации, расположенные на определенной территории. Основная цель создания ассоциаций - совместные решения научно-технических, производственных, экономических, социальных и других задач; в) консорциум - представляет собой объединение предпринима- телей с целью совместного проведения крупной финансовой операции (например, осуществление значительных инвестиций в крупный про- мышленный проект). Такое объединение предпринимателей имеет воз- можность вложить средства в крупный проект, при этом значительно уменьшается риск, возникающий при крупных вложениях, так как от- ветственность раскладывается на множество участников. В условиях научно-технической революции консорциумы возникают в новых от- раслях и на стыке различных отраслей и предусматривают проведение совместных научных исследований; г) синдикат - объединение для сбыта продукции предпринимате- лями одной отрасли с целью устранения излишней конкуренции между ними; д) картель - означает соглашение между предприятиями одной отрасли о ценах на продукцию, услуги, о разделе рынков сбыта, долях в общем объеме производства и др.;
110
е) финансово-промышленная группа - является новой органи- зационно-экономической формой предпринимательства. Она представ- ляет собой объединение промышленного, банковского, страхового и торгового капиталов, а также интеллектуального потенциала предпри- ятий и организаций. Так как в условиях рыночной экономики мы не перестаем огля- дываться на зарубежные страны, необходимо отметить основные формы коммерческих предприятий в экономически развитых странах: а) частнопредпринимательская фирма - это предприятие, вла- делец которого самостоятельно ведет дела в собственных интересах. Он управляет фирмой, получает всю прибыль, несет персональную ответ- ственность по всем ее обязательствам. Собственник фирмы обладает правом найма и увольнения работников, заключает договоры, контрак- ты. Преимущество частнопредпринимательской фирмы - в простоте ее организации, управления, свободе действий, в достаточно сильной эко- номической мотивации (одно лицо получает всю прибыль). Недостатки такой фирмы - ограниченность финансовых и материальных ресурсов, отсутствие развитой системы внутренней специализации производства и управления, неограниченная ответственность; б) партнерство - это предприятие, фирма, организованная не- сколькими лицами, совместно владеющими и управляющими ею. Важ- нейшие права здесь принадлежат всем партнерам, однако может быть партнерство и с ограниченной ответственностью, когда наряду с основ- ными участниками, полностью отвечающими за деятельность фирмы, имеются партнеры, ответственность которых ограничивается суммой их вклада в дело (так называемые партнеры с ограниченной ответственно- стью). В условиях партнерства относительно легче решить финансовые вопросы, связанные с началом и продолжением деятельности предпри- ятия, фирмы. Здесь в большей мере, чем в частнопредпринимательской фирме, можно использовать разделение труда и специализацию в про- изводстве и управлении. Недостаток партнерства - разделение функций, вследствие чего возможна несогласованность действий, и даже несо- вместимость интересов. В результате возникающих противоречий или выхода из дела одного или нескольких партнеров возникает угроза по- тенциального распада партнерства; в) корпорация - предприятие, фирма, имеющая форму юридиче- ского лица, где ответственность каждого собственника ограничена его вкладом в данное предприятие. Это общество, основано на паях. При- обретая акции общества, отдельные лица становятся собственниками корпорации. Таким образом привлекаются финансовые средства огром- ного числа людей. Держатели акций получают часть дохода в виде ди- видендов. Они рискуют только той суммой, которую заплатили при по- купке акций. Корпорация существует независимо от ее владельцев- акционеров, что позволяет ей функционировать относительно стабиль- но. К недостаткам корпорации надо отнести в первую очередь наличие определенных возможностей для различного рода злоупотреблений, а
111
также то, что мелкие и средние владельцы акций не могут осуществлять сколько-нибудь действенный контроль за деятельностью корпорации. Также фирмы могут быть: а) по типу деятельности: отраслевыми, промышленными, строительными, страховыми, банковскими, специализированными, смешанными; б) по форме собственности - частными, коллективными, госу- дарственными (по западной терминологии - фирмы единоличного вла- дения, партнерские, акционерные общества, корпорации); в) по сфере деятельности - национальными и международными; г) по типу организационных отношений - головными, дочерними, филиалами. Показателем места фирмы в экономике страны является годовой оборот или объем годовых продаж . Ежегодно экономические журналы США, Франции, Германии, России публикуют перечень 500 крупней- ших корпораций мира. Отвлекаясь от специфики стран, отметим, что они охватывают нефтегазовую, химическую, металлургическую про- мышленность, радиоэлектронику, автомобильный и железнодорожный транспорт и даже пищевую промышленность. Важным признаком фирм является отраслевая сфера деятельно- сти. Различают межотраслевые и диверсифицированные фирмы . Пер- вые имеют четкий профиль производства - автомобили, электробритвы и связанные с ними товары; вторые - обычно многоотраслевые концер- ны - охватывают предприятия разных отраслей: промышленные, транс- портные, страховые и другие компании.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Фирма. Предприятие (организация)» з дисципліни «Мікроекономіка»