ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Економічні теми » Мікроекономіка

Эффективность конкурентных рынков
Фирмы являются важнейшей микроэкономической основой эко-
номики. Поведение фирм, эффективность их работы влияют на состоя-
ние национальной экономики. Экономическое поведение характеризу-
ется различными параметрами, включая процесс выработки, принятия
решений о деятельности в рыночной среде и их реализацию.
Существует несколько теорий экономического поведения фирмы:
1. Традиционная теория фирмы
исходит из того, что поведение
фирм определяется единственным их желанием максимизировать при-
быль, которое становится возможным при равенстве предельных издер-
жек и предельного дохода. В связи с тем, что подсчет предельных из-
держек и особенно предельного дохода довольно затруднителен, нет
100% -ной достоверной и достаточной информации о рынке, спросе, его
эластичности по ценам и доходам, практически невозможно предуга-
дать действия конкурентов и оценить последствия их активности, ибо
Рис. 3.8. Закон убывающей производительности
МR
Fa 0
МR


68

нельзя считать, что традиционная теория лучшим образом объясняет
поведение фирмы. В результате появляются альтернативные теории,
объясняющие поведение фирмы иными целевыми установками.
2. Менеджериальная теория фирмы
утверждает, что экономиче-
ское поведение фирмы определяют не собственники, а менеджеры и их
целью является максимизация объема продаж и поступающего в резуль-
тате дохода. Это объясняется прямой зависимостью жалованья и всех
дополнительных льгот и выплат, получаемых менеджерами, от торговой
выручки.
Социологические исследования института стратегического пла-
нирования США показали, что в краткосрочном периоде фирмы пред-
почитают максимизировать объем продаж, а в долгосрочном - их боль-
ше волнует максимизация прибыли.
3. Экономическая теория множественности целей
исходит из
того, что у фирмы имеется не одна цель (прибыль, объем продаж, рост),
а несколько. Сегодня фирма - сложная корпоративная система, в кото-
рой иерархии субъектов и объектов управления соответствует иерархия
интересов и целей. Интерес высшего руководства фирмы - повысить
престиж фирмы, улучшить экономические показатели функционирова-
ния компании, обеспечить ее стабильность и устойчивость. Интерес
акционеров - получить высокие дивиденды. Интерес менеджеров - по-
высить свой социальный статус, сделать хорошую карьеру, обеспечить
рост доходов. Интерес наемных рабочих - высокая заработная плата,
хорошие условия труда, повышение квалификации, профессиональный
рост и т.д.
Большое внимание в поведенческих теориях отводится учету
влияния, уже известной нам, внешней среды (экономические, экологи-
ческие, политические и социальные условия), в которой существует и
функционирует фирма.
Поведение фирмы (предприятия) на рынке определяется также
типом рыночной структуры, в условиях которой она действует.
Рыночная структура
включает внутренние экономические свя-
зи: отношения между продавцами товаров, между покупателями това-
ров, между продавцами и покупателями.
Тип рыночной структуры
зависит от количества фирм и их
размеров; вида, характера производимой продукции; наличия или от-
сутствия ограничений на вход в отрасль и выход из нее; доступности
информации о ценах, нововведениях. Тип рынка в значительной мере
определяется степенью развития, долей и формами существующей кон-
куренции.
Совершенно конкурентная фирма
-

это та, которая «принимает
цену» на свою продукцию как данную, не зависящую от продаваемого
ею объема продукции. Такую фирму называют
ценополучателем
или
прайстейкером
. Ее конкурентное поведение можно охарактеризовать
как приспособительное. Фирма приспосабливает затраты, объемы про-
изводства к главному ориентиру, заданному извне, - рыночной цене.


69

Модель рынка совершенной конкуренции носит нормативный
характер. В реальной действительности совершенная конкуренция явля-
ется редким случаем, и лишь некоторые рынки приближаются к ней
(рынок зерна, ценных бумаг, валют и др.). Однако совершенная конку-
ренция является простейшей рыночной ситуацией и дает исходный эта-
лонный образец, с которым могут сравниваться другие типы рынков,
оцениваться эффективность рыночных процессов. Анализ чисто конку-
рентных рынков позволяет понять, как функционирует рыночная эко-
номика.
Рынок совершенной конкуренции имеет ряд конкретных пре-
имуществ:
1. Оптимальное преобразование.
Цена в условиях совершенной
конкуренции устанавливается независимо от проявления рыночной вла-
сти, административного диктата или действий отдельной фирмы. Толь-
ко все фирмы, действуя независимо и одновременно, могут повлиять на
рыночную цену.

Равновесная цена устанавливается на уровне, определяемом пре-
дельной полезностью дополнительной единицы блага для потребителя и
издержками производства дополнительной единицы блага для произво-
дителя.
Таким образом, фирмы получают нормальную прибыль и дости-
гается максимум общественного благосостояния.
2. Оптимальное размещение ресурсов
. Совершенная конкуренция
помогает распределить ограниченные ресурсы таким образом, что они
направляются в отрасли, где могут быть наиболее эффективно исполь-
зованы. Согласно определению итальянского экономиста В. Парето,
ресурсы распределены оптимально, когда никто не может, перераспре-
деляя их, улучшить положение одного из участников хозяйственного
процесса, не ухудшив положения других участников (эффективность,
или оптимальность по Парето). Наиболее эффективное распределение
ресурсов достигается в условиях равновесия, что находит отражение в
двух фундаментальных теоремах:
1) всякое конкурентное равновесие обладает Парето - оптималь-
ными свойствами (прямая теорема);
2) для любого Парето - оптимального состояния существует такое
оптимальное распределение ресурсов между участниками притязаний
на ресурсы, при котором это оптимальное состояние может быть пред-
ставлено как конкурентное равновесие (обратная теорема).
3. Оптимальные затраты
. Совершенная конкуренция заставляет
фирму производить продукцию с минимальными издержками на едини-
цу продукции, чтобы не быть вытесненной с рынка.
В то же время совершенная конкуренция имеет недостатки, по-
скольку она:
- создает для фирм равенство возможностей, но не гарантирует
равенства достигаемых результатов (так как платежеспособные потреб-


70

ности покупателей, распределение денежных доходов, капиталы фирм
разные);
- учитывает лишь те издержки, которые окупаются фирмами, но
не учитывает, что существуют издержки, осуществляемые обществом,
связанные с производством общественных благ (охрана общественного
порядка, поддержание обороноспособности страны и т.д.);
- предполагая существование огромного числа фирм, не всегда
может обеспечить концентрацию ресурсов, необходимую для развития
наукоемких и капиталоемких отраслей, развития фундаментальных ис-
следований;
- не учитывает в полной мере потребительские предпочтения и
вкусы, так как отсутствует дифференциация продуктов.
К факторам, определяющим поведение фирмы,

относят средние и
предельные издержки, а также соотношение цен. Подробно об этом рас-
скажем несколько позже.
Рассмотрим существующие разночтения в определении понятия
«конкуренция».
Чистая конкуренция
характеризуется наличием многочислен-
ных продавцов и покупателей, занимающихся продажей-покупкой го-
могенного продукта. В этих условиях на рынке отсутствует продуктовая
дифференциация, и многочисленные продавцы и покупатели, действуя
независимо, не могут воздействовать на формирование рыночных цен.
В качестве примера существующей чистой конкуренции можно привес-
ти финансовый рынок личных сбережений и рынок сельскохозяйствен-
ной продукции США (рынок муки).
Совершенная конкуренция (свободная)
характеризуется рядом
черт:
- мобильностью ресурсов внутри рынка;
- свободными входом и выходом на рынок;
- независимостью действий продавцов друг от друга;
- однородностью произведенной продукции;
- объемом реализуемой продукции;
- доступностью и полнотой информации о ценах.
Эффективная конкуренция (реальная)
возникает, когда поку-
патели и продавцы действуют независимо, даже при условии, когда ры-
нок не является чисто или совершенно конкурентным.
Несовершенная, монополистическая конкуренция
возникла в
конце XIX - начале XX в. в связи с образованием монополий. Данный
период характеризуется концентрацией капитала, возникновением ак-
ционерных обществ. Термин «монополия» в буквальном смысле слова
означает наличие единственного продавца товара. Однако в настоящее
время термин утратил первоначальное толкование и используется для
обозначения разновидностей рыночных ситуаций, характерных для не-
совершенной конкуренции. Основными чертами монополистической
конкуренции являются высокие монопольные цены и монопольные
прибыли.


71

Анализируя проблему монополистической конкуренции, разли-
чают такие виды конкуренции в условиях монополии, как:
1. Монопсония
- тип рыночной структуры, при которой существу-
ет монополия единственного покупателя определенного товара. Огра-
ничивая свои закупки, покупатель обеспечивает себе монопольную
прибыль за счет потери части дохода продавца.
2. Олигопсония
- тип рыночной структуры, при которой сущест-
вует группа покупателей определенного товара.
3. Олигополия
- тип рыночной структуры, при которой несколько
крупных фирм монополизируют производство и сбыт основной массы
продукции и ведут между собой преимущественно неценовую конку-
ренцию.
4. Дуополия
- тип рыночной структуры, при которой имеются
только два поставщика определенного товара и между ними полностью
отсутствуют монополистические соглашения о ценах, рынках сбыта,
квотах производства.
5. Билатеральная монополия (двусторонняя)
- тип рыночной
структуры, при которой возникает противоборство единого поставщика
и единого (объединенного) потребителя.
Любая форма соперничества (конкуренции) основана на приме-
нении ценового механизма. Формирование цен происходит в результате
трехстороннего соперничества. В связи с этим различают
ценовую
и
неценовую конкуренцию.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Эффективность конкурентных рынков» з дисципліни «Мікроекономіка»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Аудит господарських операцій з надходження тварин
ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНИХ ВИДІВ КРЕДИТУ
Технологічний процес виготовлення ДСП
Загальна характеристика стільникової мережі зв’язку
Аудит розрахунків з постачальниками та підрядниками


Категорія: Мікроекономіка | Додав: koljan (18.10.2011)
Переглядів: 1429 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП