Фирмы являются важнейшей микроэкономической основой эко- номики. Поведение фирм, эффективность их работы влияют на состоя- ние национальной экономики. Экономическое поведение характеризу- ется различными параметрами, включая процесс выработки, принятия решений о деятельности в рыночной среде и их реализацию. Существует несколько теорий экономического поведения фирмы: 1. Традиционная теория фирмы исходит из того, что поведение фирм определяется единственным их желанием максимизировать при- быль, которое становится возможным при равенстве предельных издер- жек и предельного дохода. В связи с тем, что подсчет предельных из- держек и особенно предельного дохода довольно затруднителен, нет 100% -ной достоверной и достаточной информации о рынке, спросе, его эластичности по ценам и доходам, практически невозможно предуга- дать действия конкурентов и оценить последствия их активности, ибо Рис. 3.8. Закон убывающей производительности МR Fa 0 МR
68
нельзя считать, что традиционная теория лучшим образом объясняет поведение фирмы. В результате появляются альтернативные теории, объясняющие поведение фирмы иными целевыми установками. 2. Менеджериальная теория фирмы утверждает, что экономиче- ское поведение фирмы определяют не собственники, а менеджеры и их целью является максимизация объема продаж и поступающего в резуль- тате дохода. Это объясняется прямой зависимостью жалованья и всех дополнительных льгот и выплат, получаемых менеджерами, от торговой выручки. Социологические исследования института стратегического пла- нирования США показали, что в краткосрочном периоде фирмы пред- почитают максимизировать объем продаж, а в долгосрочном - их боль- ше волнует максимизация прибыли. 3. Экономическая теория множественности целей исходит из того, что у фирмы имеется не одна цель (прибыль, объем продаж, рост), а несколько. Сегодня фирма - сложная корпоративная система, в кото- рой иерархии субъектов и объектов управления соответствует иерархия интересов и целей. Интерес высшего руководства фирмы - повысить престиж фирмы, улучшить экономические показатели функционирова- ния компании, обеспечить ее стабильность и устойчивость. Интерес акционеров - получить высокие дивиденды. Интерес менеджеров - по- высить свой социальный статус, сделать хорошую карьеру, обеспечить рост доходов. Интерес наемных рабочих - высокая заработная плата, хорошие условия труда, повышение квалификации, профессиональный рост и т.д. Большое внимание в поведенческих теориях отводится учету влияния, уже известной нам, внешней среды (экономические, экологи- ческие, политические и социальные условия), в которой существует и функционирует фирма. Поведение фирмы (предприятия) на рынке определяется также типом рыночной структуры, в условиях которой она действует. Рыночная структура включает внутренние экономические свя- зи: отношения между продавцами товаров, между покупателями това- ров, между продавцами и покупателями. Тип рыночной структуры зависит от количества фирм и их размеров; вида, характера производимой продукции; наличия или от- сутствия ограничений на вход в отрасль и выход из нее; доступности информации о ценах, нововведениях. Тип рынка в значительной мере определяется степенью развития, долей и формами существующей кон- куренции. Совершенно конкурентная фирма -
это та, которая «принимает цену» на свою продукцию как данную, не зависящую от продаваемого ею объема продукции. Такую фирму называют ценополучателем или прайстейкером . Ее конкурентное поведение можно охарактеризовать как приспособительное. Фирма приспосабливает затраты, объемы про- изводства к главному ориентиру, заданному извне, - рыночной цене.
69
Модель рынка совершенной конкуренции носит нормативный характер. В реальной действительности совершенная конкуренция явля- ется редким случаем, и лишь некоторые рынки приближаются к ней (рынок зерна, ценных бумаг, валют и др.). Однако совершенная конку- ренция является простейшей рыночной ситуацией и дает исходный эта- лонный образец, с которым могут сравниваться другие типы рынков, оцениваться эффективность рыночных процессов. Анализ чисто конку- рентных рынков позволяет понять, как функционирует рыночная эко- номика. Рынок совершенной конкуренции имеет ряд конкретных пре- имуществ: 1. Оптимальное преобразование. Цена в условиях совершенной конкуренции устанавливается независимо от проявления рыночной вла- сти, административного диктата или действий отдельной фирмы. Толь- ко все фирмы, действуя независимо и одновременно, могут повлиять на рыночную цену.
Равновесная цена устанавливается на уровне, определяемом пре- дельной полезностью дополнительной единицы блага для потребителя и издержками производства дополнительной единицы блага для произво- дителя. Таким образом, фирмы получают нормальную прибыль и дости- гается максимум общественного благосостояния. 2. Оптимальное размещение ресурсов . Совершенная конкуренция помогает распределить ограниченные ресурсы таким образом, что они направляются в отрасли, где могут быть наиболее эффективно исполь- зованы. Согласно определению итальянского экономиста В. Парето, ресурсы распределены оптимально, когда никто не может, перераспре- деляя их, улучшить положение одного из участников хозяйственного процесса, не ухудшив положения других участников (эффективность, или оптимальность по Парето). Наиболее эффективное распределение ресурсов достигается в условиях равновесия, что находит отражение в двух фундаментальных теоремах: 1) всякое конкурентное равновесие обладает Парето - оптималь- ными свойствами (прямая теорема); 2) для любого Парето - оптимального состояния существует такое оптимальное распределение ресурсов между участниками притязаний на ресурсы, при котором это оптимальное состояние может быть пред- ставлено как конкурентное равновесие (обратная теорема). 3. Оптимальные затраты . Совершенная конкуренция заставляет фирму производить продукцию с минимальными издержками на едини- цу продукции, чтобы не быть вытесненной с рынка. В то же время совершенная конкуренция имеет недостатки, по- скольку она: - создает для фирм равенство возможностей, но не гарантирует равенства достигаемых результатов (так как платежеспособные потреб-
70
ности покупателей, распределение денежных доходов, капиталы фирм разные); - учитывает лишь те издержки, которые окупаются фирмами, но не учитывает, что существуют издержки, осуществляемые обществом, связанные с производством общественных благ (охрана общественного порядка, поддержание обороноспособности страны и т.д.); - предполагая существование огромного числа фирм, не всегда может обеспечить концентрацию ресурсов, необходимую для развития наукоемких и капиталоемких отраслей, развития фундаментальных ис- следований; - не учитывает в полной мере потребительские предпочтения и вкусы, так как отсутствует дифференциация продуктов. К факторам, определяющим поведение фирмы,
относят средние и предельные издержки, а также соотношение цен. Подробно об этом рас- скажем несколько позже. Рассмотрим существующие разночтения в определении понятия «конкуренция». Чистая конкуренция характеризуется наличием многочислен- ных продавцов и покупателей, занимающихся продажей-покупкой го- могенного продукта. В этих условиях на рынке отсутствует продуктовая дифференциация, и многочисленные продавцы и покупатели, действуя независимо, не могут воздействовать на формирование рыночных цен. В качестве примера существующей чистой конкуренции можно привес- ти финансовый рынок личных сбережений и рынок сельскохозяйствен- ной продукции США (рынок муки). Совершенная конкуренция (свободная) характеризуется рядом черт: - мобильностью ресурсов внутри рынка; - свободными входом и выходом на рынок; - независимостью действий продавцов друг от друга; - однородностью произведенной продукции; - объемом реализуемой продукции; - доступностью и полнотой информации о ценах. Эффективная конкуренция (реальная) возникает, когда поку- патели и продавцы действуют независимо, даже при условии, когда ры- нок не является чисто или совершенно конкурентным. Несовершенная, монополистическая конкуренция возникла в конце XIX - начале XX в. в связи с образованием монополий. Данный период характеризуется концентрацией капитала, возникновением ак- ционерных обществ. Термин «монополия» в буквальном смысле слова означает наличие единственного продавца товара. Однако в настоящее время термин утратил первоначальное толкование и используется для обозначения разновидностей рыночных ситуаций, характерных для не- совершенной конкуренции. Основными чертами монополистической конкуренции являются высокие монопольные цены и монопольные прибыли.
71
Анализируя проблему монополистической конкуренции, разли- чают такие виды конкуренции в условиях монополии, как: 1. Монопсония - тип рыночной структуры, при которой существу- ет монополия единственного покупателя определенного товара. Огра- ничивая свои закупки, покупатель обеспечивает себе монопольную прибыль за счет потери части дохода продавца. 2. Олигопсония - тип рыночной структуры, при которой сущест- вует группа покупателей определенного товара. 3. Олигополия - тип рыночной структуры, при которой несколько крупных фирм монополизируют производство и сбыт основной массы продукции и ведут между собой преимущественно неценовую конку- ренцию. 4. Дуополия - тип рыночной структуры, при которой имеются только два поставщика определенного товара и между ними полностью отсутствуют монополистические соглашения о ценах, рынках сбыта, квотах производства. 5. Билатеральная монополия (двусторонняя) - тип рыночной структуры, при которой возникает противоборство единого поставщика и единого (объединенного) потребителя. Любая форма соперничества (конкуренции) основана на приме- нении ценового механизма. Формирование цен происходит в результате трехстороннего соперничества. В связи с этим различают ценовую и неценовую конкуренцию.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Эффективность конкурентных рынков» з дисципліни «Мікроекономіка»