Государственная собственность в переходной экономике
Хотя частная собственность является основой рыночной экономики, ее становление не должно разрушать созданный экономический потенци-ал, то есть крупные госпредприятия. Между тем становление конкурент-ной среды в начале переходного периода предполагалось осуществить только через дробление крупного производства. Однако реформирование плановой экономики должно привести к созданию производственных структур, обладающих большой экономической мощью и способных кон-курировать на внешнем рынке. В США эффективно функционируют фир-мы – гиганты, для конкуренции с которыми с 60-х годов ХХ в. началась волна национализации и создания крупных компаний в Западной Европе и Азии. В 80-е годы в 600 транснациональных компаний было сосредоточено 25% мирового производства. Следовательно, повышение эффективности производства должно достигаться не противопоставлением мелких и круп-ных предприятий, а их оптимальным сочетанием: каждое должно занять свою нишу. Поэтому в переходный период сохраняются крупные государ-ственные корпорации, где государству принадлежит контрольный пакет акций. Но сама государственная собственность не определяет эффектив-ность функционирования госпредприятий. Надо создать такие условия, ко-торые позволили бы соединить сильные стороны государственной и част-ной форм собственности, свести к минимуму негативные стороны обеих. К положительным сторонам государственной собственности можно отнести: - государство как собственник обладает дополнительными ресурсами; - государство обладает информацией, позволяющей прогнозировать технические и экономические тенденции развития; - государство способно влиять на производство и рыночную инфра-структуру. Негативные стороны государственной собственности: 1) работник отчужден от средств производства, а значит развитие про-изводства вне его интересов. 2) решения принимаются чиновниками, которые не выигрывают и не проигрывают от конечного результата действий на рынке. Учитывая опыт западных стран необходимо внедрять следующие принципы функционирования госпредприятий: - ориентация на получение прибыли и непосредственная зависимость материального положения занятых от ее динамики; - самоокупаемость и рентабельность; - самостоятельное определение программы производства и сбыта; - единые системы ценообразования, а также формирования кадров. В России в переходный период эффективность госпредприятий мо-жет быть повышена путем процедуры акционирования – создания пред-приятий с рабочей акционерной собственностью, то есть: 1) путем сокращения слоя пассивных собственников (акционеров), ко-гда владение акциями осуществляется только при условии работы, а при увольнении делается обмен (или продажа) акций на облигации. При выходе на пенсию привилегированные акции покупает пред-приятие. 2) Путем создания смешанной собственности с участием государства, трудового коллектива, физических лиц. 3) Путем создания и развития финансово-промышленных групп. В настоящее время трансформация госпредприятий идет по следую-щим направлениям: 1) Преобразование госпредприятий в частные через продажу го-сударством контрольного пакета акций. Так, в правительственную про-грамму приватизации на 2002г. включены 493 акционерных общества и 156 государственных унитарных предприятий (ГУП). В список на распродажу попали пакеты акций нефтяных компаний «Лукойл», «Славнеть», авиакомпаний «Сибирь», «Томские авиалинии», «Воронежавиа», АО «Связьинвест». Правительство М. Касьянова заявило, что программа приватизации преследует две цели: продолжение структур-ной перестройки и рост поступлений в госбюджет. Правительство плани-рует в 2002г. получить от приватизации государственной собственности не менее 35 млрд. рублей. Из капиталов кредитных организаций будут выве-дены активы государства. Так, из «Транскредитбанка» капитал государства планируется вывести в 2003г., когда по замыслам Министерства путей со-общения должно свершиться реформирование железнодорожной отрасли. 2) Превращение госпредприятий в холдинговые компании, расши-ряющие самостоятельность входящих в них предприятий (на правах до-черних). Какова возможная сфера распространения государственной собст-венности в переходной экономике? Прежде всего, государственная собст-венность наиболее адекватна для использования неделимых, уникальных или всеобщих ресурсов, принадлежащих всему народу. Примером являют-ся невоспроизводимые природные ресурсы, в частности, земля и ее недра; те или иные объекты, использование которых связано с большим риском для всего населения, или, наоборот, с возможностью присвоения этих ре-сурсов всем населением. К последним объектам относятся объекты энерге-тики, транспорта. Сюда же относятся фундаментальная наука, искусство, образование. Эти сферы составляют приоритетное направление развития государственной собственности.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Государственная собственность в переходной экономике» з дисципліни «Перехідна економіка»