Бюрократическая система управления (хозяйственный механизм социалистического общества)
В теории марксизма – ленинизма утверждалось, что в социалистиче-ском обществе управление основано на общественной собственности на средства производства. Целью управления является развитие и совершен-ствование производства, общественных отношений, все более полное удовлетворение материальных и духовных потребностей трудящихся. Управляют обществом непосредственно или через представительные орга-ны сами трудящиеся. В их интересах и осуществляется управление. Каж-дый член общества является и управляющим и управляемым одновремен-но. Научное управление обществом возможно и необходимо только с утверждением социализма. Главными субъектами управления являются правящая партия и государство, которые осуществляют управление в тес-ном единстве с широкими массами трудящихся. Диспропорции в народном хозяйстве объяснялись недостаточной степенью познания обществом объ-ективных экономических законов социализма (закон планомерного, про-порционального развития, основной экономический закон, закон стоимо-сти и т.д.). Признавалось наличие стихийных регуляторов развития произ-водства. По мере возрастания степени познания объективных экономиче-ских законов якобы сокращается объем и значение стихийных регуляторов (в качестве таковых признавались «некоторые явления природы», оказы-вающие заметное влияние на сельское хозяйство). Планомерность всего общественного производства предполагает ор-ганизацию хозяйствования из единого Центра. На стадии социализма та-ким Центром является государство, управляющее народным хозяйством на основе единого народнохозяйственного плана. Механизм планомерного хозяйствования имел сложное строение. Основными элементами этого механизма были: - централизованное планирование (базовый элемент); - организация управления (структура управления; формы организа-ции экономических связей; участие масс в управлении); - хозрасчетное стимулирование: оплата труда; ценообразование; фи-нансово-кредитные рычаги. В теории утверждалось, что планирование является центральным звеном, сердцевиной хозяйственного механизма социалистического обще-ства. Оно якобы придает развитию экономики организованность и упоря-доченность, обеспечивая согласованность и пропорциональность в разви-тии всех сфер и отраслей народного хозяйства, дает возможность концен-трации сил и средств на главных его направлениях. Хозяйственный механизм экономики СССР в главных своих чертах сложился еще в 30-е годы ХХ в. и просуществовал до начала 90-х годов. Сходные хозяйственные механизмы (системы управления экономикой) сложились и в других странах. Каковы же характерные черты хозяйствен-ного механизма социалистического общества? Прежде всего, тенденция к абсолютизации административных мето-дов хозяйствования, а, следовательно, к преувеличению роли государства в экономическом развитии. Это была административно-командная система управления. При этом, разумеется, речь идет лишь о преобладании ко-мандных методов, ибо чисто административной, как и чисто экономиче-ской системы управления, в реальной жизни не существует. Централизованное планирование было практическим воплощением социалистической идеи об управлении экономикой из единого центра. Три черты характеризовали его как метод управления социалистическим хо-зяйством. Во-первых, это всеохватность, во-вторых, директивность или обязательность для исполнения, и, в-третьих, адресность, то есть доведе-ние задания до конкретного предприятия-исполнителя. Кроме того, совет-ские экономисты-теоретики подчеркивали «научность» планирования как его фундаментальную особенность и преимущество перед анархическим развитием капитализма. На самом деле директивная обязательность плано-вых заданий приводила к произволу при их составлении, сокрытию резер-вов, частой корректировке плановых заданий, стремлению выполнять пла-ны любой ценой, не считаясь с затратами. Это вело к убыточности многих предприятий и целых отраслей. Твердые адресные задания как фундамент планирования, в свою очередь, вызывали необходимость централизованного распределения ре-сурсов. На этом была основана система фондированного материально-технического снабжения с громоздким механизмом предварительных зая-вок, порождавшая полную зависимость потребителей от производителей, дефицит, стремление обезопасить себя путем накопления производствен-ных запасов. Для третьего звена хозяйственного механизма было характерно то, что товарно-денежные отношения были формальными, преобладали пере-распределительные процессы и безвозмездное изъятие средств. Известно, что удельный вес убыточных и малорентабельных предприятий в эконо-мике ССР достиг к средине 80-х годов ХХ в. значительных размеров (око-ло 40%). Спрашивается, почему в течение многих лет такие предприятия могли существовать? Только потому, что государство изымало средства у тех предприятий, которые работали рентабельно, и передавало их нерента-бельным предприятиям. Соответствие трудового вклада и дохода при этом нарушалось, что вело к уравниловке, иждивенчеству и получению не зара-ботанных средств, как отдельными работниками, так и целыми коллекти-вами.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Бюрократическая система управления (хозяйственный механизм социалистического общества)» з дисципліни «Перехідна економіка»