Основные черты и закономерности переходной экономики
В переходном состоянии находятся ныне национальные экономики бывших социалистических стран. Стартом переходных процессов в них стал «уход» от плановой, командной экономики. Преобразования осущест-вляются как на макро-, так и на микроуровне. Первые – главные, к ним от-носятся: либерализация цен, приватизация, макроэкономическая стабили-зация, институциональная реформа. Но они не могут быть осуществлены без реформы на микроуровне, которая включает: - изменение субъектов экономики, характера связей между ними; - создание новых, рыночных субъектов; - формирование предприятий на базе частной собственности; - развитие средних и мелких предприятий, фермерских хозяйств. По своему характеру это изменения не в функционировании эконо-мики, а в ее развитии. Этим и обусловлены основные черты переходной экономики, характеризующие ее содержание. 1) Сосуществование в этой экономике элементов старых и новых экономических отношений. Возьмем, например, материально-техническое снабжение предпри-ятий. С одной стороны, здесь все больше развивается процесс рыночного самообеспечения предприятий всеми видами ресурсов. С другой стороны, в определенных объемах еще сохраняются элементы централизованного выделения топливно-энергетических (нефтяных) ресурсов, транспортных средств и запчастей. Или возьмем проблему создания информационных систем и монито-ринга рынков транспортных услуг. И здесь тоже наличествуют элементы старой и новой систем: с одной стороны сохраняется традиционная стати-стическая отчетность по линии Госкомстата и отраслевых министерств, хотя и в заметно меньших объемах; с другой – появляются системы на-блюдения, адекватные новым реальностям рынка транспортных услуг и возникновению новых хозяйствующих субъектов. Ели с первым дела идут неплохо, то со вторым почти никак не продвигаются. Между тем центра-лизованная информация по мере приватизации государственных предпри-ятий и возникновения новых частных субъектов транспортного бизнеса все больше становится недостаточной. 2) Особый характер противоречий – борьба элементов отмирающей и нарождающейся экономики 3) Неустойчивость переходной экономики Коль скоро переходная экономика в бывших социалистических стра-нах есть переход от плановой системы к рыночной, то само исходное со-стояние переходного процесса с точки зрения рыночной экономики есть состояние макронеравновесия. В производственной структуре командной экономики преобладало производство средств производства над производ-ством предметов потребления. Были характерны также: техническая и тех-нологическая отсталость большинства отраслей народного хозяйства; вы-сокая изношенность производственных фондов; отсутствовал реальный рыночный механизм, регулирующий все эти моменты. Далее, для развитой рыночной экономики макроэкономическое не-равновесие – временное явление. Силой свойственных ей внутренних за-кономерностей функционирования система постоянно возвращается в ус-тойчивое (равновесное) состояние. Своеобразными регуляторами подобно-го рода в рыночной системе являются, например, циклические кризисы. Иное дело – переходная экономика. Она характеризует процесс перехода от одной системы к другой. Поэтому весь процесс перехода сам по себе представляет именно неустойчивое состояние, переход к будущему устой-чивому состоянию. Поэтому макронеравновесие в переходной экономике не временное, а постоянное явление, закономерность переходной экономи-ки. Макроэкономическая нестабильность обусловливает особый харак-тер противоречий переходной экономики. Эти противоречия суть противо-речия устойчивости и неустойчивости, увеличения производства и его со-кращения, равновесия и неравновесия при общей определяющей роли мак-роэкономического неравновесия. Основными формами этого неравновесия являются: структурное и финансово-кредитное неравновесие. 4) Альтернативный характер развития переходной экономики. Это означает, что итоги развития переходной экономики могут быть многова-риантными. Это вытекает из природы переходной экономики, в которой перемешаны элементы старой и новой систем, а также обусловлено много-образием факторов, воздействующих на процесс развития в этот период. Возможен и возврат к старой системе. Автоматического перехода в новое состояние не бывает. 5) Появление и функционирование особых переходных экономиче-ских форм – форм собственности, видов предприятий, способов регулиро-вания экономики. 6) Историчность, то-есть переходящий характер переходной эконо-мики, которая сменяется периодом зрелого развития экономической сис-темы. 7) Преобразование человека – экономического субъекта. Из человека – исполнителя, действовавшего по приказу свыше, он должен быть преоб-разован в активного субъекта рыночной экономики, ответственного за свое обеспечение (ликвидация патернализма). В наиболее концентрированном виде содержание переходной эко-номики выражается в ее закономерностях. Это следующие закономерно-сти. 1) Изменение роли государства. Это главная закономерность пере-ходной экономики. В командной экономике государство было единственным собствен-ником и распорядителем всех материальных богатств общества. В пере-ходный период значительная часть имущества переходит в частную собст-венность, и государство теряет монопольную власть на распоряжение бо-гатством общества. Экономическая деятельность в переходный период осуществляется не только государством, но и другими хозяйствующими субъектами – фирмами, физическими лицами. Государство становится од-ним из субъектов рыночной экономики. Происходят изменения в функци-ях государства. В переходной экономике преобладают две группы регулирующих функций государства: - установление «правил игры» хозяйствующих субъектов; - ликвидация или компенсация негативных эффектов рыночного по-ведения. Государство занимается вопросами охраны окружающей среды, организацией фундаментальных научных исследований, государственной системы образования, медицинского обслуживания и т.д.; - поддержание нормального функционирования национальной эко-номики. Это и обеспечение условий долгосрочного экономического роста, и сглаживание циклических колебаний, и структурная перестройка. Вторая группа включает функции, связанные с формированием ры-ночных отношений: - разработка хозяйственного законодательства, адекватного условиям рыночной экономики; - демонополизация экономики и поощрение конкуренции; - приватизация государственной собственности и поощрение частно-го сектора; Кроме того, в течение определенного периода государство вынужде-но брать на себя отдельные функции, которые в развитой рыночной эко-номике обычно выполняют другие экономические агенты. Это, например, мобилизация финансовых ресурсов для инвестиций. Регулирующие функции государства осуществляются посредством административных и экономических методов (средств). В начале переход-ного периода происходит разрушение или трансформация системы адми-нистративно-командных методов управления: отменяются поставки по централизованному плану; предприятиям предоставляется свобода в уста-новлении цен, выборе поставщиков и покупателей; ликвидируется госу-дарственная монополия внешней торговли и страхования. Однако админи-стративные методы продолжают применяться в ряде сфер деятельности. Так, например, государство на начальном этапе переходного периода со-храняет административный контроль над ценами и тарифами на социаль-но-значимые товары (хлеб, молоко, транспортные услуги). Во-вторых, ад-министративные методы регулирования используются как средство анти-монопольной политики. Государство вмешивается в деятельность естест-венных монополий, включая установление цен на их товары и услуги (РАО ЕЭС, ГАЗПРОМ). В-третьих, административные средства применяются для регулирования таких важных сфер экономики как внешнеэкономиче-ская деятельность и страхование. В первой сфере это количественные ог-раничения и лицензирование экспорта и импорта, а во второй – только ли-цензирование, но в обеих сферах лицензирование носит обязательный ха-рактер. Лицензирование – это выдача государственными органами власти разрешения (лицензии) на ведение определенной экономической деятель-ности. Так, в страховании это осуществляет Департамент страхового над-зора Министерства финансов РФ. На него возложена также разработка со-ответствующих методических и нормативных документов, обобщение практики применения страхового законодательства, защита интересов страхователей в случае банкротства страховых организаций. По мере становления рыночных механизмов возрастает значение де-нежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики и присущих им мето-дов регулирования экономики. 2) Вторая закономерность – стабилизация экономики. Стабилизация экономики – это предотвращение, торможение экономического спада, за-крепление и поддержание показателей функционирования экономики на определенном уровне, оздоровление хозяйства. Часто стабилизация эконо-мики достигается посредством мер, предусматриваемых программой ста-билизации. Важнейшей составной частью этой программы являются меры по финансовой стабилизации. В обстановке стремительной инфляции переходного периода без твердой денежной единицы экономика обречена на глубокий кризис. В этих условиях не работают рыночные институты, например, инвесторы не вкладывают средства в производство, так как не надеются вернуть их на-зад. В систему мер финансовой стабилизации входят такие меры как огра-ничение денежной эмиссии и минимизация дефицита государственного бюджета. Это меры борьбы с инфляцией как одной из форм макроэконо-мического неравновесия. 3) Приватизация. Приватизация – это продажа государственной соб-ственности в частную собственность физических и юридических лиц. Ча-стная собственность лежит в основе рыночной экономики, поэтому-то и необходима приватизация. Недаром ее называют ключом к рынку. По сво-им чертам приватизация в переходной экономике существенно отличается от аналогичного процесса в западных странах. Как заметил Я. Корнаи, ес-ли бы приватизация в Венгрии осуществлялась «по-английски», то на нее потребовалось бы 100 лет. Вместе с тем и для постсоциалистических стран минимальный срок для приватизации – около 10 лет. Было бы ошибкой переоценивать роль приватизации в переходной экономике. Приватизация – это не весь процесс преобразования собствен-ности, а лишь одна из форм этого процесса. Сама по себе она не повышает автоматически эффективность общественного производства. Наряду с приватизацией необходимы другие рыночные реформы и прежде всего – институциональная реформа. Должен сформироваться также новый тип хозяйствующего субъекта. Поэтому в переходной экономике основное внимание нужно обра-щать не на приватизацию старых предприятий, а на создание новых част-ных предприятий. Экономисты полагают, что это более эффективно, так как сразу исключает инерцию методов плановой экономики, требует меньших затрат и может быть реализовано быстрее. 4) Трансформационный спад. Термин «трансформационный спад» был введен в переходную экономику Я. Корнаи. Он отмечал, что при пере-ходе от плановой экономики к рыночной экономика переживает глубокий кризис, вызванный переходным, трансформационным состоянием эконо-мической системы. Оно выражается в том, что прежние, плановые меха-низмы организации хозяйственной деятельности уже разрушены, а новые, рыночные механизмы еще слабы или отсутствуют вообще. Основу трансформационного спада составляет экономический кри-зис, проявляющийся в падении объемов производства. Но по своему со-держанию понятие «трансформационный спад» шире понятия «экономи-ческий кризис». Механизм развития названного спада показывает, что по природе своей это не циклический и тем более не структурный кризис, ко-торые бывают в рыночной экономике, а именно трансформационный кри-зис, обусловленный масштабами и сложностью преобразований при пере-ходе от плановой экономики к рыночной. Он затрагивает не только эконо-мику, но и все стороны социальной системы. Во-первых, само содержание перехода от ресурсоограниченной к спросоограниченной системе означает коренное изменение типа ограниче-ний в развитии производства, следовательно, меняются и цели деятельно-сти каждого производителя. Вместо производства ради производства должно прийти производство ради удовлетворения потребностей. Верти-кальная система связей, основанная на получении приказа и его выполне-нии, сменяется горизонтальной – отношениями между самостоятельными предпринимателями. Во-вторых, к трансформационному кризису закономерно ведет структурная перестройка, то-есть изменение составных частей экономики. Для плановой экономики была характерна утяжеленная отраслевая струк-тура производства, то-есть был высок удельный вес отраслей, производя-щих промежуточный продукт. В-третьих, происходит преодоление государственного патернализма, без чего невозможно функционирование рыночной экономики. Ужесточа-ются бюджетные ограничения, влекущие за собой банкротство многих предприятий. Трансформационный спад был во всех постсоциалистических стра-нах, но особенно сильно он развернулся в России. Это во многом связано с тем, что плановая экономика просуществовала здесь значительно дольше, обусловив тем самым и большее наследие, и большие издержки преобра-зований. Существенны также масштабы российской экономики и выте-кающая отсюда сложность, разветвленность хозяйственных связей. В этом смысле большее влияние на Россию, чем на другие страны СНГ, оказал распад СССР и прекращение деятельности СЭВ (Совета экономической взаимопомощи). 5) Интеграция в мировое хозяйство. Одна из важнейших задач Рос-сии в переходный период в экономической сфере – определить свое, соот-ветствующее ее масштабам и потенциалу, место в мировом хозяйстве. Бу-дучи составной частью советской экономики, российская экономика была ориентирована на участие в международном разделении труда преимуще-ственно среди стран-членов СЭВ. Особенностью этой интеграционной группировки было централизованное регулирование внешнеэкономиче-ских связей с помощью плана. Это позволяло ограждать национальные экономики от «бурь мирового рынка», но одновременно ограждало от не-обходимости постоянно объективно оценивать уровень эффективности на-ционального производства. Закономерное следствие таких «тепличных» условий – отставание от мировых интеграционных процессов, слабая встроенность в систему международного разделения труда, международ-ную торговлю и международные валютно-финансовые отношения. Искусственная изоляция советской экономики от мирового рынка явилась одной из главных причин отставания нашей промышленности по техническому и технологическому уровню. Отечественные предприятия не могли воспользоваться преимуществами международного разделения тру-да. Закрытость экономики сопровождалась автаркией, то есть формирова-нием самодостаточной экономической системы, в которой производилась вся номенклатура промышленной продукции, хотя многие виды продук-ции было дешевле купить за рубежом. Советские предприятия не сталки-вались с конкуренцией зарубежных товаров, теряя стимулы к повышению качества и расширению ассортимента своей продукции. В условиях открытой экономики цены мирового рынка определяют цены на отечественную продукцию и делают это намного эффективнее, чем любой государственный орган. В этом случае у производителей Рос-сии остается один путь для процветания – повышение качества и конку-рентоспособности продукции, расширение ее производства при сокраще-нии издержек. При этом государство должно контролировать, чтобы внешняя конкуренция не превратилась из созидательного фактора в силу, разрушающую российскую экономику. Перед государством встает задача перераспределения финансовых ресурсов для создания условий, обеспечи-вающих выживание отечественной экономики в условиях ее все большей открытости. Необходимы экономическая переоценка и экономическая за-щита всех государственных ресурсов - земли, природных богатств, фондов, запасов сырья, материалов, готовой продукции. Главное достояние России в переходный период – природные богатства. Они требуют рационального использования и высокой оценки в соответствии с критериями мирового рынка. И делать экономику страны открытой следует только при условии экономической оценки и экономической защиты ее ресурсов. В этом слу-чае снижается риск негативных проявлений в экономике под воздействием ее открытости. В перспективе все более настоятельной становится необходимость масштабного участия России в решении глобальных проблем человечества (например, освоение Мирового океана, охрана окружающей среды). Для этого необходимо активное участие России в работе международных орга-низаций: - специализированных и региональных организаций ООН (конфе-ренция ООН по торговле и развитию – ЮНКТАД); - продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН – ФАО; - Международный валютный фон – МВФ; - Всемирная торговая организация – ВТО; - Всемирный банк; - Всемирная организация интеллектуальной собственности; - ЕС, ЕАСТ, ОЭСР и др. Отсюда курс России на активизацию работы в международных орга-низациях, в которых она является полноправным членом, и на получение статуса члена в организациях, где она таковым не является (например, ВТО). Еще одно перспективное направление интеграции России в мировую экономику – участие в многосторонних международных экономических проектах, число которых множится. Особая проблема – перспективы экономических отношений России со странами ближнего (или нового) зарубежья. В общих рамках соблюде-ния интересов России рассматриваются разные модели ее отношений с бывшими республиками Союза. Раньше существовала экономическая сис-тема, которую называли ЕНХК СССР – единый народнохозяйственный комплекс СССР. Сейчас к этому определению нередко относятся ирониче-ски, но нельзя не замечать того, что степень взаимосвязанности союзных республик была очень высока. И это не может, да и не должно исчезнуть. Как же должна происходить современная интеграция? Современная мо-дель интеграции предусматривает создание единого экономического про-странства, включающего общую денежно-кредитную систему, отсутствие каких-либо ограничений в движении товаров, услуг, капитала; свободное перемещение населения; скоординированную политику; общую линию по отношению к третьим странам. Ныне такой интеграции еще нет, есть лишь отдельные ее элементы. Задача – их развить. К началу ХХI в. наиболее тесные связи Россия установила с Белоруссией и Казахстаном. Необходим прогресс в экономических отношениях с Украиной. Правительственная программа Российской Федерации об углублении экономической интеграции со странами СНГ, утвержденная Указом Пре-зидента РФ от 14.09.1995г., определяет главные направления, по которым будет развиваться экономическое взаимодействие: это торговля, денежно-кредитные и платежно-расчетные отношения, совместные инвестиционные программы, функционирование международных хозяйственных структур.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Основные черты и закономерности переходной экономики» з дисципліни «Перехідна економіка»