Ценности Просвещения можно сделать значимыми для нашего времени путем замещения разума ошибочностью и замены «обремененной личности» необремененной личностью философов Просвещения. Под «обремененными личностями» я имею в виду людей, нуждающихся в обществе, — людей, которые не могут существовать в прекрасной изоляции, но все же лишенных чувства принадлежности, которое было настолько огром-ной частью жизни людей во времена Просвещения, что они даже не осознавали этого. Мышление «обремененных личностей» формируется их общественным окружением, их семьей и другими связями, культурой, в которой они воспитывались. Они не занимают вневременную, лишенную перспективы позицию. Они не наделены совершенным знани-ем, они не лишены корысти. Они готовы бороться за выживание, они не изолированы; не-важно, насколько хорошо они будут бороться, но они не выживут, поскольку они не бес-смертны. Им необходимо принадлежать чему-то большему и более длительно сущест-вующему, хотя, будучи подверженными ошибкам, они могут не признавать этой своей по-требности. Другими словами, это — настоящие люди, мыслящие агенты, мышление кото-рых не свободно от ошибок, а не персонификации абстрактного разума. Выдвигая идею «обремененной личности», я, безусловно, занимаюсь тем же аб-страктным мышлением, что и философы эпохи Просвещения. Я предлагаю еще одну абст-ракцию, основанную на нашем опыте, но с их формулировкой. Реальность всегда сложнее, чем наше толкование. Диапазон людей, живущих на земле, может варьировать в беско-нечно широких пределах: от тех, кто приблизился к идеалам Просвещения, до тех, про ко-го едва ли можно сказать, что они живут как личности, — при этом кривая распределения явно отклоняется в сторону последних. Идея, которую я хочу донести, заключается в том, что мировое сообщество ни-когда не может удовлетворить потребность людей в адекватной принадлежности. Оно ни-когда не сможет стать сообществом. Оно — такое большое и пестрое, в нем присутствует так много различных культур и традиций. Те, кто хочет принадлежать общности, должны искать ее где-то еще. Мировое сообщество должно всегда оставаться чем-то абстрактным — некой универсальной идеей. Оно должно уважать потребности «обремененной лично-сти», признать, что эти потребности не удовлетворяются, но оно не должно стремиться удовлетворить их полностью, потому что никакая форма общественной организации не может удовлетворить их раз и навсегда. Мировое сообщество должно осознавать свою ограниченность. Это — универ-сальная идея, а универсальные идеи могут стать очень опасными, если они заводят слиш-ком далеко. И именно мировое государство завело бы идею мирового сообщества слиш-ком далеко. Все, что может дать универсальная идея, так это — послужить основанием для правил и институтов, необходимых для сосуществования множества обществ, состав-ляющих мировое сообщество. Оно не может дать сообщество, которое удовлетворило бы потребность людей в принадлежности. Но тем не менее идея мирового сообщества должна представлять нечто большее, чем агломерацию рыночных сил и экономических операций.
Ви переглядаєте статтю (реферат): ««Обремененная личность»» з дисципліни «Криза світового капіталізму»