Технологический банк управленческой конфликтологии
Конструирование управленческого общения. Конфликтологическая компетентность руководителя проявляется в его умении проектировать и создавать здоровое управленческое общение. Представляя собой специфический срез общения вообще, оно выступает как реальная сфера делового взаимодействия руководителя с людьми. Есть такое научное понятие как катексис, которое означает размытие границ между нами и окружающим миром. Нечто подобное можно наблюдать в общении некоторых руководителей со своими подчиненными. Например, увлечение руководителя "демократизмом" часто приводит к нарушению разумных допусков в управленческом общении. Как и его повышенная склонность держать людей на дистанции обусловливает взаимную отчужденность. Все это конкретные виды девиантного поведения, т.е. отклонения от определенных социальных норм общения и руководителя, и подчиненных, что неизбежно приводит к образованию нездоровых конфликтных ситуаций. Не конфликтов, а именно конфликтных ситуаций. Другими словами, в воздухе пахнет грозой, но она еще не разразилась. Конфликтная ситуация обычно имеет экспрессивный или вялотекущий характер. Ее предпосылкой, как правило, является какое-то неудовольствие человека или аффектность его поведения. Ф.М. Достоевский, И.С. Тургенев, Л.Н. Толстой, B.C. Соловьев неоднократно обращали внимание на такую характеристику русского народа как терпение, пассивность, равнодушие, покорность судьбе. Что позволяет предполагать об активной роли подсознания при втягивании нас в конфликтные ситуации, о приоритетном значении в ее протекании эмоции, а не разума. Именно в подсознании концентрируются причины предконфликтных и конфликтных ситуаций. Оно энергетически предрасположено к столкновениям. Все это следует учитывать при формировании управленческого общения. Ли Якокка прав, утверждая, что менеджер, не умеющий общаться, не может быть допущен к управленческой деятельности. Известно, что поездка в автомобиле в 70 раз опаснее, чем на самолете. В таком примерно сопоставлении можно представить сложность выстраивания бытового и управленческого общения. Вместе с тем есть руководители, которые прекрасно справляются с проблемами служебного общения, но не умеют общаться со своими детьми или с женой. Любое желание руководителя построить управленческое общение бесконфликтно - ложное намерение, которое ведет к использованию негодных средств. Например, снижение требовательности, неискреннее комплиментирование, несправедливое поощрение. Чаще всего одна ошибка (ложное желание) неизбежно влечет другую - использование недостойных средств. В итоге управленческое общение приобретает взрывоопасный или латентно-юродивый характер. Умение противостоять ударам. Это важное личностно-профессиональное качество современного менеджера, особенно командора, который должен иметь стоический, а не бойцовский, как иногда говорят, характер. Хладнокровие и внутренняя собранность - важное личностное достояние руководителя как профессионального управленца. Такой характер необходим прежде всего тем руководителям, которые мечтают, говоря словами Наполеона, о маршальских звездах. Счастлив тот, кто генетически одарен волевым характером. Однако многим его приходится вырабатывать прижизненно, ставя перед собой возвышенные (напряженные) цели. Чтобы успешно противостоять ударам жизни, руководителю полезно обратиться к концепции о нравственном закаливании П. Ф. Каптерева. Ее суть состоит в следующем: "Под ним нужно разуметь развитие значительной душевной энергии и стойкости при самых неблагоприятных обстоятельствах, способность отказаться от разных, более или менее значительных удовольствий для достижения поставленной цели". Как заряжать себя душевной энергией и обретать волевую стойкость? Подобный вопрос волнует многих руководителей - как опытных, так и молодых. Рассмотрим следующую технологическую цепочку: потребность - интерес - цель. Ее освоение и четкое соблюдение помогут руководителю осмысленно проектировать свои управленческие действия, ясно представлять, как сделать подчиненных своими единомышленниками. Кстати, последнее весьма важно с точки зрения смягчения характера конфликтных ситуаций в трудовом коллективе и для воспроизводства в нем конструктивных конфликтов. Человек начинает действовать по мере актуализации в нем определенной потребности. Итогом ее осмысленной актуализации является интерес к конкретной проблеме. Благодаря интересу движение к удовлетворению потребности вызывает необходимость формулировки цели движения. Стремление к цели активизирует волю, а потому энергично задействуется мыслительная деятельность человека. Данную технологическую цепочку теперь дополним еще одной, благодаря которой руководитель более отчетливо сможет представить внутренние пружины поведения людей, что имеет важное значение для его конфликтологической компетентности. Выглядит данная технологическая цепочка таким образом: стимул - мотив -результат. Цель, как вынесенное из сознания человека нечто для него желанное, выступает в качестве мощного стимула. Цель-стимул может быть одухотворенной: "Хочу стать образованным" или предметно выраженной: "Хочу иметь автомобиль". Величайшим управленческим искусством является умение руководителя находить цели-стимуляторы, возбуждающие в работниках интерес к добросовестному труду, сплачивающие их в дружные и деловые коллективы. Русский врач М.Я. Мудров писал, что врачевание есть искусство работы со страдающим человеком, который нуждается прежде всего в душевных лекарствах, врачующих тело. Душевным лекарством, врачующим управленческое общение, являются созидательные цели, которые руководитель ставит перед людьми и строит с ними работу по их успешной реализации. Так решается важнейшая задача управления - оказание помощи персоналу в формировании у него профессионально-этической мотивации отношения к своей трудовой деятельности и к своим коллегам по работе. Такой результат деятельности руководителя позволяет ему успешно решать многие проблемы. И прежде всего создать необходимые условия для нормального протекания в трудовом коллективе конфликтных ситуаций. В формировании здоровой мотивации у работников велика роль "карьерной политики", которую призван осуществлять руководитель в трудовом коллективе. Однако в основном служебная карьера является уделом самих работников, что нередко приводит к проблемам при общении "руководитель-подчиненный" и "коллега-коллега". Создание "технологии карьерного удовлетворения", ее умелое применение в деловом социуме - важный показатель конфликтологической компетентности руководителя. Чем объективнее он в оценке личностно-делового потенциала подчиненных, чем больше им проявляется усилий по его активному использованию, тем выше ощущение его справедливости. Что предоставляет ему значительные возможности для управляющего воздействия на состояние различных конфликтогенных факторов (личностных и социальных), для упреждения перехода конфликтных ситуаций в деструктивные конфликты. Ориентация на служебную карьеру присуща молодым работникам, но чаще всего она, как устойчивая настроенность, присутствует у профессионально честолюбивых людей. Они составляют важный страт в составе персонала делового социума, внимательная работа с которыми позволяет руководителю заручиться поддержкой у наиболее целеорганизованной социальной части работников. Что имеет огромное значение для выращивания неформальных лидеров, кадрового резерва на выдвижение, формирования необходимого для руководителя гражданского самочувствия и общественного мнения персонала делового социума. Править должны лучшие. Эти слова взяты из высказывания философа И. Ильина о том, что составляет один из важных принципов демократии как общественного образа жизни людей. В демократическом обществе не только само государство жестко соблюдает данный принцип, но и каждый руководитель обязан проверить самого себя: насколько я соответствую по своим личностно-деловым качествам и отношению к управленческой деятельности данному принципу. Неоднократно приходилось убеждаться в том, что при подготовке менеджеров, когда речь заходит о конфликтологии и им подробно объясняют стили поведения в конфликте по "сетке" Томаса-Килмена, знакомят с теорией конфликта К. Левина, обучают методам разрешения конфликтов, не проверяют, соответствуют ли они социономическим требованиям, которые предъявляются сегодня к руководителю как профессиональному организатору. Многие знают Льюиса Кэрролла как автора чудесных книг "Алиса в стране Чудес" и "Алиса в Зазеркалье". Наверное, не многие знают, что их создатель тридцать лет преподавал математику в одном из колледжей г. Оксфорда. Как говорится, судьбе было угодно поспособствовать проявлению в конце концов не математического, а ее художественного дарования. Однако это могло бы и не состояться. Дееспособность быть руководителем определяется по многим параметрам. В этой связи разумно обратиться к соответствующим специалистам. Самому же удостовериться в своем праве занимать должность руководителя можно благодаря беспристрастным ответам на такие вопросы: · Удалось ли мне создать здоровую морально-психологическую обстановку в своем деловом социуме? · Каковы мои репутация и имидж среди подчиненных? · Насколько велико число моих коллег-единомышленников? · Позволяют ли деловые показатели работы моего трудового коллектива быть уверенным в его конкурентоспособности? Среди мер по упреждению деструктивных конфликтов в деловом социуме особое место принадлежит технологии самореализации самого руководителя как личности и профессионала. Следует признать, что активизация лучших личностно-деловых характеристик самого руководителя и его подчиненных является инновационной функцией управленческой деятельности. Самораскрытие и самосовершенствование призваны быть важнейшими субъективными условиями стремления руководителя соответствовать принципу "править должны лучшие".
У Аристотеля в труде "Политика" обозначены три качества, которыми должны обладать те, кто занимает высшие должности: · сочувствовать существующему государственному строю; · иметь большие способности к выполнению обязанностей, сопряженных с должностью; · отличаться добродетелью и справедливостью. Как утверждал Аристотель, человек рожден для двух вещей: для умопостижения и действия. Для осуществления этого мудрого совета можно воспользоваться следующей "технологической картой самореализации руководителя". По замыслу автора, она весьма проста, но это не снижает ее практической полезности. Она состоит из следующих позиций "отработки" личности: · Первая поящая: подбор вида управленческой деятельности. · Вторая позиция: повышение профессиональной квалификации. · Третья позиция: насыщение своей деятельности инновациями. · Четвертая позиция: укрепление личной репутации и имиджа. · Пятая позиция: достойное карьерное преуспеяние. · Шестая позиция: усиление внимания к личному ортобиозу. · Седьмая позиция: воссоздание наибольшей радости в семье. Король Генрих, герой шекспировской драмы, говорил, обращаясь к жене: "Пойдем, жена, научимся мы править, иль Англия власть нашу проклянет". Чтобы избежать подобного отношения к себе, руководитель должен периодически в своем деловом социуме проводить социометрические и этикометрические замеры своего личного и служебного статуса. Для упреждения конфликтов руководителю необходимо обладать информацией о том, как подчиненные оценивают его стиль работы, манеру общения с ними, считают ли его справедливым и мудрым при принятии решений. Благодаря проведению подобных мониторингов можно выявить рейтинг популярности руководителя, обнаружить реальные недостатки в его работе и даже выявить их причины. Проводя такой мониторинг всех руководителей, можно наилучшим образом отладить "номенклатурные колеса" управления. В наше время активно формируется такой морально-психологический феномен как социальная зависть. Его появление обусловлено резким экономическим расслоением людей. Конечно, руководитель должен иметь адекватную своему труду оплату. Однако материальное поощрение подчиненных должно быть объективным и справедливым. Не следует скупиться на доброе слово при профессиональных успехах подчиненных. Надо постоянно находить возможности для удовлетворения их социальных потребностей: служебное питание, оказание помощи в лечении. Кроме того, необходимо шире использовать делегирование полномочий. Особенно чаще поручать работникам выполнять различные менеджерские поручения. Руководитель, который не боится делиться властью со своими подчиненными, как правило, выглядит более сильным как управленец. Варианты поведения в конфликте. В управленческой конфликтологии есть такое понятие как "стратегия поведения". Ее смысл состоит в том, чтобы помочь руководителю овладеть следующими базовыми моделями поведения в конфликтных ситуациях и в самих конфликтах. · Включенное соучастие: руководитель находится в стане конфликтующих субъектов, пассивно поддерживая кого-то или занимая нейтральную позицию. · Компромиссное поведение: руководитель предлагает различные примиренческие варианты снятия напряжения между конфликтующими субъектами. · Конфронтационные действия: руководитель обостряет свои отношения с одним конфликтующим субъектом или со всеми. · Стороннее присутствие: руководитель общается с конфликтующими субъектами, делая вид, что их проблемы его не волнуют, а потому он не стремится проявить своего отношения к ним. · Конструктивная деятельность: руководитель оказывает конкретную помощь конфликтующим субъектам по решению их проблем, активно противодействует каким-либо попыткам разжигать страсти, создавать очаги противостояния в своем деловом социуме. В свое время Мэри Паркер Фоллет, ратуя за необходимость создания на предприятии атмосферы "подлинной общности интересов", предложила три варианта непосредственного разрешения конфликта: доминирование - компромисс - интеграция. Как активная сторонница развития на предприятии системы партисипаторного менеджмента, т. е. привлечения рабочих к соучастию в управлении на всех уровнях, она считала, что это способствует уяснению рядовыми работниками простой истины: важно не перед кем каждый из них отвечает, а за что каждый из них ответствен. Это как бы лишает работника пристрастно реагировать на информацию, исходящую от субъекта. Любая технология разрешения конфликта должна строиться на снятии у его участников нечто субъективного и на переключении их внимания на нечто объективное. Чем это лучше удается, тем надежнее срабатывают все другие усилия по разрешению конфликта. В конфликте двух точек зрения целесообразно оппонирование перевести на язык экономического расчета или на наглядность технического эскиза. Эффективно действует прием аргументации, как теоретической (ссылка на научные авторитеты), так и эмпирической. Когда конфликты носят сугубо межличностный характер, то полезно искусное создание "паузы" или "разведение сторон" с поля боя. Это может быть и перевод работников из одного подразделения в другое, и служебная командировка, и поручение какого-то ответственного задания, переключающего внимание с конфликта. До 70% конфликты в деловом социуме провоцирует руководитель. В одних случаях его поведение становится объективным фактором, инициирующим конфликт. Нередко причиной бывает субъективизм самих подчиненных в виде предвзятого реагирования на руководителя как на личность, так и на его служебные действия. Принципиальность - важнейшее качество руководителя. Вот почему ему не надо опасаться конфликтов, как следствия проведения в жизнь своей стратегии и тактики управления. Весьма рискованно, когда руководитель выбирает тактику "приспособления". Так, компромисс допустим, но как временная уступка, необходимая для осмысления своего поведения и подбора соответствующей аргументации. Возможен конфликт как "бой", в котором проявляется профессиональная смелость и личностная неординарность руководителя. Вдумаемся в такой факт: в США на долю небольших акционерных компаний приходится около 50% всех крупных изобретений, созданных за последние тридцать лет. Чем это можно объяснить? Отнюдь не тем, что в небольших деловых структурах работают самые умные люди или что труд их лучше оплачивается. Скорее всего, тем, что в малых деловых социумах работники имеют более доверительные формальные и неформальные отношения, а поэтому они более свободны в высказывании собственного мнения. На подобной психологической основе функционируют "кружки качества" в Японии, преуспевающей в освоении различных "ноу-хау". В ряде японских компаний используется тактика "без забастовок - согласованный ответ". Перед началом смены ежедневно проводится пятиминутка с мастером, в процессе которой обсуждаются задачи предстоящего рабочего дня, предоставляется возможность каждому высказать свое недовольство всем, что касается трудовых отношений. Ежедневное "выпускание паров" не дает перерасти конфликтной ситуации в конфликт. Экспертиза конфликтной ситуации. Ее предназначение сугубо прикладное: диагноз и проектирование состояния конфликтной ситуации, разработка вариантов возможного достижения согласия сторон при переходе ситуации в конфликт. В деловых социумах конфликты нежелательно доводить до жесткой эмоциональной конфронтации. Даже если речь идет о межличностных столкновениях неформального характера. Стороны могут не прийти к согласию, но они тем не менее должны быть сдержаны в проявлении эмоций в интересах производительной жизнедеятельности делового социума. Для обеспечения такого поведения работников руководителю полезно владеть экспертизой конфликтной ситуации. Схематично названная экспертиза - это своего рода синоптическая конфликтологическая карта руководителя, которую желательно иметь по каждому подразделению, если в возглавляемом им деловом социуме таких несколько. Выглядит она следующим образом: Показатели База данных Объективные конфликтогенные условия Субъективные конфликтогенные условия Социометрический статус группы Этикометрический статус группы Прогноз возникновения конфликтов Гипотезы протекания конфликтов Варианты разрешения конфликтов Меры по блокированию синдрома "злой памяти" Есть такое в философии понятие - "предпонимание". В подобном умственном состоянии оказываются некоторые руководители, когда им предлагается подобная синоптическая карта, но они, понимая ее полезность, вместе с тем не очень расположены заниматься подобной работой. Хотя при опросе руководителей и подчиненных оценка руководителями ряда своих личностно-деловых качеств (например, справедливости) по сравнению с их оценкой его подчиненными в три раза выше. Интересны данные педагогических исследований: 55% учителей утверждают, что в конфликте с учащимися они находят взаимопонимание, однако только 5% учащихся это подтверждают. При экспертной деятельности руководителя как конфликтолога важно использовать различные схемы сбора и аналитики соответствующей информации. В качестве одной из таковых можно предложить следующую: Сильные стороны личности. Слабые стороны личности. Положительные резервы личности. Конфликтогенная особенность личности. Собрав информацию по каждой позиции, осмыслив ее самостоятельно, а в ряде случаев с помощью привлеченных специалистов (психологов, социологов, этиков, педагогов), руководителю рекомендуется каждый обозначенный блок рассмотреть с такой точки зрения: КАКИЕ можно по отношению конкретного работника проделать ПРОЦЕДУРЫ, благодаря которым будет реально: · простимулировать активность проявления сильных сторон; · нейтрализовать или затушевать слабые стороны; · рационально задействовать положительные резервы; · учесть при технологии общения конфликтогенные особенности. В конце составляется "Программа процедур конфликтологической работы с личностью". Исходя из нее, руководитель может составить план индивидуальной и групповой работы, имея в виду систему мер личного и направленного влияния трудового коллектива на конкретную личность. Подобная методология экспертной конфликтологической работы руководителя приемлема и тогда, когда в качестве субъекта рассматривается отдельное подразделение или весь трудовой коллектив. Работа с "Конфликтологической синоптической картой" и приведенной выше "Схемой сбора и аналитики человековедческой информации", ориентированной на упреждение и преодоление конфликтов, помогает руководителю лучше ориентироваться в морально-психологической обстановке своего социума, ясно понимать характер конфликтных ситуаций в нем. Компетентный и уверенно действующий руководитель вызывает у подчиненных доверие. Такой руководитель пользуется авторитетом, что способствует созданию в трудовом коллективе оптимистического делового настроя и желания подчиненных активно с ним сотрудничать
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Технологический банк управленческой конфликтологии» з дисципліни «Управлінська антропологія: людська компетентність менеджера»