Стиль работы руководителя. Со временем у каждого руководителя складывается свой управленческий стиль. Это - своеобразный стереотип умственных проявлений и реальных поступков, которые присущи данному руководителю. Стиль работы руководителя является наглядным проявлением тех принципов, форм и методов реализации управленческих задач, благодаря которым наглядно демонстрируются его личностно-деловые качества и антропологическая (в том числе и психологическая) подготовленность. По данным американского журнала "Бизнес", не менее 20% потерь от текучести кадров, прогулов, сопротивления серьезным переменам на работе вызваны профессиональными неврозами. Ежегодно это наносит американской экономике ущерб в 500 миллионов долларов. В работе руководителя важное место уделяется общению. Общение - взаимодействие людей, процесс образования и функционирования их взаимоотношений. В общении осуществляется обмен деятельностью и ее результатами, формируются настроения и взгляды, выявляется уровень взаимопонимания, вырабатываются привычки и традиции. Общение - базовая категория психологии как личностной, так и социальной. Велика ее роль в управленческой психологии. С общения начинается становление личности как новообразовательного феномена рода человеческого. Обобщенная классификация общения такова: коммуникативная, интерактивная и перцептивная. В управленческой деятельности ожидается предпочтение коммуникационному общению, в процессе которого происходит обмен знаниями и сведениями, поддержка или отрицание источников информации, распространение или пресечение слухов. Вполне понятно, что менеджер заинтересован в овладении разнообразными формами и методами информационного взаимодействия с людьми, в умелом использовании интерактивного и перцептивного общения в профессиональной практике. Многообразны формы общения. Специфической его формой является управленческое общение. Выделим следующие виды управленческого общения: · субординационное - общение между руководителем и подчиненным, когда в основу взаимоотношений положены административно-правовые нормы; · служебно-товарищеское - общение между руководителем и его коллегами, когда в основу взаимоотношений положены административно-этические нормы; · дружеское - общение между самими руководителями, между ними и работниками, когда в основу общения положены морально-психологические нормы. К сожалению, отечественные руководители нередко страдают абсолютизацией какого-то из названных видов управленческого общения. Например, превалирование дружеского общения в ущерб субординационного или негибкое использование служебно-товарищеского общения как общения между коллегами. Это провоцирует одних работников на разболтанность, других на подхалимство, а у третьих могут появиться профессиональные неврозы. Искусное использование указанных видов управленческого общения позволяет руководителю создать "комфорт общения" в трудовом коллективе и усилить "эффект личной самопрезентации". При этом наибольшего успеха добивается тот руководитель, который, воспитав прежде всего у подчиненных привычку к субординационному общению как обязательному условию выстраивания здоровых деловых отношений, в зависимости от конкретной личности и ситуации использует и другие виды управленческого общения. Небольшое исключение. Оно касается общения руководителя с женщинами-подчиненными. Надо иметь в виду, что они испытывают внутреннее отвращение к холодной беспристрастности, потому что, как утверждал автор книги "Психология женщин" С. Гейман, она не дает никакого удовлетворения их эмоциональной потребности, поэтому обращаться с ними необходимо корректно и дружелюбно. Авторитет. Это приоритетный субъективный фактор успешной деятельности руководителя. В совершенной организации слабый руководитель приносит меньше вреда, однако авторитетный руководитель любой организации сумеет достойно выполнять свои управленческие функции. Под авторитетом руководителя понимается то морально-психологическое влияние, которое он оказывает на людей, то доверие, которым он пользуется среди них. Авторитет - формальные и неформальные отношения, сложившиеся между руководителем и работниками. Обретение таких качеств, как личное влияние и доверие людей, можно представить схематично: репутация - лидерство - авторитет. Репутация (признание) складывается на основе впечатлений людей и их осведомленности о личностно-деловых качествах руководителя. Лидерство - показатель сложившихся неформальных отношений руководителей с людьми и их эмоционально позитивного его восприятия. Авторитет является осознанным признанием людьми ценности личностно-деловых качеств руководителя и проявления к нему своего доверия. Восприятие авторитета руководителя подчиненными психологически сопряжено с их оценкой престижа его должности. Схематично взаимосвязь "престижа должности" и "личного авторитета" можно представить в виде весов: на одной чаше - престиж должности, на другой - авторитет личности. Равновесие весов свидетельствует о соответствии личного авторитета престижу должности. Если престиж должности перетягивает личный авторитет, то налицо несоответствие руководителя занимаемой должности. Если личный авторитет перетягивает престиж должности, то это свидетельствует о наличии у руководителя управленческого запаса прочности, оправданности повышения его в должности.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Управленческое общение» з дисципліни «Управлінська антропологія: людська компетентність менеджера»