Как известно, методология - это научная логика и соответствующий ей познавательный инструментарий. Пока еще никто не определил на что способно деловое честолюбие, если его обладатель владеет научными способами познания проблем, решение которых позволит людям быть честными и счастливыми. Овладение менеджерами интеллектуальными технологиями познания прежде всего предполагает выработку у них интереса к научной логике как одной из актуальнейших задач, говоря словами Л.С. Выготского, "философии практики". Философия менеджмента - одна из разновидностей "философии практики". Вот почему в методологии философии менеджмента имеется соответствующий "научный аппарат", под которым В.И. Вернадский подразумевал систематизацию, отбор и обобщение научных фактов. Предназначение научного аппарата - построение теорий, которые позволят создавать различные учения и учебные дисциплины. Например, современный менеджмент - это учение, которое сложилось с помощью научного аппарата, разработанного такими видными специалистами, как А. Файоль, Ч. Барнард, М. Вебер, П. Керженцев, Д. Гвишиани. В управленческой деятельности менеджерам все чаще приходится обращаться к научному аппарату для логичного отбора и систематизации реальных и виртуальных фактов, что позволяет избегать крупных просчетов и утраты своей служебной репутации. Благодаря этому они более застрахованы от многих человеческих заблуждений. В философии менеджмента формируется свой научный аппарат познания. Чем лучше этот аппарат отработан, тем продуктивнее идет процесс осмысления менеджером решаемых им проблем. В управленческой деятельности познание условий и причин происходящих событий является обязательным методологическим требованием. При этом соблюдается определенная логика достижения этого. Рассмотрим ее. Логику познания можно представить как процесс выявления существенного, устойчиво повторяющегося и того особенного, что отличает изучаемый объект от других. По словам Карла Линнея, достоверное знание основано на обнаружении существенной особенности, которая отсутствует у других. В этой связи небезынтересно утверждение Шерлока Холмса о том, что расследование следует начинать с исключения невозможного. Для придания предметности познанию важно соблюдать его общую технологию, суть которой выражена в следующих познавательных процедурах: отживого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике. Названные процедуры как бы вмонтированы в управленческую деятельность менеджера. Однако далеко не всегда, используя их, он получает то, что должно быть результатом его умственных усилий - истину. Она всегда конкретна и определенна. Ее полезность состоит в том, что в обобщенном виде она предстает в виде правдивой информации, использование которой позволяет менеджеру действовать уверенно, не боясь совершить каких-то серьезных ошибок. Связующая процедура технологии познания. В качестве таковой в общей технологии познания, как уже отмечалось, выступает абстрактное мышление. Если говорить точнее, то одной из основных операций мышленияявляется абстракция, т.е. способность к вычленению каких-то признаков изучаемого объекта, отвлекаясь от других. Посредством абстракции формируются обобщенные результаты мышления, которые мыслимо изъяты из контекста других явлений, что позволяет проследить их взаимосвязи. Абстрактное мышление - обязательное условие творческих подходов и самых разнообразных футурологических прожектов. Сопоставим абстрактное мышление с такими способами мышления как осязательный и моторный. Кстати, они являются составляющими "технократического мышления", которое свойственно людям, имеющим инженерное образование, как следствие их многолетнего обучения в основном логике "мертвого тела". При постоянном размышлении о реальных вещественных факторах у людей с техническим образованием в большем тренинге находится осязательное и моторное, чем абстрактное мышление. Не случайно они комфортнее себя чувствуют, когда оперируют фактами и дискомфортно, когда им приходится их додумывать. Это своеобразие мышления наглядно проявляется при проведении тренингов по омфалоскепсису - "созерцанию собственного пупка". Неудовольствие этими занятиями, а часто и откровенные протесты прежде всего выражают технократы. Им сложно абстрагироваться, чтобы на базе имеющейся информации о своем пупке создать какие-то связные рассуждения, тем более концептуального вида. Для тех, кто владеет абстрактным мышлением, подобное созерцание является интеллектуальным стимулятором. Такие люди предрасположены к "эффекту случайного нахождения", к построению "на песке" каких-то содержательных теоретических моделей. Управление - деятельность, открытая новым идеям. Она по своему назначению инновационна. Тот, кто ею занимается, постоянно находится в поиске эффективных способов изучения, решения и предвидения прежде всего на абстрактном уровне, т.е. мысленно отвлеченном. В этом процессе есть свои "точки отсчета" движения мысли к истинному знанию. Их четыре: впечатление, представление, понятие, умозаключение. Первая "точка отсчета" свидетельствует, что у нас есть первоначальная чувственная информация. Вторая: в результате обработки этой информации с помощью простых логических приемов у нас складывается определенная информационная ориентация. Третья: освоение данной информации усиливает познавательный интерес, что стимулирует применение сложных логических операций (например, выявление существенных, устойчивых признаков, обнаружение особенностей). Четвертая: оперируя установленными сущностными характеристиками, мы приходим к определению содержательной значимости познаваемого явления (информации) для практической деятельности или в жизни вообще. Существует несколько "ключей познания". Рассмотрим имеющие исходное назначение. С их применения познание переводится на новый качественный уровень: системного изучения объекта, благодаря которому возможно содержательное раскрытие его разнообразных взаимосвязей. Таковыми "ключами познания" выступают следующие способы толкования: лингвистический, исторический, экономический, политический, правовой, экологический и др. Проиллюстрируем их использование. Кто-то захотел самостоятельно разобраться в том, что такое частная собственность. Для этого первоначально следует определить семантику понятия "частная собственность". В этой связи доступнее всего обратиться к истории этого явления, чтобы выявить его экономический, политический и правовой статус в обществе, сопоставить данный вид собственности с другими ее видами, которые имеются в обществе. Многоаспектное познание частной собственности позволяет объективно установить ее содержание, место и роль в жизнедеятельности людей. Все это, безусловно, повлияет на истинное ее понимание и определение личного к ней отношения. Системное применение названных и других способов толкования помогает выявить динамику (статику) изучаемого явления, его реальные и возможные связи с другими явлениями, выйти на установление их причинно-следственных зависимостей. Последнее не только характеризует уровень истинности познания, но и признается в менеджменте в качестве необходимого условия объективного обоснования рациональных целей и эффективных управленческих действий, Особое место в системе "способов толкования" занимает логический способ толкования, который в мыслительной деятельности выступает в таких общеизвестных формах, как дедукция и индукция. Дедукция - это познание от общего к конкретному, а индукция - от конкретного к общему. Не владея ими, невозможно продуктивно использовать все другие способы толкования. В познавательном плане, как правило, эффективно обоюдное применение дедуктивного и индуктивного подхода. В целом же логический способ толкования самостоятелен и предваряет применение других способов толкования. Вспомните изучение "частной собственности", о чем говорилось выше. Оно начиналось с такой операции абстрактного мышления, как выявление данного феномена как понятия, что имеет ключевое значение в логике. Известно, что логика Аристотеля - логика понятий. Являясь одним из ее основателей, он придавал огромное значение категориальному совершенству вводимых в оборот понятий. Они для людей - смысловые символы, с помощью которых осознанно плетется ткань их личных и общественных отношений, организуется совместная трудовая деятельность. Понятия - это мыслительные инструменты познания. Чем они доступнее и вернее, тем плодотворнее интеллектуальные усилия менеджеров, тем выше кпд функционирования общего менталитетного пространства в деловом социуме. Технология логического способа толкования. Принимая во внимание исключительную важность логического способа толкования в управленческой деятельности и порой недостаточную подготовленность менеджеров в области формальной логики, кратко обозначим технологию его практического применения. Ее можно представить в виде последовательно осуществляемых следующих познавательных процедур. Понятийно-словесная. В процессе этой процедуры выявляются сущность и содержание явления, фиксируется его видовое отличие, определяется словесный тезаурус. Нормативно-оценочная. Устанавливается причинно-факторный механизм образования и функционирования явления, его ролевое назначение. Особые усилия прилагаются по определению достоверности используемого и полученного знания, что достигается путем сопоставления его с имеющимися научными знаниями, с жизненными и профессиональными прецедентами. Экспериментально-деятельная. Данная процедура находит воплощение в самых разных формах: математического моделирования, теоретического и практического эксперимента, полевой (непосредственно жизненной) апробации. Важно опытным путем проверить, насколько соответствует воссозданная умозрительная конструкция объективным реалиям. Используются ли названные познавательные процедуры в деятельности менеджера? Обратимся к первой процедуре. Как правило, она игнорируется деловыми людьми. Исходя из принципа "меньше слов, а больше дел", многие из них не придают должного значения "точкам отсчета" движения нашей мысли, не соблюдают их последовательность, небрежны при познавательном отборе информации. Нередко менеджеры не имеют отработанных умственных навыков работы по созданию собственной информации. И прежде всего это проявляется при мыслительных действиях в постоянном размыкании логических ступеней познания. О чем идет речь? И.М. Сеченов, говоря об "элементах мысли", обращал внимание на то, что анализ, синтез и обобщение - это логические ступени перехода мысли от чувственного познания ("впечатления") к познанию рациональному - понятиям и умозаключениям. Многие часто "балуются" анализом, забывая при этом, что он - только одна из ступеней логического освоения, что без последующего подключения к обработке его результатов синтеза и обобщения его познавательные результаты неполноценны. Кроме того, не будем забывать, что в каждом акте познания имеется вклад самой личности. Это не свидетельство несовершенства процесса познания, а его естественного субъективного приращения, как в виде продвижения к истинному знанию, так и возможного ухода от него. Системное использование всех названных выше логических ступеней движения мысли обеспечивает перевод нашей субъективности познания на его объективный уровень. Сущностно-содержательный "срез" логического познания составляет главное назначение понятийно-словесной процедуры. Ее конечный результат - отработка слов-понятий, имеющих для менеджера практическую значимость. В наше время создание профессиональной лексики (не путая ее со всякого рода упрощенными сленгами - жаргонами) при описании процессов управленческой деятельности, при поиске оптимальных деловых решений приобретает особую актуальность. Декарту принадлежит высказывание о том, что если верно определить слово, то это поможет освободить мир от половины недоразумений. Если принять во внимание, что в мировом сообществе идет процесс конвергенции, образуется "единое экономическое пространство", то создание лексического стандарта управленческой деятельности должно стать предметом серьезного интереса современной философии менеджмента. Отсюда и полезность обращения менеджеров к понятийной культуре, к формированию профессионального эсперантского языка. Например, в виде создания банка унифицированных опорных понятий, относящихся к управленческой антропологии, чтобы все говорили на понятном друг другу языке. Сделаем небольшое отступление - поработаем над расшифровкой следующих понятий:
бизнес - менеджмент - маркетинг; автократия - меритократия - демократия; репутация - популярность - авторитет; человек - личность - индивидуальность; психика - психология - сознание; потребность - стимул - мотив; кооперация - группа - коллектив; социализация - воспитание - самовоспитание; мировоззрение - идеология - убеждения; явление - процесс - отношение; система - структура - элемент; цель - задача - функция.
Раскрыв содержание каждого из перечисленных понятий, советуем перейти к выявлению их логической взаимосвязи по горизонтали. Подобный понятийный тренинг полезен не только в целях выявления и уточнения своих знаний при использовании соответствующей литературы и консультаций со специалистами, но и доставит интеллектуальное удовольствие тем, кто добросовестно справится с этим заданием. Философ и психолог Джон Дьюи в книге "Как мы мыслим" описал пять стадий творческого мышления: · постановка задачи; · анализ задачи; · выдвижение гипотезы; · обсуждение и выработка решения; · оценка решения. Названные стадии составляют важную часть нормативно-оценочной процедуры. В процессе ее, используя понятийный ряд, отработанный в первой процедуре, осуществляется теоретическое "конструирование" мыслительной ситуации. Она представляет собой прообраз той реальной ситуации, в пределах которой должен или намерен действовать менеджер. Такое гипотетическое видение реальной ситуации требует подключения различных научных знаний, опоры на жизненный и профессиональный опыт не только личный, но и других людей. Здесь многое зависит от природных возможностей памяти, от ее способности сохранять и воспроизводить в сознании прежние впечатления, опыт. Чем сложнее и нестандартнее реальная ситуация, тем выше роль воображения, благодаря которому мыслительно доступным становится то, что реально отсутствует. Теперь можно сделать в практическом плане интересное обобщение. Его суть состоит в том, что мышление - память - воображение составляют базовые компоненты мыслительной деятельности человека. Поэтому, если менеджер желает продуктивно использовать свой ум, то ему следует хорошо знать характеристики каждого названного компонента своего ума и постоянно совершенствовать их, используя соответствующие консультации психологов. Особое значение в управленческой деятельности имеют эвристические способности и умения. Философ Анри Бергсон в книге "Творческая эволюция" использовал понятие "жизненный порыв" как потребность к творчеству. В наше время при отсутствии такой потребности наивно рассчитывать на серьезный успех в бизнесе и менеджменте. Если принять во внимание, что управленческая деятельность всегда связана с нестандартными ситуациями и проблемами, то развитое воображение плюс трезвый расчет являются важными условиями успешного их разрешения. Логически выстроенная мысль состоит из последовательного ряда суждений, каждое из которых зависит от предыдущего и обусловливает последующее. Одним из вариантов ее построения является эффект "силлогистической решетки", на примере которой демонстрируется возможность создания бесспорной доказательности. В чем можно удостовериться, обратившись к такому ее простейшему варианту: рыба–вода; карась - рыба. Производим простую операцию: убираем совпадающие слова, а таковых здесь два слова - рыба. Остается связка слов: карась - вода. Где обитает карась? Конечно, в воде. Быстрота нашей сообразительности и верность обобщения были предопределены достоверностью каждой посылки и непротиворечивостью их соотнесения. Таковы исходные требования для логической аргументации и выводов. "Силлогистическая решетка" имеет огромное значение в выстраивании рассуждений и особенно аргументаций, что крайне важно для менеджера, который постоянно общается с людьми, убеждает кого-то в правоте своих взглядов, требований, предложений. Для подтверждения сказанного приведем литературный пример. Молодой человек снимал комнату. Хозяйка, зайдя к нему, возмутилась, увидев аквариум. И потребовала его немедленно убрать. Между молодым человеком и ею состоялся следующий диалог: · - Вы не терпите в доме животных? · - Да, - категорично подтверждает женщина. · - Вы католичка. Что едят католики по пятницам ? · - Естественно, рыбу, - отвечает хозяйка. · - Но в аквариуме рыбы, вы их разве не любите! Хозяйка махнула рукой и вышла из комнаты. В логике, как и в жизни, предопределяющее значение имеет исходная посылка, или первый шаг. В. Гюго говорил, что человек свободен только в выборе первого шага, второй шаг зависит от первого. Вывод из этого сугубо практический: надо всегда, по мере возможности, тщательно продумывать первоначальные действия, прогностически "просчитывать" их последствия. Например, изначальным управленческим действием является постановка задачи. Специалисты утверждают, что только правильное ее формулирование - это 50% успешного решения. "Гипотетическое и экспериментальное" знание. В творчестве значительна роль мыслительных способов создания новой информации. Последовательность и изобретательность их применения образуют разнообразные "интеллектуальные технологии". В их разработке используются ранее названные методы познания: индуктивный - метод "наведения" и дедуктивный - метод "выведения". Эти методы имеют поисково-познавательную специализацию. Так, индукция организует чувственный опыт, переходя от осязаемого к наблюдаемому, от единичного к теоретическому обобщению. Она широко используется в математической статистике и теории вероятностей. Дедукция, опираясь на эти обобщения, соотносит их с научными знаниями и фактологическими данными, приводит к конкретным выводам. В том числе к предвидению: прогнозам и футурологическим прожектам. В управленческой деятельности используются также методы аналогии и формализованных обобщений. В целом же "интеллектуальная технология", говоря словами автора этого понятия социолога Д. Белла, включает в себя довольно много теорий и методов (способов): линейное программирование, системный анализ, кибернетика, теория информации, теория решений, теория игр и симуляций (разновидность моделирования искусственных социальных ситуаций). Благодаря ЭВМ названные средства помогают при изучении и экспериментировании в экономической и социальной сферах. Истинное знание - проверенное знание, т. е. теоретическая конструкция, которая "вмонтируется" в реальность и ею не отторгается. Практика - критерий истины. Вот почему заключительной познавательной процедурой является экспериментально-деятельная. Посредством нее гипотетическое знание становится апробированным. Так, оно обретает статус достоверного или недостоверного. История свидетельствует, что множество провалов предпринимательских программ обусловлено преобладанием при их разработке одного способа толкования (например, политического), несоблюдением ряда логических процедур, не владением, как теперь принято говорить, мультиперспективным мышлением. Итак, все познавательные усилия получают качественную пробу в эксперименте. Еще надежнее - в повседневной практической деятельности. Франклин Рузвельт советовал: выбрав путь, обязательно его опробуйте. Если он не приведет к успеху, то попробуйте что-нибудь другое, но нужно всегда что-нибудь познавать. Его государственная деятельность подтверждает правоту слов: самые великие политики-терапевты, которые активно используют свои знания в практике. Перевод гипотетического знания в экспериментальное - не простой процесс. Особенно, когда идет речь о крупных предпринимательских или управленческих акциях. В недавнем прошлом менеджеры были озабочены только одним: как можно больше получить прибыли при наименьших затратах. И сегодня это является для них целью номер один. Однако рост экологического варварства, потребность в усилении социальной ориентированности в экономической деятельности обязывают ее субъектов каждое деловое намерение теоретически (системно) осмысливать, прежде чем экспериментировать. Изучение различных точек зрения, альтернативных предложений, "сумасбродных" идей - надежный путь выработки взвешенных управленческих решений. Более 20 веков люди считали Землю центром мироздания. Потребовались титанические интеллектуальные усилия, чтобы идеи Джордано Бруно и ньютоновской теории тяготения, пройдя через концепцию, гипотезу, версию, вариант и экспериментально-практическую апробацию, получили признание. В итоге люди пришли к выводу: Земля и Солнце - рядовые звезды, в нашей дискообразной галактике есть множество других звездных систем и галактик.
Любому эксперименту, а тем более практическому внедрению делового замысла, должна предшествовать его отработка посредством специального гносеологического метода. Его суть в том, что замысел (идея) пропускается через следующий теоретико-логический ряд: концепция - гипотеза - версия - вариант. Концепция - микротеория, прогностическое и фактологическое обоснование замысла. Гипотеза - избранная логика его осуществления. Версия - предполагаемые меры по реализации гипотезы. Вариант - конкретный деловой алгоритм осуществления замысла. Концептуальность, гипотетичность, версиальность и вариативность - изнутри составляющие "интеллектуальную технологию". Все то, что ранее говорилось о научном аппарате, логическом инструментарии и познавательных процедурах, находит применение при разработке концепции, гипотезы, версии и вариантов. Приведенный пример подтверждает, что взлет человеческой мысли в конечном итоге практически результативен. Но только тогда, когда эта мысль прошла через разнообразные "интеллектуальные технологии". Психолог П. Симонов писал, что если человек видит в своей работе в основном источник заработка или средство карьеры, его мысль будет обслуживать поиск кратчайшего пути к первому и второму. На открытия и озарения у такой "одномерной" личности не останется ни сил, ни времени. В итоге страдает дело. Самое обидное - не раскроются ее интеллектуальные возможности. Клод Гельвеции утверждал: если хочешь нравиться людям, то цени их ум. Подобное можно сказать и о современных менеджерах. Если вы уважаете самих себя, то овладейте методологией творческого познания. Вы должны быть на "ты" с "интеллектуальной технологией". Наш мозг уникален по своим возможностям. Десять биллионов нейронов в 200 000 раз превосходят возможности любого современного компьютера. Нужно разумно распорядиться этой мощью.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Вкус к научному познанию» з дисципліни «Управлінська антропологія: людська компетентність менеджера»