Нормальное функционирование любой организации зависит от правильного распределения власти в управленческой системе. Негативно действует на нее как абсолютизация, так и недостаточность властных полномочий у ее менеджеров. В первую очередь это касается административных, штабных и полевых руководителей, образующих управленческий костяк любой организации. От их взаимопонимания на идеологическом уровне и координации профессиональных усилий всецело зависит ее успешное существование. Главным профессиональным предназначением руководителей является умение работать с людьми. Руководители выступают в роли социальных архитекторов, занимающихся созданием жизнедеятельных социумов. Чем выше управленческая вертикаль, на которой находится руководитель, тем большее значение в его работе приобретает ее социально-организаторская направленность. Властные возможности каждого руководителя определены его должностными полномочиями, которые призваны обеспечить реальность выполнения руководителем своих служебных функций. Приоритетными управленческими функциями являются предвидение, планирование, конструирование социума, координирование, контроль, стимулирование, обучение. Мера правовых и деловых оснований для реализации названных функций у различных руководителей неодинакова. Наибольшими властными возможностями, а потому и должностными полномочиями, обладают административные руководители. Прежде всего это так называемые "первые лица" - командующие структурой. Они стратеги, а потому им принадлежит право определять программу ее жизнедеятельности, решать проблемы, связанные с оценкой работы персонала, т.е. им дана возможность судить, какие работники - сколько "стоят". Штабные и полевые руководители действуют в пределах делегированных им административными руководителями полномочий. Чем экономически самостоятельнее структура (например, предпринимательская фирма), тем нагляднее проявляется подобная легитимность в соотносимости должностных полномочий административных, с одной стороны, штабных и полевых руководителей - с другой. Как свидетельствует практика, такая субординационная упорядоченность управленческой системы является важнейшим условием нормального функционирования любой структуры. Важное значение, с точки зрения разделения власти в управленческой деятельности, имеет соблюдение оптимума "прямых живых связей" руководителя. Желательно, чтобы у одного руководителя в прямом подчинении было не более 10-12 работников. Специалисты считают, что наилучшим вариантом является соблюдение принципа "Великолепной семерки". В качестве примера можно привести такой исторический факт: Наполеону подчинялось семь маршалов, каждому маршалу - семь генералов и т.д. Этим объясняется высокая мобильность наполеоновской армии, ее успехи в баталиях. Очевидно, этот управленческий принцип лучше проявляется в европейских условиях. Возможно, именно поэтому он не "в почете" у наших руководителей. В конечном итоге это сказывается на качестве их управленческой деятельности. При всем различии должностных полномочий административных, штабных и полевых руководителей у них имеется общая платформа управленческого поведения. Речь идет о едином понимании и неукоснительном соблюдении общих принципов управления. В литературе существует множество толкований этих принципов. Столь повышенный к ним интерес практиков и теоретиков-управленцев обусловлен их особой важностью для менталитетной консолидации менеджеров, работающих под одной "крышей". В авторском понимании общими принципами управления являются следующие: компетентность: обладание знаниями, опытом и умениями, которые необходимы для профессионального исполнения должностных полномочий; гуманность: человеколюбие и благородная нравственная мотивация служебного поведения, стремление раскрывать в людях лучшие личностно-деловые качества; ортобиотичность: осознание самоценности собственной жизни, неиссякаемый оптимизм, проявление заботы к природе; инновационность: вкус к поиску, стремление к рационализаторству, способность к риску, поощрение футурологических предложений; прагматизм: работа на результат, рациональное использование рабочего времени, активная инвестиционная деятельность. Есть немало примеров, свидетельствующих, что осознанное принятие и неукоснительное соблюдение представленных принципов управления способствует координированному стилю поведения всех руководителей, действующих в рамках конкретной структуры. Подобная согласованность руководителей, как правило, положительно сказывается на ее функционировании как в "централизованном", так и "децентрализованном" состоянии. При этом экономическая целесообразность какого-то из названных организационных построений структуры подкрепляется идеологически единообразным пониманием руководителями своего управленческого амплуа. При формировании системы управления делового социума важное значение имеет отладка "живых колес управления": "номенклатурных" и "социальных". Первые - это руководители делового социума. Вторые - его общественные органы и "звезды" социума (вожаки, лидеры, аниматоры). "Живые колеса управления" - механизм, приводящий в движение весь персонал государственной или предпринимательской структуры. От их вращения зависит эффект передачи идей и энергии управляющей системы работникам, ее стимулирующее воздействие на них как членов делового социума. Чем качественнее отлажена работа этих колес, тем больше возможностей у административных руководителей заниматься стратегическими проблемами, смелее идти на инновационные внедрения, полновеснее их личное удовлетворение от осознания надежности управления возглавляемых ими структур (подразделений). Особое внимание хотелось бы обратить на необходимость и перспективность работы руководителей с "социальными колесами" своих подразделений и социума в целом. Как известно, многое из социалистического опыта общественного самоуправления в настоящее время используется в зарубежных странах. Обратимся ли мы к американскому менеджменту, сориентированного на искусное использование таких ключевых стимулов, как участие персонала в распределении прибыли и переход предприятий в его собственность, или используем, к примеру, японский менеджмент, поощряющий коллективный труд, актуализацию у работников таких поведенческих характеристик, как честность, взаимное доверие. Нетрудно убедиться в том, что руководители деловых структур зарубежных стран прилагают немало усилий по развитию общественного самоуправления, привлечению на свою сторону разнокалиберных "звезд", находящихся на небосклоне деловых социумов. Устойчивое проявление названной тенденции в менеджменте подтверждает, что объективной потребностью жизнедеятельности современного делового социума является необходимость активного вовлечения работников в его управление. Благодаря этому возможно актуализировать у них личный (групповой) интерес к его технико-экономическим и социальным достижениям и к обеспечению достойной конкурентоспособности. "Живые колеса управления" должны использоваться как в масштабе всего делового социума, так и в социальном пространстве каждого его подразделения. Тогда наилучшим образом стимулируется прямая и обратная связь в управлении, что гарантирует со стороны персонала не только деловую, но и морально-психологическую поддержку деятельности административных, штабных и полевых руководителей. Успех административного руководителя в отладке "живых колес управления" во многом зависит от того, насколько он склонен делиться своей властью с другими руководителями, широко использовать предприимчивость своих подчиненных. В этой связи можно определить четыре стиля служебного поведения административного руководителя: · автократический: руководитель - исполнитель; · бюрократический: руководитель - "номенклатурные колеса" управления - исполнитель; · демократический: руководитель - "социальные колеса" управления - исполнитель; · аристократический: руководитель - система стимулирования труда - исполнитель. При всей условности названных стилей следует признать, что в практике они существуют как устойчивая манера служебного поведения административных руководителей. Есть административные руководители, которые любят напрямую работать с исполнителями, минуя их непосредственных руководителей. Другие постоянно апеллируют или к своим коллегам - руководителям, или к органам общественного самоуправления делового социума и его неформальным "звездам" (вожакам, лидерам, аниматорам). В предпринимательских структурах эффективен аристократический стиль руководства, суть которого в использовании толковой и постоянно адаптируемой к изменениям, происходящим на рынке, системы материального и духовного стимулирования работников. Благодаря ей административный руководитель и его "управленческие колеса" активизируют личную (групповую) материальную заинтересованность и профессиональное честолюбие работников, а потому добиваются желаемых экономических и социальных показателей. В предрасположенности к какому-то из обозначенных стилей явно просматривается менталитет и характер руководителя, его управленческий опыт, реальные условия жизнедеятельности возглавляемой им деловой структуры. И все же нежелательно абсолютизировать какой-то из выше обозначенных стилей. Важно умелое сочетание их в управленческой деятельности, ситуативное акцентирование на каком-то из них, соблюдая при этом чувство меры. Главное, чтобы умелое владение каждым из этих стилей позволяло руководителю проявить свои лучшие личностно-профессиональные качества, эффективно использовать кадровый потенциал своей организации.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Разделение власти - закон управления» з дисципліни «Управлінська антропологія: людська компетентність менеджера»