Muji: брэнд, придерживающийся стратегии минимализма в маркетинге
В течение всей истории существования маркетинга главным принципом при создании брэнда был тот, который способствовал его выделению из толпы. Поэтому основной идеей для большинства компаний стало создание своего рода послания брэндов к потребителю в отдающих глянцевым блеском фешенебельных рекламных кампаниях. Однако к концу прошлого столетия компании столкнулись с типичной для всех них проблемой. Эта проблема заключалась в том, что потребители устали от типичных кричащих посланий компаний, каждая из которых достаточно хорошо научилась способам маркетинговой стратегии, которые отчетливо заявляли о существовании каждой марки. В результате многие из них, казалось, зациклились лишь на одном известном всем способе: расширение информации о своём продукте до такой степени, что понятия «рекламная кампания» и «рекламируемый продукт» стали, определённым образом, в сознании потребителя ассоциироваться с одним и тем же явлением. Не все компании сбавили обороты в своей рекламе, но некоторые из них, проанализировав существующую ситуацию, заключающуюся в том, что раздутая реклама их продукции больше вредит, нежели приносит пользу, направленную на то, чтобы потребитель всё-таки начал воспринимать продукцию отдельно от рекламы. Это привело бы к тому, что он в конце концов, начал бы обращать внимание на неповторимые особенности того или иного брэнда, в чём и состоит основная цель рекламной кампании. Стратегия, вырабатывающаяся компаниями в такой ситуации, стала называться стратегией рыночного минимализма. Суть подобного минимализма заключалась в практически полном прекращении рекламной кампании. Появились и первые компании, которые пришли на европейский рынок из Японии, применяя данную стратегию. Розничные магазины Muji стали одними из первопроходцев воплощения подобного подхода. Магазины этой компании обычно продавали широкий диапазон недорогих, не требующих, на первый взгляд, рекламы, товаров: канцелярские товары, косметика для лица и тела, мебель, одежда и всё необходимое для кухни. Суть, выражающая неповторимые характеристики брэнда, лежит в значении его названия. Muji — аббревиатура полного названия «Mujirushi Ryohin», что означает «товары без сертификата качества». Другими словами, это настоящий антибрэнд, или брэнд, который построен на несоблюдении логики маркетинговых закономерностей. Компания практически не проводит никаких рекламных акций. Её продукция, как правило, упаковывается в коричневые картонные пакетики с фирменной эмблемой-ценником Muji. Образно выражаясь, в мире, где большинство компаний притягивают к себе взоры потребителей, громогласно произнося своё послание ему, Muji тихо шепчет о своём существовании. И это еле доносящееся из ее уст послание отчётливо концентрирует потребителя собственно на продукте. С другой стороны, товары Muji постоянно проходят тщательную проверку качества. Между тем компания не тратит чрезвычайно крупные суммы денег на дорогие рекламные кампании, которые бы значительно опустошали её бюджет. Эта простая и незамысловатая формула стала во главе маркетинговой концепции компании в 1980 году. В 1989 году Ryohin Keikaku Company расширила применение подобной стратегии на международном рынке (это произошло, когда аббревиатура Muji впервые стала известной). В 1991 году компания, уместно бы было выразиться, на цыпочках прокралась на европейский рынок, открыв свой магазин в Лондоне. Стильный британский журнал The Face сравнил Muji с робким подобием брэнда Marks & Spencer. Muji распростёрла свою сеть в Европе и Азии, открыв магазин на площади, составляющей 3000 квадратных метров, в своём родном Токио. С международной точки зрения подобное положение вещей — успех, но для самой Японии — настоящий феномен с 300 действующими магазинами. Успех стал закономерным благодаря молве, исходящей от самих клиентов, впечатлённых самими продуктами и простотой торговли в магазинах Muji. Одна из причин, почему же продукция компании остаётся столь привлекательной, — проводимая должным образом работа консультантов-дизайнеров, поскольку такой профессионал, как Йоши Йамамото, ведет дизайнерское направление марки. Сама же компания, обладая самыми изощрёнными маркетинговыми тактиками, никогда не пыталась применить их влияние на потребителе — напротив, она привлекает потребителей к сотрудничеству в процессе дизайна своей продукции. Несмотря на то, что большинство коммерческих веб-сайтов являются маркетинговыми инструментами, Muji превратила японский веб-сайт Muji Net в инструмент по разработке дизайна и продукции. Сайт привлекает множество клиентов в процесс обсуждения обширного разнообразия современной продукции и получения консультаций. Секреты успеха Стиль. Muji, несомненно, стильный брэнд (её одежда не раз выставлялась во время недель моды в Лондоне и Милане). Однако эта стильность исходит от модной направленности того или иного продукта, а не от маркетинговых потребностей. Простота. «Заурядная на вид вещь Muji изготовлена на редкость мило», — писал журналист Стивен Бейли в статье для британской The Times. Стоимость. Исключая особо крупные затраты на рекламу, Muji смогла при относительно низких ценах на свою продукцию гарантировать при этом её качество. Последовательность действий. Muji, по всей видимости, служит образцом антибрэнда, что касается основных маркетинговых закономерностей, но, с другой стороны, Muji строго следует основным правилам, которые выполняются крупными компаниями при организации их стратегии, а именно: последовательность, которая включает дизайн и единую упаковку своей продукции с эскизным изображением магазинов на простых коричневых упаковках и эмблемой Muji на них. Краткая информация о компании Сайт: www.muji.com Дата основания: 1979 г. Страна-производитель: Япония. Торгово-экономическая деятельность компании: Ассортимент Muji составляет 5000 различных единиц товаров. Каталог Muji, по сути, представляет все расходы компании на рекламу. Один из наиболее пользующихся спросом проектов — CD плейер Muji, дизайн которого разработан Наото Фукасава. 50 000 единиц были сразу же реализованы за первые восемь месяцев, что представляет 0,6% всего японского рынка CD плейеров.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Muji: брэнд, придерживающийся стратегии минимализма в маркетинге» з дисципліни «Видатні бренди»